Военная хитрость

Игорь Караваев 2
ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ

Люди военные всегда, даже в мирное время, стремятся тем или иным способом вводить в заблуждение своего противника (или вероятного противника). Это правильно, всё дело только в том, как организована дезинформация.

В пятидесятые годы стало совершенно очевидным, что наши союзники по прошлой войне друзьями нашими вовсе не являются. Тогда было решено, помимо выполнения целого ряда организационных мероприятий, ещё тщательнее скрывать от вчерашних союзников, какие корабли и в каком количестве входят в состав нашего ВМФ.
Умные люди думали-думали и додумались, что надо напрочь исключить из обихода названия классов и подклассов кораблей. Был выпущен и разослан по флотам секретный документ, в соответствии с которым линкорам присваивался буквенный литер «А», крейсерам - «Б», эсминцам «В» и так далее.

Например, «Б-114» обозначало «крейсер, бортовой номер 114». Всё бы ничего, поплевались бы моряки и привыкли, но ведь тогда соответствие букв кораблям выучил бы и «супостат». Ведь, например, всякие «секретные» словечки из наших переговоров по радио он уже давно знает! Но умные люди оказались ещё и хитрыми.
Кажется, каждые три месяца тот секретный документ переиздавали, присваивая кораблям уже совсем другие буквенные литеры. Но фельдъегерская почта ходила медленно, и к моменту доставки документа всем адресатам, бывало, срок его действия уже почти заканчивался. А ведь во всех штабах и на всех кораблях надо было ещё успеть отработать его! Конечно, это было очень неудобно. Неизвестно, сумели мы сбить с толку иностранных разведчиков, или нет (правда, если кто-то из них умер со смеху, значит, цель была достигнута - мы им всё же нанесли урон!) Бесспорно то, что сами себя мы тогда запутали основательно...

Наши «заокеанские друзья» тоже не дремали. Они придумали и ввели в действие радионавигационную систему «Лоран-А». Когда стало ясно, что их системой успешно пользуются и советские моряки, американцы стали вводить в работу системы специальную «кодовую задержку». Без её учёта место корабля, определённое по «Лорану», оказывалось очень далеко от истинного. Своих об изменении «кодовой задержки» американцы заблаговременно информировали, а наши научились легко и безошибочно определять её своими силами.

Ходила у нас когда-то такая шутка-загадка: кто был первым флагманским штурманом советского ВМФ? Ответ: матрос-партизан Железняк! Чтобы понять эту шутку, надо было знать слова из старой песни: «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону».

Но однажды военные моряки США превзошли результат легендарного матроса! Группа из трёх американских эскадренных миноносцев, проводивших учения, на больших ходах маневрировала в открытом море. Что примечательно, своё место определяли только на флагманском корабле (удобным, современным способом, исключительно по системе «Лоран»). Остальные корабли бездумно следовали за флагманом. А как раз на нём-то штурман забыл, что недавно в очередной раз в плановом порядке было изменено значение кодовой задержки. На флагманском корабле считали, что ходят в районе с глубинами, измеряемыми тысячами метров, а оказались прямо перед коралловым рифом, на который все три эсминца вылетели на полном ходу! Ни один из них после этого восстановлению уже не подлежал.

Хорошего - понемножку...