Ч. 16 Потребовали поунять бабий восторг

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/25/50               

Командиры крейсеров взяли работы на судах под свой контроль. По их требованию работы не прерывались даже ночью. Американцы пошли на это неохотно. Они хотели как можно дольше сохранять рабочие места, а русские моряки стремились сократить сроки ввода судов в строй.

Жара в ту осень в Филадельфии была нестерпимая. Особенно доставалось тем, кто работал внутри корпуса. Американцы получали двойную оплату за ночные работы и повышенную оплату за работу внутри корпуса.

Русские моряки, матросы и офицеры выполняли то же самое, а порой и больше, как говорится, только на энтузиазме, ничего за это не получая. Работали на износ. Нередки были случаи, когда люди падали без сознания от усталости и перегрева.

Между тем жизнь во внешнем мире шла своим чередом. Наступило очередное обострение отношений с Англией, на которое Россия ответила заказом четвёртого крейсера, на этот раз начиная с чертежа.

К концу 1878 года первые три крейсера были готовы. Не хватало «мелочи» – вооружения. Вопрос этот был совершенно не продуман ни Семечкиным, ни его американскими советниками.

Американцы не разрешили устанавливать артиллерию в своих водах, поскольку с 1818 года в соответствии с актом о нейтралитете вооружать суда воюющих государств в США запрещалось. Русским крейсером предстояло совершить переход без оружия и конвоя.

В пробном плавании приняли участие не только Семечкин, помощники, инженер Кутейнков и лейтенант Хотинский, но и жена Семечкина. Вела она себя как командирша и хозяйка судна.

Кстати, только она решала, какую мебель покупать для судов, где и сколько платить. Это переполнило чашу терпения офицеров, и они в резкой форме потребовали от Семечкина  «поунять бабий восторг и излишнее рвение там, где нет для этого ни места, ни основания».

Крейсера – их назвали «Африка», «Азия» и «Европа» – оставили берега США в декабре. Четвертый крейсер «Забияка» застрял до 1879 года. До середины апреля суда стояли в Копенгагене, дожидаясь вскрытия льда в Финском заливе
 
Когда все три крейсера, а точнее – безоружных парохода, собрались в Кронштадте, на них зачастили высокие гости и всевозможные комиссии. Великий князь лично всё обошёл и осмотрел. Уехал, не сказав никому ни слова.

Итак, в результате авантюры, затеянной проходимцем и безответственно поддержанной великим князем Константином, вместо трёх однотипных броненосцев Россия получила разношёрстные пароходы, которые ещё долго требовалось доводить до ума, ломать голову, где и какие орудия на них можно установить.

Суда эти после доработок не годились ни для коммерческих перевозок, ни для военно-морской службы. Но не топить же их, пришлось использовать.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/25/57

Приобретение Семечкина: "гроза морей" крейсер "Африка"