Акакий Акакиевич

Фархад Али
"Акакий Акакиевич" – одна из вечных ипостасей рода людского, а потому типаж сей вечно актуален. Невозможно представить историю человечества без таких собирательных образов, как упомянутый гоголевский герой или, - если взять наших современников, - например, Ионатан Ноэль Патрика Зюскинда. Кстати, тут же можно упомянуть его же безымянного контрабасиста.

Когда мы говорим о степени человеческой отчуждённости, о пустоте вокруг и в наших душах, спекуляции относительно эпох и культур отступают на второй план. Если вы взглянете на дошедшие до нас памятники древней литературы, а именно древнеегипетские и шумерские, то убедитесь, что по сути ничего не изменилось в нашем мире с тех времен. Да, конечно, мы достигли невиданных высот в технологиях, мы ездим на автомобилях, общаемся посредством мобильной телефонной связи; интернет же вообще свёл все расстояния к нулю, создав особую параллельную, - виртуальную, - "реальность", которая, - думаю многие со мной согласятся, - порою кажется самой что ни на есть настоящей. Однако когда мы с вами перечисляем достижения научно-технического прогресса, - а делать это можно, наверное, очень долго, если не бесконечно, - не стоит сбрасывать со счётом один нюанс – изменили ли все эти достижения наши с вами души? Понимаю, что оперировать такой категорией как «душа» будет не совсем научно, однако, если кому не нравится, мы можем заменить слово «душа» чуть менее эфемерным словом «природа».

Изменилась ли природа человека? Когда погружаешься в чтение упомянутых мною древних текстов, то тебя почти сразу же охватывает ощущение, что читаешь кого-то из современников, настолько близки нам оказываются вещи, описываемые в этих литературных памятниках. Зависть, подлость, похоть, героизм, низость, готовность к самопожертвованию, измены, жалобы на жизнь, коррупцию чиновников и прочее. Удивительно, оказывается, что за доступные мало-мальски основательному анализу пять или шесть тысяч лет человеческой истории природа наша ни капельки не изменилась. То есть, обрастая высокими технологиями и подчиняя себе скорость и расстояния, мы остаёмся теми же алчными, жаждущими материальных благ существами. Одна из работ Мартина Хайдеггера озаглавлена «Ницше и Пустота» (Пелевин, видимо решив продолжить сию традицию, намного позже напишет уже роман - «Чапаев и Пустота»). Полагаю, что книгу с подобным названием можно написать о любом из людей, заменив лишь фамилию. Второй элемент названия такой книги всегда будет оставаться неизменным – Пустота. Она окружает нас повсюду. Мы живем в пустоте. Покидая материнское лоно и огласив этот мир своим первым криком, мы вступаем в сумеречную зону Пустоты. Многие из вас после моих слов о Пустоте проведут аналогии с даосизмом. Что же, вполне резонно. Древневосточная мысль очень давно пришла к пониманию вещей, обоснованием и научным доказательством ряда которых сейчас занята западная наука. Сейчас мы видим, что все эти «мистические бредни», - как порою выражаются некоторые скептики маргинального толка, - оказываются научно доказуемыми предметами, поскольку вещи, о которых тысячелетия назад говорили древневосточные мудрецы, сегодня в той или иной мере доказываются именитыми экспертами в области квантовой физики, физики элементарных частиц и прочих дисциплин, упрекнуть которых в склонности к «мистицизму» невозможно.