Москва - Беспартийный на юрфаке МГУ

Анатолий Косенко
Моя юридическая практика имела необычную предысторию…

Стать юристом я не планировал.

За плечами - перед службой в армии - было два курса музпедучилища. Я хотел после армии сдать экстерном экзамены за весь его курс, чтоб поступить на вокальное отделение консерватории. Но все музыкальные и музыкально-педагогические училища, куда направлял запросы, отвечали, что экстерната при них нет. Это и сыграло свою роль в моей жизни. Или я возвращаюсь в училище, заканчиваю его, чтобы потом в одном из крымских сел стать завклубом. Или отбрасываю музыкальное прошлое и, пользуясь армейскими льготами,  поступаю в вуз. Естественно, выбрал второе и глаз положил на самый лучший вуз – Московский университет им. М.В.Ломоносова. Причем, выбрал один из самых престижных факультетов - юридический…

И тут вмешался во все случай.

Походил срочную службу я в Полтавском высшем зенитно-артиллерийском училище имени генерала армии Ватутина Н.Ф. И вот, вышагивая как-то по плацу, столкнулся с начальником училища генералом Образом, который, удивился, что я, без пяти минут демобилизуемый – всего лишь рядовой…

- Почему рядовой? – остановил меня генерал.

- Да, как-то… - только и нашелся я.

- Вы же закончили сержантскую школу! – удивился Образ.

- Да… - подтвердил я. - Но уже демобилизуюсь. А на гражданке все равно – рядовой ты или сержант…

Генерал возмутился.

- Есть такая вещь как война! А на ней солдат – это солдат, а сержант – сержант! Хотите быть пушечным мясом?!

Я промолчал.

- Вы в партии? – спросил тем же тоном генерал.

Я вновь пожал плечами.

- Нет…

Его возмущение стало еще большим.

- Завтра же ко мне! Представлю Вас к званию сержанта. И дам команду принять в партию…

Реалии советской жизни были такими, что у меня и мысли не было ослушаться приказа.

Утром я стоял у двери его кабинета, а несколькими днями позже стал кандидатом в члены КПСС, что дальше обернулось трагедией для меня и в корне изменило всю мою жизнь… 

За месяц до демобилизации я был отправлен на войсковые учения, по окончанию которых мне поручили уничтожать штабные документы. Дело было в июне, и я, разбираясь с бумагами, разделся, чтоб не было жарко. Гимнастерка оказалась мокрой от пота: им был пропитан и ее внутренний карман, в котором я носил военный билет и кандидатскую карточку члена партии. Билету повезло. А  карточке – нет. Я обернул ее в лист бумаги и положил на край стола, чтобы потом вернуть в мокрый от пота карман гимнастерки. Когда все полежащие уничтожению документы были отобраны, я сгреб их стола в расстеленную на полу плащ-палатку, вынес во двор и поджег. Вернувшись в помещение, закрыл сейф, надел гимнастерку и, ощупав карман, вспомнил о кандидатской карточке… Ее не было...

Я выбежал во двор, где догорал ворох бумаг, и разбросал его носком сапога…

Увы…   

Кто жил тогда, поймет что произошло... Мне поступать в МГУ, на юридический факультет, который - в советское время – был единственным партийным факультетом во всех вузах. И вдруг такое…

- Чего не весел? – раздался за спиной голос офицера по режиму секретности капитана Охрименко.

Я повернулся и произнес.

- Карточку сжег!

Мои глаза застилали слезы…

- Какую? - удивился капитан.

- Кандидатскую…

Охрименко оторопел.

- Как сжег?

- Нечаянно, - ответил я, смахнув слезы с глаз.

Капитан посмотрел на меня, словно я был прокаженным.

- Ничего себе… - произняся это, он помотал головой и выдал тираду мата.

- Товарищ капитан, я ее обернул в бумагу, чтоб от пота… это… и не заметил, как смахнул с другими документами со стола… Сжег все… И ее вместе со всем…

Охрименко смерил меня гневным взглядом.

- Да ты понимаешь, кого сжег?!

- Кого? – спросил я.

- Ленина сжег! – закричал он.

- Ленина? Какого?! – перепугался я.

- А такого! На карточке Ленин, Энгельс и Маркс! Ты их всех сжег! – закричал истерично он.

- Я?! Я не хотел, - только и нашлось в ответ у меня.

- Не хотел?! ЧП на училище! – проорал он. – Никому ни слова! Тюрьма потому что будет!  Скажешь, просто пропала!

Сейчас, годы спустя, я с грустью вспоминаю тот случай. Какая тюрьма?! Человек просто сжег партбилет. Но тогда это виделось в черном свете…

Капитан ушел…

Через час училище было поднято «по тревоге» искать мою «пропавшую» карточку. Были осмотрены километры степи и все овраги, палатки, где жили курсанты училища…

Карточку не нашли…



На следующий день эшелон ушел на Полтаву.

Прибыв в нее, он разгрузился. Нас привезли в училище.

У всех было праздничное настроение. Кроме меня. У меня начался ужас. Мое персональное дело рассматривали неделю. Сначала партийное бюро решило меня «исключить из кандидатов в члены партии». Затем партийное собрание взяло мою сторону и решило объявить мне «строгий выговор с занесением в учетную карточку». Наконец, партийная комиссия «утвердила решение партсобрания». Это значило, что я оставался в партии… Счастью моему не было предела...

Утром следующего дня я стоял у дверей начальника политотдела училища полковника Петрова. Постучал. Зашел в его кабинет.

Он сидел за столом.

- Товарищ полковник, разрешите обратиться?

Он поднял на меня глаза.

Я набрал воздуха и, как принято в армии, четко проговорил.

- Вчера парткомиссия утвердила решение партсобрания о вынесении мне строго выговора за утрату партийной карточки. Разрешите получить ее дубликат?

Полковник посмотрел на меня, как на идиота, потом встал, подошел ко мне.

- Ты в своем уме?!

Я молчал.

- Понимаешь, что говоришь? – вдруг закричал он. – Предлагаешь, чтобы мне надавали по шее за тебя?! – он похлопал себя по ней. – Я назначил уже повторную проверку твоего дела…

Здание МГУ на Ленинских горах качнулось и, покосившись, растворилось посреди его кабинета… Начнется новая проверка. А это значило, что он… Что он не даст ей благополучно закончиться…

Я стоял, раздавленный пониманием услышанного…

Надо было что-то делать…

Не оставаться же в училище еще не понять на сколько, чтобы получить то, что и так было ясным… 

- Товарищ полковник, - выдавил я. – Мне надо домой. Разрешите, я напишу, что согласен с любым решением новой проверки! Демобилизуйте, пожалуйста!

Полковник посмотрел, уже радостно, на меня. 

- Хорошо! – и положил на стол лист, придвинул в нему ручку. – Пишите!

Я написал то, о чем сказал.

Он пробежал глазами написанное и отпустил меня, пожелав "удачи в дальнейшей жизни"…

Через час я был демобилизован и уехал домой, в Крым.



Месяц спустя я подал документы на юридический факультет МГУ.

В заявлении о приеме решил подробным образом описать все, что случилось, и лишь потом попросил о приеме в вуз.

Принимавшая заявление девушка – из студенток – прочла это и, оторопев, отправила меня к секретарю приемной комиссии Иванову. Иванов прочел мое заявление, затем посмотрел – долго так – на меня и, ни слова не говоря, набросал поверх текста красным карандашом, как Ленин, резолюцию «Принять документы!».

Первый этап был пройден, но начинался второй… экзамены…

Сдав русский письменный, русский устный, а затем иностранный, я пришел на экзамен по истории. Принимал его профессор Селезнев. Он сидел в аудитории с двумя стариками.

Я ответил по вопросам билетов.

Селезнев кивнул в сторону одного из дедков. 

- А как звали в девичестве Екатерину II? – спросил тот меня.

- София Фредерика Августа или Софья Августовна, как было принято у нас, - ответил я.

Профессор кивнул в сторону второго дедка.

- А как звали первого наркома юстиции России? – спросил меня он.

- Оппоков Георгий Ипполитович… Партийная кличка «Ломов»… - ответил я.

Тогда Селезнев взялся за меня сам.

- А расскажите-ка, молодой человек, о русско-турецких войнах…

Я закрыл глаза и, вспомнив таблицу русско-турецких войн, которую составил при подготовке к экзамену, принялся рассказывать. Называл битвы, кто и что у кого отвоевал. Перечислил все перемирия: Ясское 1791 года, Кючук-Кайнарджийское 1774 года, Сан-Стефанское 1878 года и прочие… 

- Достаточно, - остановил процессор, – А откуда и куда шел Пугачев?

Вопрос озадачил…

Готовясь к ответу, я видел, как быстро заканчивал он экзаменовать других абитуриентов. Десять-двадцать слов и – ставилась оценка. А тут столько вопросов! И не самых простых!

Мой взгляд упал на ведомость, лежавшую перед ним, где были фамилии абитуриентов. В первой колонке - номера сдававших. Во второй –  фамилии, имена. В третьей - пометки «Член ВЛКСМ»,  «Член КПСС», а в центре списка, где и должна была быть моя фамилия, между этими записями красовалось красное «Б/П» - «беспартийный»… Я не знал тогда, что профессор Селезнев был председателем парткома юридического факультета МГУ. Но смысл записи понял: меня «резали», как беспартийного…

- Пугачев шел по реке Яик, нынешнему Уралу, сверху вниз по течению, - ответил, заведясь, я.

- А по какому берегу? – спросил профессор.

Откуда я мог знать, по какому берегу шел он?!

- По правому, - ответил наугад.

Селезнев посмотрел на меня.

- Правильно. А почему?

- Что «почему»? – упавшим голосом переспросил я. 

Профессор олицетворял собой спокойствие. Он беспартийным не был.

- Почему по правому берегу шел Пугачев? – повторил он.

Это был один из моментов в жизни, когда время остановилось.

Я напрягся, не зная, что ответить и понимая, что от ответа зависит судьба моя. И тут же вспомнил карту в учебнике истории, где Россия была окрашена в желтый цвет, а рядом, справа, в серый цвет была окрашена территория нынешнего Казахстана, помеченная как «казахские каганаты».

- Потому что, - ответил я, как отрезал, - по левобережью Яика простилались земли казахских каганатов, и найти там поддержку он не мог. А на правом берегу были российские земли, российские заводы, фабрики, и там он мог получить поддержку рабочего люда…

Профессор Селезнев внимательно посмотрел на меня и, помедлив, задал еще вопрос.

- Когда была присоединена Финляндия к России?

Я тихо осел внутри себя. Этой даты я не знал. Но внутреннее чувство подсказывало, что надо бороться.

- Вы знаете, я прочел все школьные учебники. Кроме того - учебники Дацюка и других историков. Но нигде не видел, когда была присоединена Финляндия к России. Знаю лишь, что она отсоединилась от нее после революции, воспользовавшись декретом о праве наций на самоопределение…

- Хорошо, - остановил меня радостно профессор, выводя в экзаменационном листе четверку…

Четверка значила для меня «полупроходной балл», попасть с которым в университет было практически невозможно.

- Товарищ профессор, - взмолился я. – Спросите еще что-то! Ведь я хорошо знаю предмет! Для меня «четверка» - это не поступление в МГУ! Пожалуйста!

Селезнев улыбнулся.

- Почему Вы не довольны? Получить такую оценку в МГУ – очень хорошо! И потом, почему МГУ именно?! Есть и другие вузы. С нашими отметками Вы поступите в любой из них! Желаю счастья!

Мне во второй уже раз желали счастья те, кто рушили мою судьбу...

Я взял экзаменационный билет и вышел из аудитории…



Всю ночь не спал…

Я был не москвичом и во время поступления жил в филиале Дома студентов МГУ на Ленинских горах, что на пересечении Ломоносовского и Мичуринского проспектов.

К утру решение было готово. Я встал, достал из чемодана военную форму, в которой демобилизовался, и, надев ее, поехал на факультет, где встал у инспекторской и простоял неделю, до утверждения списка принятых на учебу. 

Задумка удалась. Уже к обеду одна из факультетских дам поинтересоваться, кого я жду. Я ответил, что поступления. Она позвала инспектора набираемого курса Смирнову и передала меня ей.

- Да это не сегодня будет, - улыбнулась та. – Идите, отдыхайте. Вы откуда?

- Из Крыма, - ответил я.

- Так и поезжайте туда. Если будете приняты, мы сообщим.

- Нет, - покачал я головой, – приеду домой только поступившим! А пока постою…

Она засмеялась, рассматривая меня и блестящие у меня на груди воиские знаки.

- Так хочется учиться?

Я кивнул.

На том и расстались. Она удалилась в инспекторскую, а я продолжил свое «стояние» до закрытия факультета.

Утром следующего дня мы со Смирновой уже поздоровались как знакомые. В обед она, выйдя из инспекторской с сигаретой в руках, попросила зажигалку. Мы закурили у окна и перекинулись несколькими фразами. Она поинтересовалась, как меня зовут. Я назвал имя, фамилию. Где служил? Что делал до службы? Из какой семьи? Так - слово за слово - и познакомились. Она была молодой, только что закончила этот же факультет, и наш набор – был ее первым набором студентов.      

Через день ко мне присоединился еще один демобилизованный - Женя Расторгуев, в морской, правда, форме. Он тоже не добрал баллов. Появился и третий «полупроходник» – Володя Субботин, длинноволосый питерец в пижонском костюме с огромным бантом на шее. Подошло еще пару человек. "Вахта памяти о поступлении в МГУ", как себя называли мы… Спустя день-два нас уже знали на факультете. Такое на нем наблюдали впервые. К нам подходили преподаватели – покурить, расспросить о житье-бытье, похвалить за желание учиться.

Наконец, наступил решающий день. Из кабинета инспекторов вышла Смирнова с толстой папкой бумаг... 

Я отошел от ребят и спросил ее.

- Галина Васильевна? Приняли?

- Ты уже сейчас мне надоел! – кокетливо отмахнулась она. - Еду на Ленгоры, в главное здание МГУ, утверждать список. Утвердят – скажу… - и быстро исчезла.

«Ты уже сегодня мне надоел!»

Значит, и дальше буду надоедать!

Сердце готово было выпрыгнуть из груди…

Спустя пару часов она вернулась, веселая, и, увидев нас в коридоре, засмеялась.

- Все! Вы все приняты!

Это было вопиющим вознаграждением за наше «стояние», и мы все завопили, как и подобает неуравновешенной молодежи! 

Ребята тут же разошлись. А я, не зная, что делать дальше, остался у открытого окна и закурил.

- Толя, а ты чего не уходишь? – раздался за спиной голос молодой инспекторши.

Я повернулся.

- А у меня, Галина Васильевна, ситуация дурацкая. Я ж из Крыма. А уже 25 августа. Туда доеду, наверное. А назад – конец турсезона ведь -  не вернусь к 1 сентября. Тут буду.  Хотя побывать дома хотелось бы…

- Постой, - ответила она и вернулась в инспекторскую.

Через минуту вышла с какой-то бумажкой в руках.

- Тут адрес авиакассы, она у «Детского мира». Подойдешь в этому окну, - она показала в бумажку. - Скажешь, от меня. Дадут тебе билеты и в Крым, и из Крыма. Бегом!



Вечером я добрался домой.

Дома была лишь мать. Отец должен был подойти с минуты на минуту.

- Ну что, сынок? – спросила испуганно она.

- Поступил, мамуль!

- Куда? – спросила мать.

Родителям я не говорил, куда еду, и они переживали по поводу того, что опять подамся в непонятные им, простым людям, музыкальные или театральные вузы.

- В университет! – ответил я, смеясь.

- В университет? – только и переспросила она; для нее, сельской жительницы, переехавшей в маленький крымский городок и работавшей аппаратчицей на химзаводе, наверное, не было известно, что университетов в стране много…

Появился отец.

- Ооо… - поздоровался со мной он. – Какими судьбами? Навсегда или…

- В университет поступил, - не стерпев, сообщила ему мать.

Отец оторопел.

- В университет? В какой? – отец был продвинутым человеком. 

- В МГУ - радостно сообщил ему я.

- В МГУ? – отец замер и минуту смотрел на меня. – А серьезно?

- Серьезно, бать! – обнял его я. – В Московский университет, на юридический
факультет!

Это произвело эффект разорвавшейся в доме бомбы.

Он отстранил меня.

- На юридический?! Это кем, прокурором, будешь?

Прокурора района он знал и, как простой шофер, уважал его.

Батя был пчеловодом. Он и такие же, как он, пчеловоды выставляли общую пасеку в крымских лесополосах, а чтоб на них не наезжали председатели колхозов, пригласили в «артель» батиного завгара, начальника милиции и райпрокурора. Те поначалу неохотно участвовали в деле, а со временем втянулись, загорелись и стали ярыми пчеловодами. А потому общаться с ними на пасеке приходилось часто. Не раз в конце дня усаживались они вдали от ульев и распивали вечерами кое-что. После укусов пчел надо было выпить хоть чуть. Отсюда – из бесед, общения – было и уважение. Прокурор оказался дядькой умным, принципиальным, многое знал…

- Почему  сразу прокурором?! – ответил я. – Прокурором, следователем, судьей, адвокатом, - ответил я. – Юрист – профессия многопрофильная.

- Ой, сынок, только не следователем! – всполошилась мать, – Такое на свете! Не надо нам этого! Упаси Боже…

- Да погоди ты! – остановил ее отец. – Так ты точно поступил? В МГУ? На юриста?

- Ну, бать! Не буду же я тебе врать!

Он привлек меня к себе, обнял, на его глазах появились слезы.

- Сынок…

Всхлипнул.

- Сынок…

Потом, стесняясь, оттолкнул меня, выставил перед собой руку, снял с нее золотые часы, купленные когда-то в Ялте, куда приезжал ко мне, учившемуся в музпедучилише, и протянул их.

- Бери, сынок!
 
Батю можно было понять… В нашем курортном городке до меня поступивших в МГУ не было… Помню, он потом дня три ходил навеселе, отмечая с шоферами гаража мое поступление… Стал уважаемой фигурой среди шоферов... Маленькая провинциальная жизнь со своими маленькими радостями… Царствие тебе небесное, батя! Я тебя помню...



Спустя несколько дней я вернулся в Москву, приступил в занятиям в университете…

Сентябрь был тихим, спокойным. Студенты всех курсов, кроме нашего, первого, были на «картошке».  Профессоров было тоже немного – они догуливали отпуска на юге. А когда начался октябрь, жизнь на факультете закипела. Все коридоры и аудитории стали забитыми. Почувствовалось, что ты оказался с гуще университетской жизни…   

И вдруг – приглашение в партком.

Я зашел в кабинет, куда сказали зайти. Там сидела старушка с большим родимым пятном на щеке. Это была известная на весь факультет строгостью Панкратова Татьяна Николаевна. Она пригласила меня сесть.

Я сел.

Она посмотрела на меня долгим взглядом.

Мне стало не по себе. Я уже догадался, что сейчас будет…

- Вы почему обманули при поступлении - не указали, что исключены из партии?

Вот оно.

Начиналось.

Я посмотрел на нее.

- Я никого не обманывал. Меня из партии не исключали.

Она удивленно смерила меня взглядом.

- Как так? Вы были в партии?

Я вздохнул.

- Нет…

- Как нет?! – возмутилась она.

- А так, - пошел в наступление я. – В партии я не был. Я был кандидатом в члены партии. А это еще не членство в партии. Я не выдержал кандидатское испытание. Не знаю, исключили меня из кандидатов или нет, а потому при поступлении указал, что беспартийный. Чтобы совесть была чиста, если исключили! Все, что произошло, написал в заявлении своем. Посмотрите, если не верите!

Выслушав это, она, обескураженная, повернулась к телефонному коммутатору и нажала кнопку. Услышав голос инспектора, произнесла с раздражением.

- Принесите дело студента Косенко. Первый курс… - закончив говорить, бросила трубку.

Спустя несколько минут в кабинет вошла Смирнова с какой-то папкой.

- Вот, Татьяна Николаевна…

Та пригласила ее сесть и, раскрыв папку, принялась читать мое заявление о приеме на факультет. Поверх моей писанины красовалась красная резолюция милого – я вспоминаю  его до сих пор – секретаря приемной комиссии Иванова.

Прочтя все, Панкратова сжала губы. И, вздохнув, посмотрела на меня.

- Выйдите на минуту.

Я встал и вышел в коридор, осмотрительно не затворив за собой плотно дверь.

- Это что ж Вы, милочка, творите?! – донеслось из-за двери. – Почему этот тип принят?! Вы что, совсем тут… - за этим последовала матерная рулада.

- Татьяна Николаевна, - послышался тихий, испуганный голос Смирновой. – Так он же из армии. Музучилище до того. И впечатление произвел хорошее…

- Музучилише?! Так вдвое внимательным надо было быть! Лабухов не хватало здесь еще! Что прикажете делать с ним сейчас?!

- Что? – переспросила растерянная Смирнова.

- Да! Что?! Он все написал, как было! За что его сейчас исключать?! – она опять сопроводила матом свою тираду.

Они еще какое-то время переговаривались. Панкратова на крике, Смирнова, едва слышными ответами. Наконец, за дверью стало тихо. Я отошел от двери, встал у противоположной стены.

Дверь отворилась. В проеме показалась инспектриса.

- Зайдите!

Я зашел, прошел к столу, сел.

Панкратова окинула меня тяжелым взглядом.

- Значит так, - произнесла медленно она. – Учитесь… - и добавила. – Будем перевоспитывать…

В кабинете повисла тишина.

Я поднял на нее глаза.

- Можно идти?

Она с неприязнью посмотрела на меня.

- Идите…

Я встал и вышел.



Вечером в общежитии перед сном я рассказал о происшедшем жившим со мною сокурсникам Коле Карандасю из Запорожья, Володе Комендатскому из Полтавы, Сашке Качанову из Клина, Сереге Баранову из Калуша, что на Украине. 

- Да, дела… - заключил в конце Карандась. – Жди! Они тебя отпустили, чтоб подловить на чем-то! Учись студент! А то выгонят!

И студент начал учиться. День и ночь. Первые сессии сдал на отлично. Осенью следующего года вступил в комсомол во второй раз, чтобы перестать быть «беспартийным». На втором курсе был изран студентами председателем студкома ФДС-3 Дома студентов МГУ*. Тогда же  Председателем Правления Дома культуры гуманитарных факультетов МГУ, который находился на ул. Герцена, 1. В Правлении были лишь профессора и аспиранты МГУ. Говорили, что это был лишь второй в истории ДК ГФ МГУ случай, чтобы руководил Правлением студент. ДК ГФ МГУ в те времена был одним из центров московской культуры: там был известный на всю столицу "Студенческий театр", куда очереди за билетами были как в Большой театр, там тогда действовали скандально известаня театральная студия "Грезы", "Скульптурная студия", "Камерный хор Ново-Благовещенского" и другие коллективы...   

Отлично были сданы и следующие две сессии.

Так я и закончил – почти отлично – Московский университет, в который не должен был поступить…

Но при распределении опять всплыла история с «исключением из партии», и я – в отличие от многих других – не остался в Москве, Подмосковье, а поехал на дальний Сахалин. После которого были Япония, Штаты, Балканы…

Что хочется сказать в заключение?

Спасибо, капитан Охрименко! И спасибо полковник Петров! Если б не вы, неумные, трусливые, я б не имел интереснейшей судьбы, не увидел бы мир, не стал бы тем, кем являюсь сегодня…

Все, что ни делается в жизни, к лучшему…

Главное - быть честным в ней…

Честность – я о своем заявление в МГУ – и спасла меня…   



* ФДС-3 Дома студентов МГУ - это третий корпус студенческого городка МГУ, где жили первокурсники и второкурсники