Льготы - это приятно и полезно!

Кора Журавлёва
      Мой супруг изредка приезжал в Бухарест, в основном в командировку. В такие дни он оставался на ночь дома. Иногда это были сутки или двое, после чего он снова возвращался в Балш.   
      Дни, когда муж бывал дома, всегда превращались в семейный праздник. Кроме того, мы с детьми иногда ездили в Балш, что также было одним из приятных развлечений.
      Моему супругу в Балше выделили двухкомнатную квартиру, где мы с ребятами и останавливались на время нашего пребывания в Балше. Наше материальное положение значительно улучшилось. Кроме денег повысился и статус семьи в обществе. Директору металлургической фабрики при комбинате, полагались и различные протокольные льготы. Мужу выделили автомобиль с шофёром в полное его распоряжение и с тех пор мы с детьми никогда больше не ездили поездом до Балша и обратно.
      Для решения различных производственных проблем, муж часто ездил в заграничные командировки, откуда кроме разных подарков и сувениров привозил новые впечатления, которые казались нам миром сказок, когда он рассказывал нам о своих путешествиях и об интересных или смешных случаях. Так он побывал в Америке, Франции, Германии, Швейцарии, Польше, Венгрии. Иногда это были кратковременные поездки, а иногда длились по месяцу.
      Кроме каждодневных производственных проблем, были и приятные моменты, когда его рабочие встречи заканчивались банкетами или раутами. Мой супруг всегда приглашал на такие мероприятия и меня, где бы они ни происходили, то ли в Балше, то ли в Бухаресте. Если мероприятия проходили в Балше, то за нами присылали машину, и я вместе с детьми ехала в Балш. Благодаря должностному положению  и протокольным привилегиям мы побывали во многих интересных местах Румынии.

      Одним из таких мест был горный курорт Геркулане. Курорт расположен в юго-западной части Румынии, в ущелье, по которому протекает горная речка Черна Вода, впадающая в Дунай.
      Это изумительное по своей красоте место, где во времена Римских завоеваний Дакии (в дальнейшем, Румынии), построены «римские термы», которые работают и по ныне. В этих термах находятся горячие источники с сероводородными и радоновыми водами, используемыми и в настоящее время для лечения различных костных заболеваний.
      Школьные весенние каникулы ребят ознаменовались нашей поездкой в это красивейшее место. На этом курорте завод арендовал виллу, где мы с детьми и отдыхали. С собой в эту поездку я пригласила одну из моих коллег, так как Ленци не могла почему-то с нами поехать. Там я смогла не только подлечиться, но все мы здорово отдохнули, и повеселились. Мы ещё несколько раз ездили с детьми отдыхать в это волшебное место.
      Летом этого же года я, как всегда собиралась взять отпуск, чтобы поехать с детьми к родителям в Союз. Однако на этот раз в начале лета меня не пустили в отпуск из-за срочной сдачи ряда проектов в институте, которые было необходимо сдать до осени.
      Я просто не знала как мне поступить с детьми. Дети уже подросли, у них появились свои интересы и свои друзья, поэтому они уговаривали меня оставить их в городе на лето, но для меня это был большой риск. Я не могу сказать, что ребята доставляли мне много хлопот. Напротив, я всегда знала, где они и что делают. Так было уже давно заведено в доме, что мы всегда сообщали друг другу, где мы находимся, во избежание лишних волнений. И, всё-таки… супруг находился в командировке за границей, решая свои производственные вопросы, поэтому полагаться на его помощь я не могла. Определить детей в какие-либо лагеря отдыха я уже не успевала. Помощь подошла неожиданно от наших друзей Виктора и Жеки, когда я поведала о своих проблемах. Виктор сказал, что он должен лететь самолётом в Ленинград через Москву, и предложил взять с собой детей до Москвы, а там пересадить их на самолёт до Сталинграда, где их встретили бы мои родители.
      Сказано, - сделано! Индивидуальные заграничные паспорта у ребят были всегда в полном порядке. Немного волнуясь, я проводила ребят в аэропорт, и увидела, как самолет, набирая скорость, взмыл вверх, увозя моих мальчиков в первое самостоятельное путешествие. Потом, уже после возвращения домой, они рассказали мне о своём незабываемом путешествии. Им даже разрешили пилоты побыть немного в кабине самолёта! Они чувствовали себя очень взрослыми и были в восторге от собственной самостоятельностью. Конечно же, мама встретила их в аэропорту Сталинграда. Дети провели каникулы у моих родителей, до начала занятий в школе, до 10-го сентября.

      Мне также повезло этим летом. Город Балш, где работал супруг, был «побратимом» с Югославским городом Бегеиць. Когда муж вернулся из командировки из-за границы, он приехал за мной в Бухарест и пригласил на интересное мероприятие в Балше. Туда приехала большая югославская делегация из города Бегеиць для обмена культурными связями между Румынией и Югославией вообще, а с этим городом в частности.
 
      Дело в том, что город Бегеиць находится в особой зоне Югославии. Когда-то очень давно, когда в Румынии правили короли из Дома Гогенцолеров (Австро-Венгерская империя), юго-западную часть Румынии и Трансильванию заселяли австрийским и венгерским народами. Исконные же румынские жители насильственно вытеснялись за пределы румынских границ. Часть территории Румынии, где находится румынский город Тимишоара, называется Банат, по названию одного из отрогов Карпатских гор. Эти же горы имеют своё естественное продолжение и на территорию нынешней Югославии, в её северо-западной части и называются тоже Банат, но уже «Банат югославский». Кстати река Бега протекает и в Тимишоаре, и в Бегеиць, и в Белграде.
      Народ, проживающий в городе Бегеиць, преимущественно румыны, говорящие на своём родном языке. Зона эта является как бы «языковым анклавом», но лишь по желанию самих жителей. На самом же деле, эта территория относится к Сербии, и здесь действуют те же законы, что и на всей территории Югославии.    
      Позже я узнала, что волевым решением жители Бегеиць не хотят ассимилироваться с местным населением сербов и словаков в течение десятилетий, что привело в настоящее время к нежелательным генетическим изменениям у молодых ещё людей.
      Если вначале переселённый румынский народ состоял из различных семейных кланов и слоёв общества, то по прошествии многих десятилетий все переселенцы перемешались между собой, создавая новые семьи. Родившиеся дети, повзрослев, опять-таки создавали семьи, но уже со своими же дальними родственниками, и в итоге, в настоящее время, это стала одна большая семья в несколько тысяч человек, генетически близких между собой родственников.
      Праздник, организованный руководством города Балш и завода, прошёл не только интересно и весело, но и стал для меня отправной точкой к новым приключениям. Ещё до отъезда художественных ансамблей жителей города Бегеиць к себе на родину, руководство обеих городов договорилось о встречном визите артистов художественной самодеятельности города Балш в Югославию, город Бегеиць.
      Соглашение не стали откладывать в «долгий ящик» и через две недели был назначен ответный визит. Поездка должна была состояться в свободные дни месяца, когда в Румынии праздновались дни независимости, то есть 23 августа.
      Я попросила мужа, чтобы и меня включили в труппу «артистов» с тем, чтобы я тоже смогла поехать в Югославию на два-три дня. Дети были у родителей, супруг занят своей работой, а у меня были свободные дни и «свободный» во все страны мира загранпаспорт. Меня включили в списки художественной самодеятельности, и мы двумя автобусами отправились в путешествие.   

(продолжение следует)  Югославия,  здравствуй! 1. Новые друзья.
http://www.proza.ru/2011/03/27/930