Югославия, здравствуй! 1. Новые друзья

Кора Журавлёва
      Выехали мы рано утром и уже к обеду, проехав южную часть Румынии через Тимишоару, прибыли в город Бегеиць, Югославия. Бегеиць в принципе и городом-то назвать было нельзя. Скорее всего это большой районный центр, в несколько тысяч жителей, румынского происхождения. Языкового барьера, для нас приехавших, не существовало, поэтому сразу было как-то странно осознавать, что ты находишься за границей. Все понимали нас и мы понимали всех!
      В городке не было даже скромной гостиницы, поэтому нас расселили по домам жителей городка. Меня поселили в семье Петрович (ударение на букву «е»), дом которых находился недалеко от Дворца культуры, где и должно было происходить действо, ради которого мы приехали.
      Конечно же, я не принимала участия ни в каких выступлениях артистов, я как бы входила с состав руководства труппы, что естественно было фикцией. Я просто наслаждалась необычностью ситуации, радовалась новым знакомствам и с любопытством наблюдала за всем происходящим со стороны.         
      Несмотря на то, что языкового барьера не существовало, разница в общении, поведении и даже во взглядах на жизнь, была во многом отличной от того, к чему я привыкла в Румынии. Люди чувствовали себя здесь намного свободнее и в суждениях, и в поступках, чем мы у себя дома. Они искренне любили своего руководителя страны Тито, которого в Союзе когда-то считали злейшим врагом. В Югославии же Тито предоставил людям свободу выбора, свободу передвижения в любые страны, бесплатную медицинскую помощь и многое другое, о чём мы не смели даже мечтать.
      Например, меня удивила система оплаты труда. Кроме установленной ежемесячной заработной платы, работники каждые три месяца получали не наличные деньги дополнительно к зарплате, а денежный бонус в виде чековой книжки. В книжку вписывалась энная сумма, достаточно большая, чтобы можно было «купить» на неё то, что ты сам считаешь нужным, начиная от продуктов питания до одежды или необходимые в хозяйстве предметы.
      Если ты что-либо покупал, то в книжке помечался предмет покупки и его стоимость. Остаток денег после затрат фиксировался в отдельной графе. Можно было истратить сразу всю сумму или по частям. Единственным неудобством было то, что как таковых денег ты в руках не держишь, поэтому, если у тебя остались деньги на бонусе, и ты их не истратил до конца финансового года, то оставшаяся сумма не может перейти на следующий год в новый бонус, а списывается, обратно в бюджет.
      Дочь хозяйки дома, где меня поселили, и которая впоследствии стала моей хорошей подругой, по имени Отилия, рассказала мне, что не все и не всегда могли воспользоваться полностью бонусом до конца года, поэтому их деньги «пропадали». Однако люди, в конце концов, научились не терять ни копейки из положенного им бонуса, до окончания финансового года.
      Отилия поняла, что я не имею никакого отношения ни к танцам, ни к пению, просто приехала, чтобы отдохнуть в свободные от работы дни и увидеть страну, где я еще ни разу не бывала. Хотя, это не совсем так! Я видела и гуляла по Белграду, после возвращения из Италии.
      В связи с тем, что я была независимым членом «художественной команды», наши планы с Отилией резко изменились и она предложила поехать в большой близлежащий город Нови Сад. Это действительно большой и красивый областной центр.      
      Вдоволь нагулявшись и насмотревшись, мы поспешили обратно в Бегеиць, так как сегодня вечером был заключительный день смотра и банкет. Наутро мы должны были уезжать обратно в Балш, Румыния, но до отъезда Отилия взяла с меня слово, что я ещё вернусь в этом году хотя бы на неделю. В начале сентября у неё отпуск и ей хотелось часть своего отпуска провести вместе со мной. Обещала повезти меня в Белград. Я сказала ей, что уже была один раз в Белграде, когда возвращалась из Италии, «ну что ж, увидишь ещё раз!», резюмировала она.
      В Балш из Югославии мы вернулись на второй день после обеда. Ехать обратно в Бухарест было уже поздно и я осталась ночевать у своего мужа. Утром он должен был ехать в Бухарест, и я поехала вместе с ним.
      С воодушевлением я рассказывала ему о своей поездке в Бегеиць и о своей новой подруге. Сказала, что в начале сентября она просила меня приехать к ней на неделю. Муж, как всегда, не был против моих затей, и мы договорились, что я всё-таки поеду к Отилии, хотя мы знали, что в начале сентября должны вернуться дети из Союза, к началу учебного гола.    


(продолжение следует)  Югославия.  2. Пешочком через границу.
http://www.proza.ru/2011/03/27/1168