2001 Космичесская Одиссея Стенли Кубрика

Лев Агни
Потрясающий  фильм. Даже спустя 40 лет, после создания, фильм смотрится очень современно и реалистично.
Дата выхода 1968г.(съемки велись с 1965г.), режиссер Стенли Кубрик, сценарий - Стенли Кубрик и Артур Кларк, на основе рассказов А.Кларка.
"Звездные войны" Лукаса - типичный голливудский боевик (примитивные стрелки-пулялки,занимающее все действие и весь сценарий), даже рядом не стоял с "Космической Одиссеей" Кубрика. Оба фильма - американского производства, оба на космическую тему, с разницей выхода в 9 лет, - между "космической одиссеей" и первым фильмом Лукаса (IV эпизод). И сколько разницы! Если в одном фильме ("Звездные войны") упор делается на графику, не заботясь о игре актеров (Х. Форд - исключение), смысловом наполнении, то в другом ("Космической одиссеи") - упор делается на содержании и смысловую составляющую, внимание акцентируется на Человеке (отношение человек-вселенная, человек- техника и технология, человек - природа человека (т.е., что такое человек по своей природе и предназначению?).
Вся разница в том, что первый фильм вы смотрите, но тут же забываете,после просмотра о чем он был, другой вы можете долго смотреть и мысленно торопить показ дальнейших действий, слишком медленно они разворачиваются, но после просмотра, у вас крутится этот фильм в голове и вы пытаетесь его осмыслить и доработать, - кино вроде бы кончилось, но вы его еще досматриваете внутренне, идет работа мозга и мысли...Две существенные и принципиальные разницы - Между "Звездными войнами" и "Космической Одиссеей".
...Пишут,что по версии Американского института кино - это лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда. Не знаю, но точно знаю, что это одна из самых лучших кинолент не только в НФ жанре, но и в киноисториях о человеке и человечестве. А искусство тем и отличается, что оперирует более вечными ценностями,нежели весом взорванных пиротехнических средств и грандиозности компьютерной графики, которая через 2-3 года устареет и перестанет смотреться. Подобное "искусство" всего лишь способ выражения, инструмент, который пытаются выдать за киноискусство! Представьте, что литература - гусиное перо,искусство, на белом и пустом листе... но тут изобретают чернильное перо - и его тиражирует.О! круто! это искусство! но через год изобретают шариковую авторучку и чернильное перо уже никому не интересно... Или же перо,шариковая ручка - всего лишь способ написания и изложения своих мыслей? Инструмент, с помощью которого заполняют пустой лист бумаги. И тогда уже не важно каким инструментом написан тот или иной текст - шариковой авторучкой или пером.
Вот и создатели фильма "Космической Одиссеи" попытались написать о человеке с помощью современных им технологий, сейчас вроде бы и наивно смотрящимися, завораживающие своей реалистичностью и смысловым содержанием. Так,например, демонстрация выхода человека в открытый космос - впечатляет (когда фильм снимался, американцы еще только планировали высадиться на Луну, и не было таких,сегодня обычных кадров о работе космонавтов в скафандрах в открытом космосе) и смотрится вполне современно. Но самое главное - не в технической и технологической насыщенности фильма, а в некой проблематике, проблемах,которые могут встать перед человечеством - сверхинтеллектуальность компьютера и неподчинение его человеку, человеческий фактор и безошибочность машины и т.д. И все это пытаются осмыслить авторы и создатели фильма - откуда мы пришли и к чему Мы - человечество идем, пользуясь примитивными орудиями труда, либо суперсовременной техникой и компьютерами?

В конце записи, я бы хотел заострить внимание вот на каком моменте - рождении нового человека творящего, когда ему пришла мысль взять в руки предмет и превратить его в орудие. Тем самым, как бы появился человек осмысленно творящий, который запускает в небо уже не кость-орудие, а космические корабли... И появление эмбриона в конце фильма можно рассматривать не только как появление нового человека (например, каким современный человек является по отношению к человекообразной обезьяне), но и нового человека, готовящегося покорять космические пространства. Человек должен взойти на новую ступень эволюции , - и не обязательно в ницшеанском смысле...Скорее человека иного социального склада и психического типа. Должно рождаться - постепенно - нечто новое.


P.S. В первый раз попытался посмотреть полностью в 18-19 лет,когда показывали по ТВ с рекламами. Ужасно нудно показалось. Лучше смотреть без рекламы, если какие-то моменты покажутся затянутыми, можете пропустить. И только сейчас, набравшись знаний и опыта я понял вложенный в кино смысл,что пытался донести автор.
Само время - странное понятие, а в космосе в замкнутом понятии оно вообще медленно течет и человек в любом случае его будет воспринимать не так,как на Земле,что и пытался донести Кларк и режиссер.
Если кто-то не до конца уловил - пояснения к фильму на русском языке (весьма оригинально сделано)

http://www.kubrick2001.com/