А васька слушает да ест

Игорь Караваев 2
Последние годы моей службы прошли в штабе флотилии подводных лодок. Штабная служба - это, помимо всего прочего, участие в многочисленных проверках самых разных подчинённых частей.

Однажды мне пришлось несколько раз подряд (буквально с недельным интервалом) проверять одно и то же подразделение, входившее в состав тыла нашей флотилии.
Я был удивлён, что каждый раз видел там неизменную картину. Значит, можно было бы писать по этому подразделению одни и те же замечания, даже не выходя из дома - и они всё равно соответствовали бы действительности!

Все свои замечания мы записывали в специальный журнал, а дежурный по штабу флотилии ежедневно носил его в кабинет к одному крупному начальнику.
Тот знакомился с записями и накладывал на них свои резолюции, а потом вызывал к себе начальников рангом пониже и снимал с них стружку.

Но что касалось знакомого до последней трещинки тылового подразделения - те замечания, которые писал я, в точности повторяли и другие люди. А ведь там не было ничего сверхъестественного. Получается, что тех, кто отвечал за их устранение, наши проверки и наши замечания нисколько не волновали.

Ну а что же наше командование?!
Открываю журнал в самом начале, ищу запись о проверке кем-нибудь нашего знакомого объекта. Вот всё те же замечания, а на полях - резолюция нашего очень большого начальника: «ЗК-НТ» (то есть - «заместителю командующего - начальнику тыла»). Через несколько страниц - снова то же, но резолюция уже более строгая: «ЗК-НТ. Устранить замечания». Дальше - ещё строже: «ЗК-НТ. Когда будут устранены эти безобразия?» Наконец - такая, что лучше бы заранее застрелиться: «ЗК-НТ. Доложить!»

Но стреляться начальник тыла, естественно, не стал - и правильно сделал. Смотрю дальше - опять те же замечания, а на них - всё те же резолюции, которые пошли уже по новому кругу. Снова по возрастающей - от почти нейтрального: «ЗК-НТ» до грозного: «ЗК-НТ. Доложить!»
Очень странно! У автора тех резолюций власти было вполне достаточно, чтобы одним росчерком пера или даже одним лишь словом сломать карьеру любому подчинённому, что он регулярно и делал. Безо всякой оглядки на толстовский принцип непротивления злу насилием.

Казалось бы, давно уже пора обо всём этом забыть. Давно уже и начальник тыла, и тот, кто приказывал ему что-то устранить, стали пенсионерами. Давно уже нет ни тыла флотилии, ни самой нашей флотилии.

Я рад бы оставить всё негативное в прошлом - да не получается. По одной лишь причине: похоже, всё то же самое сейчас происходит у нас в масштабах России. Люди пытаются довести до руководства страны, что деятельность многих одиозных фигур из числа «успешных менеджеров» вызывает, мягко говоря, удивление - а руководители говорят очень правильные слова, но к лучшему ничего не меняется.