Решение принято!

Кора Журавлёва
      Весной этого же года младшего сына Олега призвали в румынскую армию. Муж с большим успехом защитил диссертацию. Приехал старший сын Сергей в Клуж и заявил, что он уволился с работы, потому что, как он сказал, мы должны уезжать в Союз, а пока что, он будет жить в Клуже.
      Я ещё не была готова к такому стремительному развитию событий, поэтому меня огорчил его поспешный уход с работы.
- «А меня ты спросил или хотя бы предупредил?» - обиженно спросила я.
– «А, разве, ты против?»
- «Конечно, нет! Но я не люблю, когда меня ставят перед свершившимся фактом, и не только потому, что ты не посоветовался со мной, но ты даже не сообщил о своём приезде!».
      Серёжа остался у нас в Клуже, хотя часто ездил и в Бухарест. Квартира, где он проживал в Бухаресте, пока ещё оставалась на его попечении.
      Итак, черта жизненных коллизий длиной в два года, стремительно уменьшаясь, наконец, превратилась в точку! Надо было принимать окончательное решение и переходить к реальным действиям. Помогло решению всё ухудшающиеся отношения моего супруга с директором комбината, особенно после защиты им своей диссертации.
      Опять меня ставят перед свершившимся фактом, «без права на помилование»! Но с чего же начать?
      Пожалуй, начинать нужно было с обмена нашей большой квартиры на квартиру с меньшей жилой площадью. Конечно, мне хотелось бы оставить дом в распоряжении новой семьи Олега, но он не смог бы содержать такой большой дом. Тем более что за последний год настолько увеличилась оплата за газовое отопление, (дом обогревался терракотовыми печами), что даже мы, с нашим достатком, вынуждены были переселяться с мужем на ночь в двенадцатиметровую кухню.
      Из четырёх больших комнат отапливалась лишь комната Олега, где теперь жил Сергей, а также, при надобности, ванная комната. Я была убеждена, что найду достойную замену нашему жилью. Но это было не так. То, что предлагалось, было или хуже или дороже. Наконец, мы нашли трёхкомнатную квартиру почти в центре Клужа, а в конце лета мы переехали в эту квартиру, расположенную в многоэтажном доме. Сравнение с прежним домом было, конечно, не в пользу новой квартиры, но для молодой семьи Олега, это был не самый плохой вариант.

      Этим же летом из Клужа и из Румынии выезжала моя знакомая в Россию на постоянное местожительство. По множественным запретительным законам Румынии граждане, покидающие Румынию на постоянное местожительство в другие страны, имели ограниченные возможности по вывозу своего имущества за рубеж. Из книг, что больше всего меня интересовало, моей большой библиотеки я могла вывезти, только те, которые были изданы после1975 года. Моя же библиотека состояла в основном из книг более раннего издания.
Моя знакомая согласилась оказать мне услугу и в свой контейнер загрузить часть наших вещей, взамен на подарок мебели нашей спальни. Конечно, я согласилась.
      В Союзе, куда мы собирались переезжать, у нас квартиры не было. Кроме того, всё наше имущество, которое мы хотели вывезти, и без того превышало все дозволенные квоты, установленные правительством. Выбора у меня не было. Я даже не смогла бы перевезти все наши вещи в обменянную квартиру, которая должна была остаться Олегу. Просто, из-за нехватки в ней  места. Хотя наша мебель семье Олега была бы далеко не лишней, поскольку, та мебель, которую мы перевезли в «новую» обмененную трёхкомнатную квартиру, почти всю должны были увезти с собой в Союз.

      Кроме хозяйственных забот на меня легли и заботы по оформлению выездных виз на постоянное местожительство в другой стране. Ну невозможно выехать из страны Румыния навсегда, будучи директором фабрики, да ещё и будучи членом партии!      
      Решили делать всё постепенно. Однако от назначенной должности «директора» тоже нельзя было отказаться без уважительной причины. Директора может назначить только министерство, и только министерство может его и уволить.       
      Мужу добавляло это лишних сложностей и забот, и ему это было очень неприятно. Сам "г-н директор" в Румынии не может никогда подать в отставку без уважительной на то причины!
      Поэтому ещё в начале этого года, по семейному «заговору», муж ложится в больницу, якобы по какой-то неотложной причине здоровья. Делалось это для того, чтобы оставить за собой «открытую дверь» на случай, если что-либо измениться в наших планах или что-то пойдёт не так и наш отъезд из Румынии может не состояться. Одно дело, когда ты уходишь из директората по болезни, а совсем плохо, когда тебя увольняют с должности, да ещё по политическим мотивам, где не последнее место занимает и желание выехать из страны навсегда.
      Кроме того, отставка по болезни сохраняет директорский оклад, а деньги нам, ох как были нужны! Однако нам уже необходимо было оформлять документы на выезд из Румынии! Значит после освобождения от должности директора, нужно было сделать и второй шаг. Второй шаг партком предпринял самостоятельно. Моего супруга вызвали в партком и сказали ему, что он исключается из партии, поскольку подал документы на выезд из Румынии на постоянное местожительство в другую страну.
Шоу было коротким, но партбилет Герману оставили на память.

                *****

      Город на Украине, куда наша семья намеревалась переехать и где жили мои родители, был всегда «закрытым» городом для посещения иностранцами. Не помогла и «хрущёвская оттепель» в политике. Мой отец целый год переписывался с «сильными мира сего» (имеется ввиду Советский Союз), убеждая всех и вся, что я единственная дочь и что они, мои родители, нуждаются в моей помощи именно в Украине, поскольку их здоровье не позволяет им переехать к дочери в Румынию.
      Конечно, всё это был блеф. Переезжать в Румынию они просто не хотели, а писали в соответствующие органы лишь для того, чтобы нам разрешили въезд в «закрытый город». Не могли же они написать, что материнские чувства их дочери возобладали над логикой и разумом состоявшегося и успешного человека, но в другой стране.

      События этого и следующего годов развивались с такой стремительной быстротой, что, казалось, я не успеваю за сменой «картинок». Олег присылал из армии письма, иногда звонил, а приехал всего один раз в конце этого года. Примерно через месяц после отъезда Олега обратно в армию его жена объявила, что она ждёт ребёнка.

      Вернувшегося из армии сына, я спросила, почему он проходил службу в хозяйственном отделении при своей воинской части, а не как все солдаты? О рассказал мне забавную историю, на мой взгляд.
      Если я правильно помню, то их часть была расквартирована недалеко от болгарской границы. На одном из стрелковых учений Олег сказал, что отказывается стрелять в людей  в мирное время. Тогда их командирзадал ему вопрос:
- «А если болгарин перейдёт границу на наше кукурузное поле, что ты будешь делать?». Олег ответил:
- «А может он голодный? Я сам наберу мешок кукурузы и отпущу его домой».
      Наверное, в штабе их части поняли, что до «солдата» он не дорос и от греха, подальше, отправили его служить в хозяйственную часть, где он и «прослужил» до конца службы в армии. Может быть, я что-то перепутала, но суть верна. Так Олег мне это рассказал.

                *****   

      Квартира, куда мы переехали, подлежала ремонту, чем мы и занимались всё лето. Жена сына продолжала жить у своих родителей, куда вскоре переселился, вернувшийся из армии Олег. Его жена была беременна, поэтому, может быть, было и неплохо, что она до нашего отъезда жила у своих родителей, поскольку наша «новая» квартира была похожа, скорее на складское помещение, чем на жилище. Кроме того жить в этой квартире беременной женщине было абсолютно противопоказано.
      Все зимние месяцы квартира совершенно не отапливалась местными теплосетями. Электричество отключали на несколько часов, так называемым «веерным отключением». Дети в таких домах делали уроки при искусственном освещении, а на первых этажах, те родители у кого была автомобили, включали фары, чтобы освещать комнаты, где дети готовили уроки.
      Мы отапливали наши квартиры газовым теплом от духовок и горелок газовых плит, поэтому на стенах была влажная плесень, что ухудшало общее состояние организма. Не смотря на то, что мы возвели ещё одну кирпичную стенку у внешней угловой стены, помогало это не на много.
      Чаушеску экономил на всём, на чём только можно было сэкономить, в ущерб собственному народу. Настроение народных масс начинало желать лучшего. И это почувствовали  все слои общества. Различные не обоснованные запреты, материальные лишения возбуждали у народных масс пока глухое недовольство, чего не хотели ни видеть, ни признавать стоящие в верхах, руководящие органы.

(продолжение следует) Далее идут главы "Забег в зазеркалье" и "Возвращение на родину".