Дрессировка

Игорь Караваев 2
Говорят, что с первых же дней, когда в доме появляется щенок, его учат выполнять команду «Место!» Ещё говорят: худо, когда собака, живущая среди людей, воображает себя главой семьи или вожаком стаи. Тогда точно добра не жди! Это происходит, если ей позволено делать всё, что она пожелает, а дрессировкой, воспитанием, не занимаются.

Некоторые люди, как собаки, тоже понимают только дрессировку. Если не ставить их на место, они начинают наглеть, зарываться и думают, что выше их только звёзды.

Однажды в помещение, где находился оперативный дежурный флотилии подводных лодок, зашёл молодой и разбитной капитан 1 ранга из Москвы, приехавший на Север в составе какой-то очередной комиссии. На нём была новенькая тужурка и белая рубашка с «неуставным» галстуком. Звёздочки на погонах были шитыми, как у адмирала. Москвич только что пообедал и поэтому пребывал в самом благодушном настроении, с оперативным дежурным и его старпомом офицер общался ласково-снисходительно. Он нагло сел на стол прямо возле оперативного, положив ногу на ногу и слегка болтая лакированным туфлем «Salamander». Чуть-чуть потрепавшись «за жизнь», москвич решительно поднял трубку одного из телефонов.

Тут следует особо отметить, что это был за аппарат: обычный телефон типа «ТАИ-43» в грубом бакелитовом корпусе с ручкой сбоку. Такие повсеместно использовались для так называемой «оперативной связи». Можно было покрутить ручку, а можно было просто снять трубку и дождаться, когда дежурный телефонист назовёт позывной своего коммутатора. Если в трубке раздавался женский голос, можно было рассыпаться мелким бесом и проворковать:
- Девушка, солнышко! Будьте любезны мне «Теннис!»

Если телефонистом оказывался матрос, тогда следовало строго и сухо приказывать ему:
- Дай мне «Рекорд!»

Это знали все, кто хоть когда-нибудь пользовался таким видом телефонии. Приезжий не знал маленькой, но существенной детали: у нашего оперативного дежурного этот задрипанный аппарат использовался для прямой связи с командующим флотилией, а москвич подумал, что это простой «оперативный» телефон. Офицер посчитал ниже своего достоинства уточнять, так ли это (мол, плавали, знаем!)

Вице-адмирал, командующий флотилией, недовольный, что его побеспокоили в послеобеденное время, хрипло ответил:
- Да!

Москвич, решив, что разговаривает с обнаглевшим матросом, начал его дрессировать:
- Хрен-ли «Да»? «Дворец» мне дай!

Дальше начали воспитывать уже его самого. Спрыгнув со стола, приезжий встал перед аппаратом почти по стойке «смирно» и во время пауз, когда командующий набирал в лёгкие новую порцию воздуха, пытался что-то лепетать. Дослушав до конца гневную речь, москвич поспешно удалился.

В наступившей тишине вновь зазвучал зуммер телефона. Вице-адмирал сердито промолвил в трубку:
- Оперативный, ..........! Больше не давай звонить хрен знает кому!