Лессинг

Константин Рыжов
Готхольд-Эфраим Лессинг родился в январе 1729 г. в саксонском городке Каменц в семье пастора. Семья была многодетной и с трудом сводила концы с концами. Первоначальное образование Лессинг получил в Мейссенской  княжеской школе, где ученики содержались за казенный счет. Тут будущий писатель впервые познакомился с античными классиками.  В 1746-1748 гг. он обучался на богословском факультете Лейпцигского университета и тогда же написал для местного театра свою первую комедию «Молодой ученый». В 1748 г., не закончив образования,  Лессинг переехал в Берлин и полностью отдался литературной и журналистской работе, пробуя себя чуть ли не во всех  существовавших в его время литературных жанрах. Он пишет стихи, эпиграммы, басни, комедии, критические статьи, рецензии. Вскоре он приобретает славу лучшего критика и журналиста Германии.

В 1755 г. Лессинг  написал первую  семейную буржуазную драму «Мисс Сара Симпсон». Она имела у немецкой публики небывалый успех. По свидетельству одного из современников, «зрители в течение  трех с половиной часов  сидели неподвижно, как статуи, и рыдали». В 1759 г. увидели свет оригинальные  «Басни» Лессинга. 1760-1764 годы писатель провел в Бреславле, где исполнял обязанности секретаря при генерале Тауэнцине. В 1767 г. он переехал в Гамбург. Тут Лессинг  фактически сделался  руководителем местного театра и столкнулся с проблемой репертуара.В Германии к середине XVIII века не было своей национальной драмы. В Берлине и при других княжеских дворах  играли приезжие французские и итальянские  труппы, в то время как немецкие актеры   влачили жалкое существование, путешествуя из города в город. «У нас нет театра. У нас нет актеров. У нас нет зрителей», - жаловался Лессинг еще в 1760 г. Теперь он попытался создать такой театр в Гамбурге, но недостаток средств помечтал осуществлению этой мечты.  Одновременно Лессинг издавал журнал «Гамбургская драматургия» (1767-1768), сыгравший огромную роль в формировании немецкого национального театра. Тогда же Лессинг написал свою замечательную комедию «Мина фон Барнхельм» (1767), которая произвела огромное впечатление на современников  и с триумфом шла на сценах многих немецких театров.

После разорения Гамбургского театра, Лессинг около года прожил в Вене. В 1771  г. нужда заставила его принять место библиотекаря в Вольфенбюттеле у тамошнего князя. Лессинг занялся разбором старинных рукописей и составлением каталога. Одновременно он продолжал работу над пьесами и закончил свою лучшую трагедию «Эмилия Галлоти». Умер Лессинг в феврале 1781 г. Уже после его смерти, в 1783 г.  в Берлине была поставлена последняя трагедия драматурга «Натан Мудрый».

«ЭМИЛИЯ ГАЛОТТИ»  (1772). Действие происходит в современное Лессингу время в вымышленном итальянском княжестве Гвасталла. Начало трагедии переносит нас в кабинет Хетторе Гонзага, принца Гвасталлы. Он пытается заниматься делами, но из первых же его фраз становится ясно, что мысли и чувства принца заняты совсем другим. Повляется художник Конти, который принес принцу портрет его возлюбленной графини Орсини. Однако из ответов принца видно, что сердце его охладело к этой женщине. Художник раздосадован. Но вот он показывает принцу второй порет прекрасной девушки Эмилии Галотти, и от равнодушия Гонзага не остается и следа: в порыве чувств он едва не выдает своей страсти. Художник  изумлен произведенным им эффектом, а зрителю становится ясно: Конти невольно задел самое чувствительное место в душе принца, нет, не графиня Орсини, а Эмилия безраздельно господствует теперь в его сердце.

После ухода художника появляется наперсник принца маркиз Маринелли. Перебирая городские новости, он упоминает о намеченном на сегодня венчании графа Аппиани. И кто же его нареченная? Эмилия Галоти, дочь полковника Галотти из Сабьонетты! Принц потрясен, он едва не лишается чувств. В отчаянии он признается Маринелли в своей любви. Он видел девушку всего несколько раз, и она даже не подозревает о его чувствах. Весть о ее замужестве – для него тягчайшая из мук.

Маринелли изумлен этим признанием, но, как истинный царедворец, тотчас всецело  предлагает себя к услугам принца. Как жаль, что он узнал о новой страсти монарха только сейчас, в самый день свадьбы. Но не беда! Еще не поздно все расстроить. Для начала надо отправить графа Аппиани прочь из города. Подходящий случай для этого есть -  принц Гонзага готовится  вступить в брак с принцессой Массанской, и необходимо отправить посланника в Массу. Граф как раз подойдет для этой роли. Свадьба будет отложена, и тогда они подумают о том, как заполучить девушку.
Гонзага хватается за это предложение как за  последнюю соломинку. Он предоставляет маркизу полную свободу действий и обещает слушаться всех его указаний. Маринелли отправляет принца на его виллу в Дозало и уходит. Едва маркиз удаляется, принц (который вообще очень неустойчивый человек) тотчас начинает колебаться. После недолгого размышления, он решает отправиться на мессу к доминиканцам, куда, как он знает, каждый день ходит его возлюбленная. Он признается Эмилии в своей любви, и она, конечно же, не отвергнет ее!

Второе действие переносит нас в дом Галотти. Здесь идет подготовка к бракосочетанию. Прибывает полковник Одоардо. (Это прямой, гордый и благородный человек, который, как мы знаем из предыдущего действия, сильно недолюбливает сластолюбивого и криводушного принца). Он и его жена Клаудия ведут разговор о дочери. Между делом Клаудия упоминает о том, что принц недавно видел Эмилию на вечере у канцлера и долго разговаривал с ней. Одоардо встревожен этой вестью и бранит жену. Где же сейчас Эмилия? Она отправилась в церковь. Одна? Одна! Полковник опять бранит жену за неосторожность. Потом он отправляется в имение, куда должны приехать молодые.

Едва Одоардо уехал, вбегает Эмилия. Она в ужасном смущении. Сегодня в церкви, когда она молилась, неизвестный мужчина опустился за ее спиной и стал шептать о своей любви. Каково же было ее изумление, когда, оглянувшись, она узнала принца! Клаудия потрясена и встревожена этой вестью. Предупреждение мужа тот час приходит ей на память. Впрочем, Эмилия сегодня выходит замуж. Значит, тревога, хотя и не безосновательна, но, в сущности, не велика. Вскоре появляется граф Аппиани. Он пребывает в глубокой задумчивости, его гнетут неясные, но зловещие предчувствия. Лишь разговор с невестой немного разгоняет его меланхолию. Да и кого она может оставить равнодушной? Эмилия так мила, так чиста и прекрасна! К тому же она всем сердцем любит Аппиани.

Девушка уходит переодеваться в свадебное платье, а слуга докладывает о приходе Маринелли. Он сообщает о великой милости принца: граф назначен посланником в Массану и должен немедленно отбыть на место. Но его слова мало трогают Аппиани. Он холодно отказывается и сообщает, что после свадьбы намерен отказаться от службы и будет жить с женой в своих владениях. Увидев, что его план провалился, маркиз позволяет себе несколько грязных намеков и выводит графа из себя. Тот хватается за шпагу, но Маринелли поспешно ретируется.

Третье действие разворачивается в Дозало на вилле принца. Гонзаго осыпает Маринелли упреками за то, что тот ничего не смог для него сделать. Внезапно вдали раздается выстрел. В чем дело? Маркиз с дьявольской усмешкой признается хозяину: то, что сейчас происходит на большой дороге – это дело его рук. Шайка разбойников напала на карету графа Аппиани. В нужный момент люди маркиза явятся, как будто на подмогу потерпевшим, схватят Эмилию и приведут ее сюда. Известие о столь радикальном образе действий, связанном с неминуемым скандалом, приводит принца в ужас. Он уже жалеет, что доверился Маринелли, но не в силах ничего изменить.

Появляется предводитель разбойников Анжело. Он сообщает, что граф Аппиани отчаянно защищался и получил полю в грудь. Вскоре приводят Эмилию. Она потрясена происшедшим. Ее смущение еще больше возрастает, когда ей сообщают, что она на вилле принца. Ей в голову приходит страшная догадка, однако принц старается ее утешить. Затем слуги приводят Клаудию. От нее Маринелли узнает о смерти графа Аппиани. Тот умер на коленях у матери своей невесты, но перед смертью успел сказать: это нападение не случайность! Оно подстроено, и за всем стоит Маринелли!

Четвертое действие начинается с взаимных претензий  Гонзаго и маркиза. Принц гневно упрекает своего наперсника в том, что тот втянул его в грязную и скверную историю. Маринелли возражает: господин сам виноват во всем! Зачем он не послушался его и отправился в церковь? Зачем нужны были эти любовные излияния, выдавшие их с головой? Гонзаго признает справедливость упрека и замолкает. Внезапно появляется графиня Орсина. Эта женщина страстная и очень умная. Она уже знает о нападении, которому подвергся граф. Обменявшись несколькими фразами с Маринелли, она тотчас обо всем догадывается. Эмилия Галоти – ее соперница! Принц любит ее, а нападение разбойников – не более чем спектакль, подстроенный маркизом! Ее проницательность неприятно поражает Маринелли. Он просит графиню удалиться.

Внезапно появляется полковник Галотти. Маринелли вынужден оставить его наедине с графиней и та рассказывает ему обо всем. От ее рассказа у несчастного Одоардо волосы встают дыбом. Его дочь похищена! Принц домогается ее любви! И вот теперь его девочка, ставшая вдовой в самый день своей свадьбы, находится в руках презренного сластолюбца! Несчастный отец тянется к шпаге, но, увы, он безоружен. Графиня, подметив это движение, протягивает Одоардо кинжал. Она взяла его с собой, чтобы убить принца, но теперь она готова уступить это право Одоардо. У него получится лучше!

В пятом действие события достигают своей кульминации. Обстоятельства вынуждают принца играть роль последнего подлеца. Он видимо страдает от этой роли, но все сложилось таким образом, что у него нет обратно пути. Ведь он ни за что не желает отказываться от Эмилии. Одоардо требует, что бы ему вернули дочь. Но к этому появляются тысячи препятствий. Девушка могла быть в сговоре с разбойниками! Кто знает, быть может, это происки ее тайного любовника. Но пусть Одоардо не волнуется – ее поместят в доме канцлера. Слушая, как его дочь обливают грязью, Одоардо краснеет и бледнеет. Но он изо всех сил сдерживает себя. Он уже все понял, обо всем догадался – тотчас после его отъезда негодяй обесчестит его дочь. Но он до конца сдерживает себя.  Он просит о последней милости: пусть ему позволят переговорить с Эмилией.

Принц не находит возможности отказать в этом. Эмилию выпускают к отцу. Она бросается в его объятия. Девушка тоже все поняла – она знает, что ничто уже не сможет спасти ее от бесчестия. Ей остается только два пути: либо сделаться любовницей принца, либо умереть. И она молит отца прийти ей на помощь. Оба они знают, что это конец. Выхватив кинжал, Одоардо наносит дочери смертельный удар. Через мгновение появляется принц со своим сообщником. Увидев безжизненное тело любимой женщины, он переживает страшное потрясение. Последние слова трагедии – это его проклятья Маринелли.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213