Двоевластие

Игорь Караваев 2
...«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Известная фраза из басни Крылова верна и в том случае, когда оба товарища руководящие, причём, один является начальником другого. Например, когда корабль выходит в море со старшим начальником на борту. Особенно, если командир корабля опытен и уверен в себе, а амбициозный начальник пытается доказать ему, что всегда прав тот, у кого больше прав.

Вот случай, который, как говорят, произошёл на Тихоокеанском флоте, когда один известный мне офицер командовал дизельной подводной лодкой проекта 641, а другой (не менее известная личность) был у него в ту пору командиром бригады. Комбриг вышел в море на подводной лодке для приёма курсовой задачи, а был он всегда человеком очень темпераментным, своенравным и постоянно вмешивался в действия командира. Командир был тоже с характером, но стремился соблюдать субординацию и терпел до того момента, пока лодка не вошла на внутренний рейд и не начала манёвр для подхода к пирсу. Здесь комбриг повёл себя совершенно безобразно и после каждой команды, подаваемой командиром с мостика, давал другую, которая казалась ему более правильной. Подход к пирсу и швартовка - сложный и ответственный манёвр, и нельзя, чтобы в этой постоянно меняющейся обстановке экипаж не понимал, чью и какую именно команду следует исполнять. Командир, терпение которого, наконец-то, лопнуло, заорал на комбрига:

- Это на берегу ты мне начальник, а в море я командую подводной лодкой! Пошёл на ... с мостика!

Комбриг не привык выслушивать такие слова от подчинённых, и бросился на командира, пытаясь подавить его с помощью грубой физической силы. Командир тоже слабаком не был, отступать не собирался, и оба покатились по настилу мостика, задыхаясь и рыча от ярости. В эти минуты лодка шла к пирсу, и её нельзя было останавливать, чтобы дать оппонентам возможность выяснить, кто же из них должен командовать. Хорошо, что находившиеся на мостике штурман и рулевой-сигнальщик сумели благополучно ошвартовать лодку.

Помятый комбриг пошёл в каюту, чтобы переодеться и забрать свои вещи, а непобеждённый командир остался ждать его наверху.

Вот комбриг поднялся, прошёл по палубе лодки и ступил на трап. Командир, считая, что по окончании швартовки командир бригады снова стал для него начальником, рявкнул с мостика:

- Сми-р-р-р-на!

Комбриг, шествовавший по трапу, не менее громко ответил, даже не повернув головы:
- Пошёл ты на... со своим «смирно»!..

Конфликтные ситуации подобного рода возникали на флоте не единожды. Чтобы впредь в непростой обстановке не возникало двоевластия, умные люди додумались: пусть и в экстренных случаях кораблем продолжает командовать командир. А если при этом старший на борту начинает подавать команды на изменение курса, скорости или глубины погружения, тогда считается, что в командование кораблём вступил он, о чём делается запись в вахтенном журнале.

Как-то раз лодка выходила из бухты Ягельной в Кольский залив. Этот район плавания непрост сам по себе а тут ещё, как назло, над водой повис плотный туман. Радиометрист обнаружил сразу несколько целей, шедших по заливу. С ними надо было безопасно разойтись. Штурман, занимаясь решением задачи расхождения, не забывал контролировать и место подводной лодки - он был мастером своего дела.

В общем, навигационная обстановка была сложной, она требовала от всех людей, находившихся на мостике и в центральном посту, максимальных внимания и сосредоточенности. Старший на борту - недавно назначенный начальник штаба дивизии - сильно нервничал сам и дёргал других. Штурман поморщился, когда снова услышал, как старший на борту в очередной раз отменил приказание командира на руль и скомандовал по-своему. При этом реакция командира была вполне закономерной:

- Записать в вахтенный журнал: в управление кораблём вступил начальник штаба!

Разъярённый начальник заорал:
- Отставить запись! Штурман, куда мы идём?!

Настроенный миролюбиво штурман решил разрядить обстановку и ответил шуткой:
-Мы идём к коммунизму!

Взбешенный начальник штаба ворвался к штурману:
- Трое суток ареста!!!
- Не имеете права, - ответил штурман.

Он был к тому времени уже капитаном 3 ранга, а по тогдашним уставам сажать на «губу» старших офицеров не полагалось.

Слова штурмана так сильно не понравились начальнику штаба, что перед возвращением в базу он собрал в кают-компании всех офицеров и потребовал от штурмана объяснить своё высказывание насчёт коммунизма.

Офицер заверил собравшихся, что ему в самую душу запал тезис из речи товарища Хрущёва на последнем партийном съезде, где Никита Сергеевич пообещал, что уже к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Ни о чём другом он сейчас думать не может, этим и объясняются его слова.

Начальник штаба доложил о произошедшем всюду, куда он только мог доложить, и штурмана начали таскать по разным инстанциям. Стойкий офицер не сдавался и не отказывался от своих убеждений - в конце концов, от него отстали...

Однажды старшим на борту стратегической подводной лодки, находившейся на боевой службе, был молодой заместитель командира дивизии. Замкомдив ещё совсем недавно был командиром сравнительно небольшого атомохода, внешне и конструктивно столь же схожего с этим «стратегом», сколь похожи, скажем, бегемот и слон. Руководящий товарищ пошёл в автономку, не будучи ещё пока допущенным к самостоятельному управлению кораблём нового для него проекта.

Командир ракетоносца был лет на десять старше замкомдива. Он уже успел покомандовать и дизельными подводными лодками, и атомными (второго, и третьего поколений). В общей сложности, он командовал кораблями самых разных проектов десятка полтора лет. Это был умный, опытный и умелый подводник, не очень похожий на старого командира из анекдота:
Какие три обязанности есть у командира при стоянке в базе?
- Здороваться с экипажем на утреннем построении;
- Подписывать бумаги;
- По вечерам пить водку с такими же командирами.
А какие три команды подаёт в море старый командир?
- Боцман, всплывай!
- Штурман, где мы?!;
- Старпом, что за х..ня?!

Молодой по возрасту и стажу заместитель командира дивизии постоянно стремился показать командиру и всему экипажу, что именно он здесь старший и главный. При этом, он тогда ещё понятия не имел о некоторых особенностях устройства и управляемости этой подводной лодки.

Как-то раз (причём именно в то время, когда под килём была совсем незначительная глубина) замкомдив отодвинул боцмана в сторону и перевёл рукоятку управления кормовыми горизонтальными рулями на погружение. После этого он сказал вахтенному офицеру:
- Вам вводная: заклинка рулей на погружение. Действуйте!

Присутствовавший при этом командир хладнокровно произнёс:
- Записать в вахтенный журнал: в управление кораблём вступил заместитель командира дивизии!

Замкомдив вздрогнул и возразил командиру:
- Вы что?! Вы же знаете, что я ещё не допущен к самостоятельному управлению лодкой этого проекта!
- А раз не допущен, тогда не мешай и иди на … из центрального поста!

Столкновения с грунтом тогда удалось избежать только лишь благодаря малому ходу лодки. Замкомдив ушёл в штурманскую рубку, выгнал из неё штурмана и позвал туда командира для мужского разговора с глазу на глаз. Неизвестно, кто кому и что там сказал, но больше до конца автономки замкомдив командиру не мешал.

Правда, этого разговора темпераментный начальник не забыл и постарался отыграться. Поймал, спустя несколько месяцев, нестриженного капитан-лейтенанта с этой лодки и наказал командира за низкую требовательность к подчинённым. А экипажу объявил организационный период, в конце которого лично сам провёл строевой смотр…