Урок математики

Рефат Шакир-Алиев
Сегодня по видеосвязи состоялся международный интернет-урок математики. Урок из американского штата Нью-Джерси вела семилетняя Лола. А учениками были два австралийских переростка: Лолочкин деда и его свояк Алик. Деда сидел за своей партой, то есть за компьютером, в Перте, столице штате Западной Австралии, а Алик – на другом конце зелёного континента, в Мельбурне.

Для начала учительница задала примеры на сложение однозначных цифр: один прибавить один, один прибавить два, два прибавить два и так дальше, всё сложнее и сложнее... Она писала мелком на специальной доске эти примеры и затем придвигала доску к камере так, чтобы её ученики могли видеть задание на своих экранах. Со сложением у дедов получалось неплохо. Всё-таки они и раньше проделывали эту процедуру, прибавляя к своему возрасту по одному году уже более шестидесяти раз. А когда перешли к противоположному действию, вычитанию, то дело забуксовало. Ведь отдавать – не брать, терять что-то всегда тяжелее, чем приобретать.

Да и ученики попались, надо признаться, хотя и прилежные, но к математике не шибко способные. Они то и дело ошибались. То дружно вместе, то по отдельности кричали неверные ответы. Когда ошибки были грубыми, учительница огорчённо говорила: «Неправильно», и писала правильный ответ. Когда кто-то из них ошибался на немножко, Лола выражала одобрение словами «очень близко!» и предлагала подумать ещё. А когда наконец кому-то из дедов удавалось попасть в точку, Лолочка радостно восклицала: «Правильно!», и посылала смайлик с сердечком. Получить смайлик, и, особенно, услышать радостный голосочек внучки, было для дедушек счастьем, ради чего они старались изо всех сил.

Потом перешли к другим арифметическим операциям, и в заключение было самое трудное для понимания великовозрастных школьников задание – умножение многозначных чисел на единицу и ноль. Деда, например, никак не мог взять в толк, как это так, если умножаешь на один, то в результате имеешь то же самое. Ведь само слово «умножать» означает делать больше, множить, увеличивать... Тут же ничего больше не становится. Как имел одну цифру, так с ней и остался.

А Алик представил, что у него два пирожка – он любитель вкусно поесть, – а когда помножил на ноль, пирожки исчезли. В каждой руке было по пирожку, и вдруг ни одного. Это же несправедливо, что из-за какого-то противного нолика пирожки деваются неизвестно куда. Так и с голоду помереть недолго. Кому может быть по душе такое умножение?! Вспотевшие от непривычных умственных усилий ученики стали жаловаться, что это очень сложное задание, и оно им не по зубам.

Наставница не стала вдаваться в дебри языкознания и объяснять ученикам, что язык математики – это цифры, символы и знаки, а не слова. В отличие от расплывчатого словесного языка, который математикам приходится применять только для того, чтобы посвятить непросвещённых в таинства своей чудесной науки, язык чисел предельно точен. Про ноль она тоже могла бы рассказать много интересного, но опасалась перенапрячь своих учеников, и без того находящихся на пределе своих возможностей. Она только успокаивала и подбадривала своих питомцев. «Нет, это не сложно, вы можете это делать», говорила она и терпеливо показывала, как надо правильно умножать.

В конце концов, благодаря педагогическому таланту учительницы, ученики с грехом пополам усвоили и эту премудрость. Вероятно, Лолочка планировала обучить их также умножать на отрицательные числа. Но решила не рисковать здоровьем дедушек; они и без того слишком сильно разволновались, умножая на единицу и ноль. А ведь с отрицательным множителем ещё хуже – там не только остаёшься с носом, как при умножении на ноль, но в результате оказывается, что умножающий в минусе. Иными словами, должен остаётся. А кому приятно попадать в долги?

Урок тихо и мирно подходил к концу, и всё было бы как в лучших показательных школах, если бы вдруг не послышались восторженные возгласы и на экранах дедушкиных компьютеров не объявилось личико трёхлетнего Тимки. На голове у него красовалось что-то полосатое. Только приглядевшись, дедушки разобрали, что это были полосатые штаны. Внук только что принял вечерний душ и пока ещё не удосужился одеться. До штанов ли, когда рядом происходят такие занимательные события!

Тимка выглядел так забавно, что Лолочка залилась своим серебристым смехом. Лолочкины ученики тоже поддержали веселье. Видимо, такой весёлый приём придал шалуну дополнительную активность. Благодаря его энергичным усилиям, урок математики без всякой переменки сменился уроком физкультуры.

Конечно уроком то, что начало твориться в классе, назвать можно было с большой натяжкой. Уж больно шумным был урок: с громкими восклицаниями, смехом, кувырканиями на кровати и прыжками с неё на пол, метанием всего, что попадалось под руку, и отталкиванием учительницы от компьютера... Лола с завидным терпением переносила весь этот кардабалет.

–  Тимка просто маленький мальчик, – она извиняющимся тоном стала оправдывать перед дедушками поведение своего неугомонного братика.

–  Я не маленький мальчик, я большой мальчик, – закричал Тимка и запустил в камеру компьютера подушкой.

На этом урок завершился. Не так, как ожидался, но дедушки остались очень довольными. Ведь только теперь, под старость лет, они научились умножать на единицу и ноль. За что они были очень признательны своей обожаемой учительнице. Ещё пару таких уроков и они научатся выводить формулу бинома Ньютона. А там не за горами дифференциальные и интегральные уравнения. Дедушки обязательно доберутся до высшей математики. Но при условии, что Тимка не вмешается со своим уроком физкультуры. Впрочем, физкультура тоже нужная вещь. Особенно, в Тимкином исполении.