Жизнь такая вот штука

Севинч Севинч
ЖИЗНЬ ТАКАЯ ВОТ ШТУКА
Мысли путались, их было очень много. В голове была сплошная суета. Как жить дальше, что делать? Выхода не было. Маленький «комочек» сопел рядом. Его ровное дыхание «грозно» напоминало об ответственности, которую несет Азиза за его судьбу. Совсем одна, совсем одна! Как быть бросать учебу идти работать, что делать? Как кормить дитё?
     Совсем недавно жизнь казалась такой простой, понятной и легкой. Мама, папа и она, любимая единственная дочь.   Как было спокойно, весело. Потом неудачное замужество, бесконечные трудности с пьющим мужем-бездельником,  его вечно недовольная мама, которой нужны были лишь деньги ее родителей, учеба, беременность, рождение дочки и финал со злобной фразой свекрови: «Теперь у тебя нет родителей, а нищенка с плохим характером и проблемами нам  не нужна!».
     Первое время нужно было, как-то пережить горе. Молодые здоровые родители и автокатастрофа, унесшая их жизнь. Хорошо были рядом дяди и тети, которые не оставляли ее, организовали похороны и поминки. А теперь надо было, как-то справляться со всеми своими бедами, но как?! Деньги потихонечку кончались, а двухлетнюю дочурку надо было чем-то кормить и куда - то ее пристраивать. 
     Азиза постучала в дверь кабинета заведующей детского сада.
- Здравствуйте Рано Алиевна.
- Здравствуй Азизочка, как ты поживаешь?
- Нормально, - ответила Азизи и тихи заплакала.
- Не надо так отчаиваться, садись, поговорим.
- Рано Алиевна – это моя девочка, Наргизочка. Азиза повернула пухлощекую дочку к Рано Алиевне.
- Ой, какая красавица, какая  умница, иди ко мне я тебе дам цветные карандашики и бумагу, иди, порисуй, а потом мне покажешь.
- Азиза, дорогая, у тебя были замечательные родители, но с судьбой не поспоришь, вот такое испытание свалилось тебе на голову.
Рано Алиевна налила в пиалу чай, протянула Азизе и пододвинула, стоящую на столе вазу с конфетами.
- Детка, давай подумаем как нам дальше быть, как я могу тебе помочь, ты знаешь как мы с мамой твоей дружили и я тебя не оставлю в беде.
- Рано Алиевна, я уже договорилась на кафедре, что с  пяти до восьми вечера я буду делать там уборку в кабинетах, только малышку надо в детский сад оформить, пожалуйста, возьмите ее к себе в садик, она у меня и на горшочек садится и ложкой сама управляет.
- Конечно, возьму и в круглосуточную группу оформлю, только  ночевать не будет, а пока ты придешь, со своих уборок будет под присмотром.
Впервые за последние месяцы потухшее лицо Азизы просияло радостью.
- Не переживай, - подбодрила ее Рано Алиевна. Все будет хорошо.
Дальше было очень трудно. После занятий надо было работать, после работы надо было бежать домой за дочкой, а потом надо было готовить поесть себе и девочке, заниматься домашними делами. Но сильная девушка сопротивлялась трудностям из всех сил и старалась не падать духом. Вечером она падала на кровать и, почти теряла сознание от усталости, спала так крепко, что порой не замечала, как дочурка сделала «лужу» под собой. Родные стены, крепко «обнимали» девушку и, как могли ее поддерживали. Трехкомнатная квартира ее родителей, казалась ей крепостью, в которую девушка прибегала голодная и холодная с ребенком в руках, вечером.
    Дальше начались неожиданные события. Однажды, когда поздно вечером она убиралась в кабинете заведующего кафедрой, он  вернулся   к себе, по своим срочным делам и очень удивился, когда увидел там Азизу с ведром и шваброй.
- Касымова, ты чего здесь делаешь?
- Я же у вас в штате вечерняя уборщица, вам разве не говорили.
Профессор был очень удивлен.
- Азизочка, мне говорили, что будет вечером работать студентка, но я никак не мог подумать, что эта крутая девочка ни «Sparce" да еще и самая лучшая студентка может быть нашей вечерней уборщицей.
- Да, Бахадыр Убайдуллаевич, моя машина – это мое спасения. А работаю я  потому, что потеряла своих родителей и осталась одна с дочкой.
- А как же муж?
- А муж объелся груш и бросил нас на произволы судьбы…
- Да, ну и мужики нынче пошли…. А про родителей я не знал, очень соболезную детка. 
Он долго молчал, а потом спросил:
- Ты сейчас на каком курсе?
- На последнем…
- А хочешь в магистратуру ко мне на кафедру?
- Об этом я могу только мечтать, у вас самая лучшая и интересная кафедра, все студенты к вам хотят.
- Хотеть не вредно, мне нужны на кафедру лучшие, ты завтра обязательно ко мне зайди, и мы поговорим.
Никто из ее сокурсников не удивился, когда она попала в магистратуру на кафедру английского языка, потому что она была лучшей ученицей потока, только Азиза приняла это как подарок судьбы и, на кладбище у родителей она тихо шептала:
- Мамочка, папочка, я знаю, это вы меня так поддерживаете, даже там, на небесах вы со мной.
Хотя с кладбища она всегда возвращалась в плохо настроении, сегодня было совсем другое дело, Азиза почувствовала уверенность и былую легкость в душе. Сидя за рулем своей машины, она думала, как ей распределить свой день так, чтобы оставалось больше времени на занятие и повышение своего профессионального мастерства. Она как на крыльях залетела в садик и побежала на второй этаж за дочерью и, на лестничном пролете услышала голос Рано Алиевны.
- Молодой человек, вы тут руками не размахивайте и голос не повышайте, я вас быстро приведу в чувство. Наши воспитатели никакого папы этой девочки не видели в глаза, а к постореннему человеку девочку мы вывести не можем!
- Я не посторонний, я ее папа!
- Если вы не посторонний, почему ваша дочка вас не узнает!- грозно спросила Рано Алиевна. Где-то гуляли все это время, а теперь вдруг вспомнили, что отец!! Запомните я, таких как вы, видала, перевидала еще раз без разрешения матери к девочке придете, будете в милиции отвечать, а сейчас освободите помещение и не мешайте людям работать!
Азиза, открыла первую дверь, что подвернулась ей по ходу, спряталась и замерла. Она услышала быстрые шаги пробегавшего мимо двери Асада, своего бывшего мужа.
«Господи, только этого не хватало, объявился!» - с волнением думала Азиза.
Жизнь, такая штука, раздышаться не дает. Его появление очень испугало Азизу. Хотя они не были, в разводе и уже почти год о нем не было ни чего слышно, она давно привыкла к мысли, что старая жизнь давно позади.
- Я с тобой еще не в разводе!- первое, что сказал Асад, найдя Азизу в институте. Я хочу видеть свою дочь!
- А когда ты меня выгнал с дочерью на улицу, ты, о чем думал? И где ты почти год был? У меня есть адвокат, дальнейшие переговоры у тебя будут не со мной,  а с ним. Я бумаги к бракоразводному процессу передала ему, когда нас вызовут в суд по моему заявлению, там и поговорим.
Асад смотрел на свою «бывшую» жену широко раскрыв глаза.
- Ты чего, и заявление на развод подала? Я тебе развода не дам!
- Посмотрим, что решит суд,  узнав, как ты меня выгнал с ребенком на руках, когда у меня было такое горе, да еще целый год своей дочери кусочка хлеба не принес!
Асад, видно не на шутку испугался. Далее Азиза уже блефовала.
- У меня есть еще показания твоих соседей, о том, как ты напиваешься и хулиганишь на всех махалиских свадьбах.
- Азиз, ты чего с ума сошла, я же тебя люблю, ну ладно поссорились, померимся!
- Мириться я с тобой не буду, понял, а суд решит, где и сколько времени можно общаться ребенку с отцом,  который беспробудно пьет, ни где не работает и вспоминает про то, что он отец через год!!!
Как и всякий «мамсик» Асад был трусом и закричал ей в след:
- Ты еще пожалеешь! Увидишь, что я с тобой сделаю!
У Азизы от страха и волнения колотилось сердце, но она, собрав все последние силы, повернулась и сказала:
- Я адвокату и про угрозы скажу и, еще в свидетели возьму вот этих двух своих подруг. Две ее однокурсницы грозно посмотрели на Асада.
После этой сцены она больше с ним не встречалась, он без следа исчез из ее жизни.
                -----
Ресторан был роскошный, такой красоты Азиза еще не видела. Официант показал пришедшим гостям столик, накрытый на три персоны.
Двое мужчин, директор солидной торговой фирмы, его гость из Америки и Азиза сели за стол.
- Я вас приветствую Майкал  в нашей солнечной столице, познакомьтесь – это Азиза, она нам будет помогать,- сказал Ильхом.
- Мы должны так общаться, чтобы девушка могла тоже поужинать,- первое, что перевела Азиза.
- Я надеюсь, что мы хорошо пообщаемся и девушку голодной не оставим. Ильхом улыбнулся Азизе и в первый раз внимательно на нее посмотрел. Азиза была очень милой светловолосой узбечкой с веселыми проницательными глазами.
Разговор был очень долгим, партнеры решали вопросы своего бизнеса. Азиза переводила очень четко. Иногда они шутили, каждый по-своему, девушка очень находчиво переводила и шутки. Перед уходом Майкл спросил:
-У вас очень хороший английский, где вы учились языку?
- Вы знаете, все началось в детстве, моей няней была пенсионерка учительница английского языка, она со мной только на вашем языке разговаривала.
Майкл улыбнулся и долго смотрел на Азизу.
- Что означает ваше имя, ведь на Востоке именам придают особое значение?
- Мое имя означает «дорогая».
- Ваше имя вам идет,- Майкл очень дружелюбно улыбнулся Азизе.
Когда она вернулась домой и, открыла конверт, с гонораром у нее от счастья запрыгало сердце.
«Все, теперь Наргизке куплю ботиночки, куртку, платье, шапочку!». Сердце от счастья сильно стучало, «Если будет такая работа, я могу больше не работать уборщицей!!», - думала девушка.
Работать  приходилось много, все окружающие ее люди видели это и очень хорошо к ней относились. Особенно преподаватели на кафедре. Ей было разрешено пользоваться компьютером, для работы над своим проектом. Особенно хорошо к ней относился Бахадыр Убайдуллаевич.
               
- Если бы у меня был сын, я бы тебя детка с ним познакомил,- говорил он, с нежным сожалением поглядывая на Азизу.
----
- Азиза, вы не могли бы мне помочь с переводом?- услышала в трубке голос Ильхома девушка.
- Конечно, с большим удовольствием!
- Тогда вечером подъедете к нашему офису, тут кое-какие бумаги от Майкла пришли, хотелось бы знать их содержание.
- Нет проблем, я не опоздаю и 1800 буду у вас.
- Я вообще то, тоже не плохо владею языком, просто боюсь упустить детали, - оправдывался Ильхом.
- Конечно, конечно, не надо беспокоиться, все будет нормально.
У Азиза от радости опять забилось сердце. «Как хорошо, сейчас мне деньги не помешают», - подумала она.
В офисе никого не было, Ильхом сидел за компьютером и сосредоточенно работал. Увидев Азизу, он встал и протянул руку.
- Здравствуйте Азиза, как я рад вас видеть!
- Здравствуйте Ильхом – ака.
- Садитесь вот сюда, отдохните с дороги.
Азиза села за стол. На столе на белой салфетке, стояла  тарелка с фруктами, сок и коробка конфет.
- Спасибо большое, давайте ваши бумаги.
- Что же вы так торопитесь?
- Мне с детского сада доченьку забирать надо.
- Я вас задерживаю.
- Нет, что вы, она оформлена в круглосуточную группу, хотя, я ее никогда в саду не оставляю и, знаете, стараюсь не задерживаться, а то сердце за дочку болит.
- А что папа забрать дочку не может?
- Моей дочке не повезло, у нее нет папы, бабушек и дедушек. У нее, есть только мама.
- Понятно, очень жаль, - сказал Ильхом.
В этот день, он  показался Азизе очень странным, путался, заикался, даже кончик его носа вспотел.
- Азиза, - сказал он перед уходом девушки. А можно я вам просто буду звонить, иногда хочется пообщаться с хорошим человеком.
- А ваша супруга не будет против таких общений?
- Ну, я же так по-дружески….
- Ильхом - ака, молодой мужчина и молодая женщина дружить не могут, вы знаете, чем это кончается, я думаю нам не надо плохих приключений.
----
- Майкл,  я ничего про эту девушку не знаю, кроме того, что она хорошая переводчица и, того, что она одна с маленьким ребенком, - на ломанном английском сказал Ильхом.
- Ильхом, друг мой, я редко западаю на девушек, все время работа, работа, очень хочу с ней поближе  познакомиться.
- Окей, я попрошу ее, чтобы она сделала с вами экскурсию по городу, это сближает, а там все козыри вам в руку Майкл.
Ильхом взял трубку телефона в руки и, с тяжелым сердцем стал набирать номер  Азизы.
- Добрый день Азизочка, это я Ильхом.
- Здравствуйте Илхом – ака, я вас узнала.
- Азиза, вы бы не могли, показать город Майклу, он опять приехал к нам в гости.
- Нет проблем, я в воскресенье свободна, только доченьку к подружке отведу, чтобы она была под присмотром.
- Доченьку пусть берет с собой, она нам не помешает, - вмешался Майкл.
- Вы можете вашу девочку взять с собой, она не устанет, я дам хорошую машину.
- Ой, как хорошо, большое спасибо! Не беспокойтесь Ильхом – ака, я все сделаю как надо! Майкл будет доволен.
- Ну, вы Майкл молодец, сразу включаете «тяжелую артелерию», - сказал Ильхом, кладя трубку.
Сердце, это очень удивительный орган, когда вдруг начинает любить, не успеешь догадаться. Как же так получилось, что Ильхому полюбилась Азиза, он не мог понять. Наверное, потому, что очень рано женился, сам того не понимая, любит он свою жену или нет, или потому, что в настоящее время он совсем не понимал жену, а она его. И жили, они вместе под одной крышей как два чужих человека.  А вот сейчас, он встретил девушку, которая ему нравится, а уже поздно у него семья и сын. Ильхому расхотелось работать, он сидел за своим рабочим столом и угрюмо смотрел в окно.
Майкл подъехал к дому Азизы, она с Наргизочкой стояла у дверей подъезда.
- Здравствуйте Азиза!
- Привет Майкл!
- А эта прекрасная леди ваша дочка?
- Она самая. Наргиза поздоровайся с дядей Майклом!
-  Привет дядя Майкл, - по-английски ответила девочка.
- Ты говоришь по-английски? – удивился Майкл.
- Она по-английски, говорит лучше, чем по-узбекски, к сожалению,- вмешалась Азизи. В саду по-русски, дома я с ней по-английски, вот и результат.
- За то, с дядей Майклом будешь хорошо разговаривать, да? – веселился гость.
- Да, дядя Майкл, а вы мне купите мороженое?- спросила девочка на том же английском.
- Я тебе куплю все, что ты захочешь!
- Наргиза, я сейчас тебя оставлю дома с тетей Гульнарой, - строго сказала Азиза.
- Мы, мамочка, будем вас слушаться, не будем баловаться,- верещал Майкл.
День был солнечный, прохладный и прошел великолепно. Вместо, того чтобы смотреть достопримечательности города Майкл дал команду ехать в детский парк и целый день как ребенок развлекался с девочками на качелях и каруселях. Вечером уставших, но возбужденных Наргизу и Азизу привез домой.
- Дядя Майкл, а вы еще приедете ко мне?- спросила девочка, крепко обнимая своего «волшебника». 
- Я тебя очень полюбил, я буду к тебе часто приезжать, если мама разрешит.
- Мама, ты разрешишь? – дергала маму Наргиза.
- Наргиза, я тебя сейчас накажу, дядя Майкл не может часто приезжать, он живет  в Америке!
- Дядя Майкл, ты как все взрослые меня обманываешь? – не унималась девочка.
- Нет, я очень хороший взрослый, я обманывать не буду, моя маленькая девочка, я тебе буду звонить с Америки! 
«Да, нужно сказать, жизнь полна сюрпризов»,- думала Азиза. Происходили какие-то странные вещи. На следующий день вечером Майкл попросил составить ей компанию за ужином.
Они без умолку рассказывали друг другу про свою жизнь, и оба удивлялись услышанному. Оказалось, что отец Майкла очень преуспевающий бизнесмен, но как только сын получил высшее образование, категорично сказал:
- Ты взрослый, живи сам и устраивай свою жизнь.
И всего он добивался сам и при этом очень был благодарен отцу за советы, которые он давал ему в его работе. С большим уважением молодой человек отзывался о своих родителях. А вот сейчас, когда он прочно стоит на ногах, они очень желали, чтобы у их сына была семья и дети.
- А кто вы по гороскопу Азиза?- спросил Майкл.
- Я телец.
- А я дева, у нас могут быть очень перспективные отношения….
- Я не увлекаюсь астрологией, хотя может быть и зря…. 
На следующий день Майкл уехал в Америку, и каждый день удивлял Азизу своими звонками. Большую часть времени он разговаривал с Наргизой. Что не говори, а ухаживать за девушкой он умел, ее очень трогало отношение Майкла к дочери. В неделю раз курьер привозил Наргизе подарки, игрушки и всякие сладости, от которых девочка приходила в невероятный восторг. Азиза поняла, Майкл очень серьёзно к ней относится. Бессонными ночами девушка думала об этом иностранце и понимала, что когда он приедет, надо будет принимать какое-то решение, а как она боялась ошибиться очередной раз. 

----
Все напряженно ждали Асада, каждый из присутствующих, Азиза, Майкл и Равшан, их друг – адвокат, думали о своем. Официант принес салаты, мясную ассорти и поставил на стол большую бутылку водки. Асад долго ждать себя не заставил. Увидев, своего бывшего мужа Азиза была в шоке. Это было совершенно «опустившееся на нет» существо. На расстоянии в метр от него несло перегаром, весь обросший неопрятный он был похож на бомжа. Широко раскрыв глаза он смотрел на присутствующих, спрашивая, что надо?
- Асад, - сказала Азиза. Я уезжаю с мужем в Америку на постоянное место жительства, чтобы я могла увезти дочку ты должен подписать документы.
Асад тупо обвел глазами присутствующих, налил себе полный фужер водки и разом опрокинул содержимое фужера в рот.
- Чтобы я отдал свою любимую доченьку, какому то иностранцу….- промычал он.
Майкл осторожно положил на стол конверт с деньгами. У Асада округлились глаза.
- Мы можем подать на вас в суд и лишить вас родительских прав, но тогда денег уже не будет,- также осторожно сказал адвокат.
Асад  опрокинул второй фужер, закусил соленым огурцом и заглянул в содержимое конверта. Равшан пододвинул бумаги Асаду. Он быстро подписал бумаги, запихал конверт в карман своей грязной куртки и, ушел, не прощаясь, а все оставшиеся с ужасом посмотрели этому существу в след.
----

Тревожные мысли кружились в голове, сердце стучало от страха, опять это чувство неуверенности в себе. Азиза смотрела в иллюминатор и вытирала набегающие в глаза слезы. Майкл молча наблюдал за женой. Когда ему показалось, что она уж слишком долго плачет, он взял ее за руку и тихо сказал:
- Любимая, ты не сжигаешь за собой мосты, мы будем приезжать на твою родину, будем навещать твоих родных, приглашать их в гости и обязательно отнесем большой букет цветов на могилку твоих родителей. Это твои последние слезы, теперь ты будешь плакать только  от счастья!
                СЕВИНЧ