1. Озия
После Амасии (http://www.proza.ru/2011/03/17/279) в Иудее воцарился его сын Озия (790-739 гг. до Р.Х.). В первые годы он был во всем послушен Богу, и Господь давал успех всем его начинаниям. Царь много внимания уделял земледелию. У него было множество скота, крестьян и садовников, как на равнине, так и в горах. Военное дело тоже не было забыто. Озия провел реорганизацию армии. Он создал постоянные воинские отряды, для которых заготовил множество щитов, копий, шлемов, лат, луков и камней для пращей. В Иерусалиме были устроены машины для метания стрел и больших камней. С этой армией царь вновь подчинил себе Идумею, вышел к Красному морю и построил там порт. Он победил арабские племена Северного Синая и распространил свою власть до самых границ Египта. Затем он напал на филистимлян, отобрал у них Геф, Азот и Иавнею (http://www.proza.ru/2013/11/14/1840). Живущие в Заиорданье аммонитяне платили ему дань, так что Озия был очень и очень могущественен.
Но когда царь усилился, им овладела чрезмерная гордость. Однажды, в канун торжественного всенародного праздника, Озия облачился в священническое одеяние, явился в храм и решил самолично воскурить фимиам Богу. Первосвященник Азария воспротивился этому неслыханному желанию и сказал: «Не тебе, Озия, кадить Господу; это дело священников, потомков Аарона, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и тебе не будет за это чести у Господа Бога». Озия разгневался и вознамерился силой проникнуть во Святая Святых (куда со времен Моисея разрешалось входить одним только священникам), но в это время все его лицо покрыла проказа. Пристыженный царь поспешно вышел из храма и с тех пор до самой смерти жил в отдельном доме, а делами занимался его сын Иоафам (правил в 750-735 гг. до Р.Х.).
2. Пророк Амос
После смерти Иоаса в Израиле воцарился его сын Иеровоам II (правил в 793-753 гг. до Р.Х.). Подобно своему тезке Иеровоаму I, он часто делал неугодное в глазах Господа: почитал идолов и предавался различным иностранным привычкам. Следствием этого стали неисчислимые бедствия, которые он причинил своему государству. Именно тогда Господь отвернулся от народа израильского и стал одного за другим посылать к нему Своих пророков с грозными предзнаменованиями о грядущих бедах. Одним из первых был пророк Амос. Около 760 г. до Р.Х. он отправился в Вефиль, где находилось высокочтимое святилище Яхве, и начал здесь свои проповеди.
«Слушайте слово, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, - провозглашал Амос перед толпой народа, - на все племя, которое вывел Я из земли египетской, говоря: "Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши". О вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! За то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите дома из тесанных камней, но жить в них не будете; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будите пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дело бедных. Ищите впредь добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, тогда помилую вас. И не думайте, что сможете откупиться от Меня жертвами! Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не взгляну на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удалите от Меня шум ваших песен, ибо звуков гуслей ваших Я не буду слушать. Пусть лучше как вода потечет правосудие, и праведность будет, как могучий поток. Вы же, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, - вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, мажетесь наилучшими мазями и не болезнуете о бедствиях! Вы пойдете в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных!»
Речи Амоса произвели сильное впечатление на современников. Ведь это было первое пророчество о грядущей гибели Израиля! Но увы, они не заставили людей исправиться. Вефильский священник Амасия велел Амосу: «Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский». Амос отвечал Амасии: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне: "Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю" И вот, теперь ты изгоняешь меня, чтобы не слышать Божьего слова. Но этим ты лишь отягчаешь свою участь. Ибо наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня и не найдут его. Я же повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерно в решете, и ни одно ни падает на землю».
Провозгласив свое пророчество, Амос возвратился в пустыню, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.
3. Пророк Иона
Тогда же, во времена Иеровоама II, был в Израиле другой пророк по имени Иона, сын Амафии. Однажды Господь воззвал к Ионе и велел ему идти проповедовать в ассирийский город Ниневию. Господь сказал: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяние его дошло до Меня». Однако Иона не пожелал исполнять это повеление и решил бежать от лица Господня. Он пришел в Иоппию, нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис (в Испанию), отдал плату за провоз и взошел на него, чтобы скрыться от Господа. Но Господь послал на море ветер, сделалась сильная буря, и корабль готов был разбиться. Корабельщики устрашились. Каждый стал взывать к своему богу, и начали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его. А Иона спустился внутрь корабля, лег и крепко заснул. Капитан пришел к нему и спросил: «Что ты спишь? Встань, позови Бога твоего, может быть, он вспомнит о нас, и мы не погибнем». Иона поднялся на палубу и стал молиться, а моряки сказали друг другу: «Бросим жребий. На кого он выпадет, тот грешен перед богами, и из-за него настигла нас эта беда». Они бросили жребий, а тот пал на Иону. Они спросили его: «Ответь нам, какое твое занятие и откуда ты идешь?» Иона отвечал: «Я еврей, бегу от Господа Бога моего, так как не хочу выполнять Его повеление». Моряки устрашились его дерзости и воскликнули: «Для чего ты делаешь это, подвергая опасности свою и нашу жизнь? Разве можно бежать от Господа, сотворившего море и сушу? Где бы ты не был, Он найдет тебя. И что нам теперь делать с тобой, чтобы море утихло?» Он сказал им: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет, поскольку я точно знаю, что только ради меня Господь поднял эту великую бурю». Моряки воззвали к Господу: «Молим Тебя, Господи, не вменяй нам в вину смерть этого человека, ибо мы делаем то, что угодно Тебе!» Они взяли Иону и бросили его в море, и море тотчас утихло от своей ярости.
Господь повелел большому киту проглотить Иону, и тот находился в чреве этого кита три дня и три ночи. Наконец Иона помолился Господу Богу из чрева кита и сказал: «Господи! Изведи мою душу из бездны моря.Я сделаю все, что Ты велел мне сделать!» Господь повелел киту выпустить Иону, а тот изверг его на сушу. После этого было слово Господне к Ионе вторично: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе». Иона встал, пошел в Ниневию и начал ходить по городу, говоря: «Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Ниневитяне поверили Богу, объявили пост и все от мала до велика оделись во вретища. Царь Ниневии встал со своего престола, снял с себя царское облачение, оделся в рубище и сел на пепле. И провозгласили в Ниневии приказ царя, чтобы люди и скот воздержались от пищи и, одетые в рубище, молились Господу днем и ночью. Бог увидел раскаянье ниневитян и то, что они отвратились от своих грехов, пожалел об их бедствиях и не истребил города, как обещал сначала.
Иона сильно огорчился этим и был раздражен. Он сказал Господу: «О, Господи! Не этого ли я боялся, что станут мои слова пустым звуком? Поэтому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. Но теперь, Господи, возьми мою душу от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить». Иона вышел из города и сел в пустыне под палящим солнцем. Господь же произрастил большую тыкву вблизи того места, где сидел Иона. Она поднялась над его головой и образовала тень. Иона очень обрадовался этому растению. А на другое утро червь по воле Господней подточил растение, и оно засохло. Солнце стало палить голову Ионе, так что он изнемог и сильно горевал из-за гибели дерева. Тогда воззвал Бог к Ионе и сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так же и Я не мог не пожалеть Ниневии, города великого, где более ста двадцати тысяч жителей и множество скота».
4. Пророк Осия
Спустя десять или двадцать лет после Амоса в Израиле объявился еще один великий пророк - Осия. Он был призван на служение следующим образом. Господь сказал Осии: «Иди, возьми себе жену блудницу; ибо сильно блудодействует земля эта, отступив от Господа». Осия пошел и взял себе в жены женщину по имени Гомерь, дочь Дивлаима. Она зачала и родила дочь. Господь сказал Осии: «Нареки ей имя Лорухама (то есть, «Непомилованная»); ибо Я не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им». Гомерь вновь зачала и родила сына. Господь сказал Осии: «Нареки ему имя Лоамми (то есть, «Не Мой народ»), потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом».
С этого времени образ блудной жены (под которой подразумевался Израиль) постоянно возникал в проповедях Осии. Господь говорил его устами: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою». Говоря от имени Бога, Осия сетовал на неверность народа Израильского: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Я Сам приучал Израиль ходить, носил его на руках Своих, а он не сознавал, что Я врачевал его. Узами человеческими влек Я его, узами любви, и был для него как бы поднимающий ярмо с челюстей его, и ласково подкладывал пищу ему».
Теперь эта первая любовь поругана и забыта! Израиль, подобно неверной жене, предав своего Господа и Супруга, побежал вслед за «любовником» – языческими богами. Теперь измена неуклонно ведет Израиль к катастрофе. Обращаясь к народу Осия восклицал: «Сделали себе литых истуканов из серебра своего и говорят они приносящим жертву людям: "Целуй тельцов!" За то они будут как утренний туман, как роса скоро исчезающая, и как дым из трубы. Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога Своего. Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет у них ни истины, ни милосердия, ни Богопознания. Клятва и обман, убийство и воровство крайне распространились у них, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта, и изнемогут все, живущие на ней. Я буду для вас как лев. Буду нападать на вас как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца вашего, и поедать его, как львица. Я возненавидел вас за злые дела; изгоню вас из дома Моего, не буду больше любить вас. В скорби своей будете с раннего утра искать Меня и говорить: "Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – Он и исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны" Возвратись, Израиль, к Господу, Богу твоему, ибо споткнулся ты о грех твой! Принеси слова свои и вернись к Господу, скажи Ему: "Прости все беззакония и приими добрые дела, как приносим тельцов в жертву". А Я, Господь Бог ваш от самой земли египетской, опять поселю вас в кущах, как во дни праздника. От власти ада Я искуплю вас и от смерти избавлю вас. Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины. Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконники падут на них».
5. Вторая Священная история
В годы правления Иеровоама II в Израиле была составлена собственная Священная История. В основе ее северного варианта лежали те же священные предания, которыми пользовался в свое время южанин Яхвист, но они имели целый ряд особенностей. Мы можем судить об этом на основании тех обширных фрагментов Истории, что вошли в позднейшие библейские книги. По ряду признаков они достаточно легко отделяются от остального материала. Самой существенной особенностью неизвестного нам автора было крайне редкое упоминание Бога под его сокровенным именем Яхве. Обычно он называет Всевышнего Элохим. На этом основании современные исследователи условились именовать составителя второй Священной Истории Элохистом.
Его повествование охватывало эпоху от Авраама до Моисея и начиналось с обетования Бога о том, что у патриарха непременно родится сын (с 15 гл. нынешней книги «Бытия»). Далее рассказывалось, как после рождения Исаака, Авраам изгнал Агарь с Измаилом и об искушении Авраама, у которого Бог потребовал принести в жертву единственного сына. Именно Элохист поведал нам о небесной лестнице, увиденной Иаковым во время бегства в Месопотамию. Из следующих эпизодов его перу принадлежали рассказы о том, как Лаван обманул Иакова, дав ему в жены вместо Рахили свою старшую дочь Лию, о службе Иакова, о том, как благодаря помощи Бога, он завладел всем скотом своего тестя, о бегстве Иакова от Лавана и о смерти Рахили во время родов.
История Иосифа была изложена Элохистом с гораздо большими подробностями, чем у его предшественника. Он повествует о снах Иосифа, а также о том, как братья из ненависти продали его в рабство. Из второй Священной Истории позднейшие редакторы заимствовали знаменитый рассказ о заключении Иосифа в тюрьму, во время которого он разгадал сны виночерпия и хлебодара, а потом и сон фараона, предупреждавший о грядущем голоде. Далее следовал рассказ о первом и втором приездах братьев Иосифа в Египет, об их благополучном примирении и о переселении Иакова со всеми своими потомками в Египет.
Переходя к событиям Исхода, Элохист рассказывает, как Моисей был брошен в детстве в реку и взят потом на воспитание дочерью фараона, об убийстве им египтянина и бегстве из Египта. В сцене призвания Моисея Элохист вводит в повествование его брата Аарона, о котором писавший до него Яхвист не обмолвился ни словом. Однако, казни египетские и история бегства евреев из Египта во второй Священной Истории излагались также кратко, как в первой. Элохисту принадлежал красочный рассказ о битве израильтян с амаликитянами. Он же впервые включил в свою историю древнюю «Книгу Завета» (с кратким изложением законодательства эпохи Судей), до этого существовавшую в виде отдельного сочинения. Благодаря Элохисту в современную Библию вошло повествованиео золотом тельце, сделанном Аароном, и о том, как Моисей сумел отмолить народ и не позволил разгневанному Богу уничтожить его. Дальше рассказывалось, как Моисей отправил соглядатаев в землю Ханаанскую, о страхе, овладевшем народом после их возвращения, и о наказании, наложенном на них Богом, обрекшим евреев на сорокалетние странствия в пустыне. Завершали труд Элохиста рассказы о возмущении Корея, об истреблении его сторонников, о пребывании народа израильского в Кадесе и о смерти Аарона с Моисеем.
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576