Игра втёмную

Олег Маляренко
                На лондонском стадионе туман. Судья наталкивается на игрока:
                - Прошу прощения, сэр, здесь с мячом никто не пробегал?
                Из анекдота


     Мой отец в школьные годы до потери пульса увлекался шахматами. У него был товарищ Вова, с которым они сражались всё свободное время, а так как его катастрофически не хватало, то приходилось проделывать это и во время занятий в школе. Разложить шахматную доску на парте во время уроков не предоставлялось возможным, поэтому приходилось проявлять изощрённую смекалку. Друзья научились играть в шахматы, держа партию в голове, что здорово развивало память и воображение. Их увлечение не могло не отразиться на результатах учёбы. Родители назначили игрунам пенальти по 11 штрафных ударов ремнём по попе, надолго остудив их шахматный пыл. По молодости лет юные дарования посчитали себя открывателями игры вслепую и страшно удивились, когда узнали, что в шахматном мире это давно известно.
    Для себя я избрал другой вид спорта, не менее популярный чем шахматы – футбол. Скажу без ложной скромности, что здесь я добился многого, хотя бы потому, что играю в знаменитой команде «Салют», и не кем-нибудь, а центральным нападающим.  Я никогда не подумал бы, что мне придётся играть вслепую, вернее втёмную, однако такое случилось.
    В один душный летний вечер в турнирном матче мы принимали команду «Лопань». Эта команда является нашим вечным соперником, и обыграть её для нас имеет принципиальное значение. Поэтому стадион был забит болельщиками,  в том числе и иногородними,  до отказа. Салютовцы намеривались не разочаровать своих фанатов, а ещё лучше – заставить собой гордиться.
    Расскажу кое-что о нашей команде, а прежде всего об её костяке.
Номер один - вратарь Мигель Гонсалес, бразилец из Аргентины. Его купили задёшево, всего за 3 миллиона евро. Учит русский язык. Уже знает три слова, из которых последнее «мать».
    Ветеран команды Серёжа Ляпин учился в школе Льва Яшина, но стал не вратарём, а защитником. Большой эрудит, ставит противника в тупик неожиданным вопросом, а пока тот задумывается, снимает у него с ноги мяч.
    Полузащитник Вася Голев закончил цирковое училище, и зачастую во время матча устраивает настоящие цирковые представления. Любит детей и пиво.
    Капитан команды Костя Мандрыкин пламенно увлекается филателией и достиг в этом деле значительных высот. Никогда не расстаётся с кляссером, где у него помещены фотки команды.
    Нападающий Витя Бугаенко – увлечённый многоженец. На матчи обычно приходят все его жёны, нынешняя и бывшие, и устраивают между собой дружескую потасовку, что вызывает оживление на трибунах.
    Нельзя не упомянуть нашего тренера Валерия Пелевина, или просто Пеле, заслуженного мастера спорта. За свою недолгую футбольную карьеру он тренировал около тридцати команд, нигде не задерживаясь больше месяца.
    И совершенно невозможно обойти молчанием такого виртуоза мяча и непревзойдённого мастера дриблинга, как Алексея Шустикова по прозвищу Шустрик, то есть меня самого.
    Последние лучи заходящего солнца красочно осветили восточную трибуну стадиона. Все ограждения были испещрены рекламой. Особенно бросалась в глаза яркая реклама пива «Старохрент», генерального спонсора «Салюта».
    Когда на поле появилась команда «Лопань», то её встретили оживлёнными аплодисментами и ободряющими  возгласами. Но это не шло ни в какое сравнение с тем шумным приветствием, взрывом оваций и гудением труб, которые устроили наши хворобники (так в Украине в шутку называют болельщиков) своей любимой команде «Салют».
    Игра без промедления началась с взаимных острых атак и жёстких контратак. Команды давно и хорошо знали друг друга, и поэтому не тратили время на разведку. Обе команды явно были настроены только на победу, что нашло полное одобрение на трибунах.
    Не менее интересными чем игра были комментарии известных футбольных обозревателей Вадима и Семёна. Эта пара прекрасно дополняла один другого. Пока один из них вёл репортаж, другой внимательно следил за тем, что происходит на поле. Комментаторы успевали говорить не только о том, как шла игра, но и как она могла бы пойти, если бы тот или иной игрок сыграл бы так или иначе. При этом они находили время, чтобы травить анекдоты и сообщать пикантные подробности о футболистах. Многие болельщики пользовались радиоприёмниками и получали удовольствие не только от увиденного, но и от услышанного.
    Несмотря на титанические усилия и огромный энтузиазм, распечатать ворота не удавалось ни той, ни другой команде. Голевых моментов было предостаточно, но мяч упорно не шёл в ворота, словно их кто-то заколдовал. Игра была основательно беременна голами, но разродиться никак не могла.
    Один раз я прорвался к воротам «Лопани» и передо мной кроме вратаря никого не было. При всём при том перед решающим ударом я споткнулся на ровном месте, а мяч стал лёгкой добычей вратаря. Естественно, стадион меня освистал, а оправдаться было нечем.
    Первый тайм так и окончился со счётом 0:0, хотя и прошёл в напряжённой борьбе. 
    Во время перерыва команда услышала суровое напутствие тренера Пеле-вина.
    - Сегодня вы играли хуже чем дворовая команда. Мне стыдно было смотреть на ваши беззубые атаки. Чего стоит один только Шустрик, который не смог забить гол в пустые ворота! Ещё есть время, чтобы собраться и начистить зады этим лопаньцам. Я надеюсь на вас. Если вы сегодня проиграете, то я покину клуб, тем более что у меня заканчивается месячный испытательный срок.
    - Не покидайте нас, Валерий Павлович! – взмолился капитан Мандрыкин. – Мы приложим все силы, чтобы выиграть.
    Ко второму тайму на город опустились сумерки, и на стадионе включили свет.
    Обе команды заиграли так, будто не было изматывающего первого тайма. Каждый игрок почувствовал, что вот-вот наступит перелом в матче. Он и наступил, но совершенно неожиданным образом.
    Наш «Салют» почти полным составом атаковал ворота противника. Я оказался между тремя лопаньцами. Ударить по воротам мне было неудобно, и я передал мяч набежавшему Бугаенко, а ему не оставалось ничего другого, как ударить по воротам. Но в тот момент внезапно на стадионе погас свет.
    Трибуны от возмущения засвистели и загудели. Игроки застыли на тех местах, где их застал полумрак. За мою футбольную жизнь такое произошло впервые, и я никогда не слышал о подобном.
    - Бугай, где ты? – крикнул я.
    - Да здесь возле ворот.
    - Это ты перебил кабель мячом?
    - Ты чё! Какой ещё кабель?
    - А гол забил?
    - Без всякого сомнения.
    Запустили резервный источник энергии, но его мощности хватило только на аварийные фонари, рекламные щиты и радиорубку. Стадион оказался освещённым только далёкими городскими огнями и ущербной луной. Попытки зрителей осветить поле фонариками мобильников впечатляющего эффекта не дали.
    Делать было нечего, и футболисты осторожно и не спеша поплелись в раздевалку. А тем временем администрация стадиона стала выяснять причину отключения электроэнергии. И вскоре узнали, что стадион вырубили  за задолженность по оплате. Никакие уговоры, мольбы и угрозы на шантажистов не действовали. Назревал скандал. Со стороны энергосети это был полный беспредел – отключать энергию во время ответственного матча.
    Срочно собрали совещание с участием руководства клуба, стадиона и футболистов. Подавляющее большинство высказалось за то, что игру следует прекратить до тех пор, пока не подадут электричество.
    Пока так судили и рядили, болельщики стали потихоньку покидать стадион. На беду, из-за недостаточного освещения люди стали сталкиваться в проходах и возникла давка. А это уже было опасно. Надо было срочно принимать необходимое решение.
    Чтобы удержать зрителей на трибунах и спасти репутацию клуба, его президент принял нетривиальное решение – продолжить игру, невзирая на темноту. А для того, чтобы для болельщиков не оставалось загадкой то, что происходит на поле, устроили прямую трансляцию из комментаторской рубки.
    - Господа болельщики! – разнёсся над стадионом голос Вадима Синькина. – Прошу сохранять спокойствие и вернуться на места тем, кто их покинул. Нам обещают восстановить в ближайшее время подачу электроэнергии. А пока игра продолжается. Хочу сообщить вам приятную новость: Виктор Бугаенко забил гол в ворота «Лопани». Счёт матча 1:0!
    Эти слова потонули в оглушительном крике, свисте и гудении на трибунах. К радости за гол примешалось недоумение по поводу продолжения матча в потёмках. Это сулило неудобства, потому что ни фига не видно, что творится на поле, но с другой стороны, подобного матча ещё никогда не бывало. Один дед на трибуне вспомнил, что похожая история уже была, но не на футболе, а в фигурном катании, и там отключили не свет, а музыку, но в остальном всё сходилось.
    Ещё труднее чем зрителям пришлось футболистам. Границы поля чётко обозначились освещёнными рекламными баннерами, зато игроки, ворота и мяч едва угадывались в полумраке. Особенно сложно было отличить своих игроков от соперников. Но это было только поначалу, а затем к таким неудобствам попривыкли. Своих игроков определяли по голосу и выражениям, мяч – по звукам ударов по нему, а ворота – по скоплению народа.
    Воодушевлённая голом наша команда бросилась в атаку, если это можно было так назвать, поскольку свои игроки порой мешали больше чем чужие. Увы, вскоре атакующие действия несколько притупились из-за мелкой неувязки – куда-то исчез мяч.
    Игроки обеих команд дружно обыскивали поле. Во время вынужденной паузы Вадим и Семён поведали краткую историю футбола.
    На поле вбросили новый мяч заметного белого цвета, а потом выяснилось, что на прежнем сидел вратарь «Лопани». Игра вновь оживилась, и наш «Салют», воодушевлённый открытым счётом и побудительными криками трибун, снова пошёл в атаку.
    И тут над стадионом раздалось громкое и протяжное «Го-о-о-о-л!!!», хотя никакого гола не было совершенно. Трибуны неистовствовали. Оба капитана стали выяснять, в чём дело. А произошло то, что в ворота влетел не мяч, а полузащитник Голев, и застрял в сетке.
    Комментаторы извинились за ошибку, но вскоре обнаружилось, что зря, поскольку через минуту мяч действительно влетел в ворота «Лопани», и забил его всё тот же Голев. Трибуны отреагировали более сдержанно. Счёт стал 2:0.
    Игроки постепенно привыкли к темноте и освоились с уникальной ситуацией. Уже могли замечать не только игроков, но даже мяч, хотя и не такую мелочь, как свисток арбитра, уроненный им при столкновении с неизвестным футболистом. Запасного свистка не нашлось, поэтому арбитр стал использовать подаренную дудку. В результате стали гудеть не только на трибунах, но и на поле, что внесло ещё большую сумятицу в игру.
    Матч принял спокойный характер, чем и воспользовались лопаньцы, размочив счёт, а потом ещё и сравняв его. Таким образом, игра выровнялась при счёте 2:2.  Трибуны разочарованно безмолвствовали. Однако тишины не было, потому что по радио шёл оживлённый репортаж об игре, которую мало кто видел, а чаще никто. Временами им заворожено заслушивались и игроки на поле.
    Героем матча стал неутомимый Вася Голев, когда вспомнив своё цирковое прошлое, и, несмотря на кромешную тьму и толчки противников, пробежал через всё поле, подбивая мяч головой. А затем он выложил его мне под ноги. Я рванул вперёд, но дорогу мне преградила вроде знакомая фигура.
    - Почему мыши серые? – услышал я голос неподражаемого Ляпина.
    - Потому, что ночью все кошки чёрные. А ты, Серёжа, прибереги приколы для гостей, - остроумно ответил я заблудшему приколисту.
    Когда последняя препона была устранена, я обвёл вратаря «Лопани» и всадил в ворота красивый гол. Жаль, что его никто не видел. Тем не менее, о голе доложили в радиорубку, и заскучавшие болельщики получили возможность оторваться по полной программе. На бездействующем табло не зажглись цифры 3:2.
    Лопаньцы на это ответили откровенной грубостью, быстро переросшую в грандиозную драку. Дрались все против всех, поскольку было невозможно разобрать, где свой, а где чужой. Но пыл сражения скоро угас, так как стала понятна его бессмысленность. Арбитр не дремал, объявляя нескольким игрокам жёлтые карточки, ввиду невозможности их видеть. А самого активного драчуна пришлось удалить с поля, но им оказался боковой арбитр, и поэтому наказания избежал.
    Мяч снова куда-то закатился, но когда я стал его искать, то обнаружил, что таких поисковиков как я на поле подозрительно мало. Это меня озадачило. Куда же пропали остальные?
    Меня привлекли звуки бульканья и чавканья за нашими воротами. Там столпилось большинство игроков обеих команд с пивными бутылками. Это постарались наши спонсоры из «Старохрента». Пиво, хмельное и прохладное, мне ещё досталось, а закуски уже нет.
    - Лёха, пока ты где-то шатался, лопаньцы слопали всю закусь, - пожаловался капитан Мандрыкин.
    Все слегка расслабились, но время матча не истекло и пришлось доигрывать. Наша победа была близка, но рано мы успокоились, и на последних секундах «Лопань» забила нам третий гол. Удивительный и утомительный матч закончился со счётом 3:3. Невзирая на ничью, недовольных не было.
    И почти одновременно с финальным гудком арбитра включилось освещение. Привыкшим к темноте глазам было больно смотреть. От радости стадион так громко выкрикнул, что многим заложило уши. Футболисты достойно прошли испытания при игре в экстремальных условиях. Никогда мы так тепло не прощались с бывшими противниками.
    Президент клуба протёр носовым платком вспотевшую лысину и незлобиво произнёс вслух:
    - Этих мерзавцев за конец света надо хорошенько вздрючить.
    А потом позвонил главбуху:
    - Никанорыч, оплати этим гадам счёт за электроэнергию.
    Самым удивительным явилось то, что Федерация футбола посчитала феноменальный матч договорным и назначила переигровку. А ведь могли бы подумать о том, что в темноте договариваться просто невозможно. Конечно, матч мы переиграли, и он снова завершился со счётом 3:3. На этот раз игра точно была договорная.
    Тренер Валера Пеле подписал с клубом выгодный контракт на три года, после чего его тренерский талант раскрылся в полной мере и засиял на всю мощь. Он договорился с пивной корпорацией «Старохрент» о том, что они спонсируют разработку компьютерной игры «Футболомания». За этот проект взялся математический факультет Университета. Они элементарно поручили разработать игру студентам в качестве курсовой работы.
    Студенты поднатужились, и к ноябрю программа игры была готова. Она недурственно имитировала реальный футбол, давая всем желающим, от малышей до стариков,  приобщиться к любимой игре миллионов. В игре участвуют две команды. С каждой стороны от двух до четырнадцати футболистов. Получилась весьма забавная игрушка.
    Наш тренер приволок программу на куче дисков с нескрываемой улыбкой и собрал нас на её презентацию:
    - Салютовцы! Сейчас вам продемонстрируют программу «Футболомания», которая круто изменит наши тренировки. Надеюсь, что с её помощью мы достигнем небывалых вершин и далеко оторвёмся от наших соперников.
    Чтобы ничто не отвлекло от демонстрации программы, в зале выключили свет. Все футболисты обступили монитор. Появилось зелёное поле, а на нём звероподобные наши виртуальные коллеги. В отличие от реальных футболистов они носились по полю как угорелые, проделывали невероятные трюки, порой снося не только противников, но и ворота. Какая забавная игра!
    Не обошлось и без курьёза – один из футболистов был одет в форму, резко отличающуюся от других, и к тому же на коньках. По свистку арбитра он рванул по полю как по льду и забил первый гол клюшкой. Все аж присвистнули. Оказалось, что один студент-троечник по недоразумению вместо футболиста смастерил хоккеиста. Пришлось его удалить с поля.
    Команда разделилась на две группы и начала азартно резаться в новую компьютерную игру, выкрикивая и выражаясь, словно на самом деле были на поле стадиона. Тренер с благодушным лицом наблюдал за воодушевлением подопечных.
    А я равнодушно сидел в стороне от игроков в полутьме зала и думал о том, что жизнь иногда создаёт такие ситуации, которые вряд ли посильны компам.