Танюшка. Частная жизнь

Юлия Вебер
 Фото автора

***
-Ты как?- скрипнула в телефонную трубку, вместо приветствия, Танюшка.

-Никак. Ничего не хочу.

-Приходи ко мне, чайку попьем, Маринка из Китая в подарок «Реснички Императрицы» привезла.

Голова у Лики внезапно закружилась. Чай был для них атрибутом, символом душевных посиделок.

-Не знаю, смогу ли.

Голос Танюшки стал настороженным:

-С тобой точно всё в порядке? Дыши.

-Тань, у меня проблема,- Лика вкратце пересказывает то, что случилось.

-Лика, я так рада за тебя. С каждым твоим серьёзным поступком меняешься ты, а значит, меняется и мир вокруг тебя, и люди. Тот, кто совершает поступок- становится сильнее,- откашлявшись, Танюшка скорее просит, чем говорит:

-Приходи на полчасика, я хочу на тебя посмотреть. Я уже встаю и иду на кухню.

Против такого аргумента, Лика возразить не может. Циферблат на сотовом показывает одиннадцать утра, успеет обернуться до прихода девчонок из института. Она любила бывать у подруги, время проходило с пользой для обеих. Двадцать лет они ходили по одному и тому району, по одной и той же улице, в одни и те же театры, на одни и те же премьеры, одевались в одном стиле, посещали одного и того же участкового врача. А познакомились три года назад на четверговых тренингах для онкобольных у Ольги, притянулись друг к другу как магниты. Привычная гамма цветов и запахов Татьяниной квартиры всегда уравновешивала чувства и возвращала спокойствие Лике, а после Ликиной квартиры Татьяна наполнялась оптимизмом и радостью.

Мазнув яркой помадой по губам, Лика выходит из подъезда. Влажно-тугой ветер тут же забирается под кожаную куртку. Крыша опасно щетинится сосульками. Потемневший снег чавкает под ногами, выступает талой водой в цепочке Ликиных следов вдоль пятиэтажки, повернутой торцом к кольцевой автостраде района. Ползут по ней, чихая, выдыхают удушливые пары разномастные японские машины, грузовички и микроавтобусы. Промочив все ноги, Лика выбирается на тротуар. Китайцы и уличные торговцы ненавязчиво напоминают о Пасхе и приближающемся родительском дне. Многообразие и разноцветие искусственных букетов приятно скрашивает серость и промозглую сырость мартовского дня. В овощном ларьке на противоположной стороне у знакомой продавщицы Лика покупает пяток яблок, придирчиво осматривая их со всех сторон.

Привычная комбинация плоских металлических кнопок. Домофон откликается сигналом скорой помощи и тут же затихает.

-Проходи. Люська уже на посту.- скрипнул в домофоне голос Танюшки.

Пахнет жареной рыбой. Григорианский хорал чистыми слаженными голосами уже с порога убирает все лишнее, наносное. Лицо Лики светлеет. На мягких тапочках за дверью сидит Люська. Увидев Лику, она стремительно выгибает спину дугой, присаживается на лапах, готовая взлететь и впиться острющими когтями незваному гостю либо в лицо, либо в грудь. Смотрит на Лику огромными зеленеющими глазами.

-Люська, привет, - здоровается Лика с угольно-чёрной пушистой кошкой.

Люська мгновенно расслабляется. Не спеша подходит к ней, мурлыкая, делает восьмёрку вокруг ног Лики. Садится и требовательно смотрит на Лику. Та неторопливо проводит рукой от ушей кошки до кончика хвоста. Люська, словно растекается под её рукой, впитывая в себя всю только ей причитающуюся ласку. Громко мурлыкнув, распушив чёрный хвост, кошка гордо идёт с высоко поднятой головой на кухню. Лика, раздевшись, спешит за ней.

-Дорогая, здравствуй! Я так рада тебя видеть,- Танюшка улыбается, ее серо-голубые глаза сияют. Она обнимает Лику.

-Здравствуй, красавица! Смотри, что я принесла,- Лика протягивает однокалиберные зелёные яблоки подруге.

-Это всё мне?- Танюшка достает из пакета яблоко, зажмурив глаза, с наслаждением нюхает его, поднимает искрящиеся глаза на Лику:

- Спасибо! Я тут на ужин себе рыбку поджарила. Хочешь?

Отрицательно качнув головой, Лика тоже улыбается. Сегодня Танюшка выглядит получше. И обыденное «здравствуй» сейчас для обеих означает больше, чем приветствие.

-Тогда будем пить чай. Вкуснющий! –Танюшка щёлкает синей кнопкой чайника, согнав Люську с теплого местечка, поудобнее устраивается на стульчике в уголке кухни. -Ну, рассказывай как дела?

-Плохо всё. С мужиком я своим рассталась, - Лика прикрыла глаза, но непрошеные слезы уже покатились по щекам.

Танюшка сочувственно вздохнула и протянула Лике бумажные салфетки.

-Лика, всё давно у тебя к такому повороту событий шло. Для тебя же так важно было что-то изменить в ваших отношениях, и ты сама создала себе такие перемены. А теперь не хочешь считаться с реальным положением вещей.

Лика громко шмыгнула носом, поставила локти на стол и закрыв лицо ладонями, заплакала навзрыд. Люська приподнявшись на задние лапы, поставила передние на Ликины колени и замерла, словно в раздумье: то ли уйти, то ли дождаться пока ее возьмут на руки. Не дождавшись приглашения, кошка, вернулась в свою корзинку возле батареи и свернувшись калачиком, погрузилась в сладкую дрёму.

Танюшка звякнула просвечивающей кружкой о фарфоровое блюдечко:

-Лика, ну что ты… Ты прости, меня …Не со зла я…Ты ведь, знаешь, что я за тебя всегда переживаю…Лика, ты же сильная. Для тебя перемены в жизни никогда проблемой не являлись, ты от них не убегала, всегда пыталась разрешить их... Лика, ты ведь любишь повторять, что из любой ситуации есть выход.

-Не забудь добавить, что их два. Тот, что я сейчас выбрала и ещё: лучший. -Лика швырнула смятую салфетку в ведро возле мойки. Ополоснула лицо холодной водой, спокойно и зло произнесла:

-Действительно, чего я сопли-слюни распустила. Нашла из-за чего. Всего лишь бабские заморочки и иллюзии. Только чего я, Таня, для себя этим добилась? Плохо мне, всё внутри свербит.

Танюшка тяжело вздохнув, понимающе покачала головой:

-К сожалению, твоя истерика и слезы -реальность.

На секунду зажмурившись, и покусывая нервно губы, Лика торопливо заговорила:

-Ещё какая реальность. И истерика, и слезы. Другой-то реальности для меня сейчас просто не существует. Все остальное выглядит таким нереальным, зыбким. Звуки есть, краски есть, чувства разные есть, мысли есть, а ощущения реальности нет. Только одна боль внутри. Наподобие зубной, только в области сердца. Я как в дурном сне, или мне кажется, что я во сне. Разлад внутри полный: думаю одно, а чувствую другое. Словно смотрю на чёрное, зная, что должно быть белое. И не могу понять, что верное, а что неверное.

Голова у Лики раскалывалась, но она не обращала внимания на боль. Только страдальчески сморщив лицо от непривычных раздумий, она тихо сказала:

- Сейчас проснусь и всё опять будет по-прежнему: Георгий рядом. А всё случившееся- всего лишь наваждение, которое не со мной происходит.

Танюшка печально улыбнулась:

-Лика, Лика, тебе к врачу надо. Сколько ты ещё так сможешь выдержать? У тебя помрачение от нереальности происходящего в голове. Отключи мозги, включи чувства.

На мгновение Лика заколебалась, словно что-то вспомнив, потом зачастила словами, как в скороговорке:

-Тогда точно крышу сорвет. Я справлюсь. Таня, я справлюсь. Надеюсь, что справлюсь, ведь это все временно, всё пройдет. Должно пройти. Звучит только некрасиво «помрачение от нереальности происходящего». Дико звучит. Неправдоподобно. Что такое реальность,и что такое иллюзия? Как их отличать? Если бы я понимала, как отличать свои иллюзии или свои представления от реальной жизни и ее возможностей? В чём смысл всего происходящего? Для чего всё это со мной? Почему так со мной? –голос Лики внезапно задрожал и сорвался.

-Да, какая тебе, Лика, разница! Что тебе это даст?- голос Танюшки зазвенел. -Я давно поняла, что настоящей реальности не существует. Она создаётся нашими мыслями, чувствами, опытом, воспоминаниями. А иллюзия появляется тогда, когда происходящее расходится с твоими представлениями об этом происходящем. В хорошем ресторане, Лика, и мухи отдельно, и котлеты отдельно. Так что разделяй свои эмоции и факты.

Вздохнув, Танюшка смахнула со стола невидимую крошку, налила себе очередную кружечку чая, и только потом, чётко отделяя каждое слово, сказала:

-Что чувства, Лика, что эмоции- они как весы аптекарские качаются, баланса в мыслях ищут. Понимание-непонимание. Принятие-непринятие. Спокойствие-истерика. Оцепенение чувств –запредельное изнеможение. Пассивное смирение или самообладание. Если ты не знаешь, что есть что, как ты поймёшь, что для тебя правильно, а что неправильно.

-Убила бы их обоих, подвернись мне сейчас они под руку. Хоть поодиночке, хоть вместе. Придушила бы собственными руками,- голос Лики зазвенел. Руки ее тряслись. Она чувствовала, что задыхается от внезапной ярости и злобы.

Танюшка напряглась, как кошка перед прыжком.

- Помнишь, Лика, в бразильских сериалах всегда в неприятной ситуации говорили «месть-это холодное блюдо»? Да только нужна ли она тебе ? Сейчас просто перетерпи. Время всё расставит по своим местам. Потом ты еще посмеёшься над собой и своим поведением. И мысли о мести, предательстве и подлостях перестанут угнетать и терзать тебя. Пойми: каждый твой выбор приводит к последующему выбору. Назвалась груздем- полезай в кузов. Решила жить без него- решай как, с кем и где. А далее решай конкретней. Я тебе, подруга, скажу одно. Жизнь-это не право, не обязанность. Жизнь- это привилегия, и тратить её на всевозможные виды мученичества и мазохизма в виде слёз, соплей, истерик и разных разборок с себе подобными- занятие неблагодарное. Яйца выеденного не стоит. Учись жить в равновесии со своими мозгами и чувствами, иначе точно наживёшь нервное истощение…


Лика поморщилась. Она чувствовала себя опустошённой. А Танюшка, неторопливо наливая чай в кружку, тихо произнесла:

-Я всё это на своей шкуре прочувствовала. Все бока ободрала в очередях за истиной, пока в госпиталь не попала и изнанку человеческих жизней не увидела на больничных койках. Тогда и поняла, что придётся мне либо быстро поумнеть, либо умереть.

А мир тускнел и сжимался от сумерек, отчетливо проступающих за окном. Алые шары герани тихо роняли на подоконник лепестки, подвяленные за день на ярком дневном солнце.