Из врачебной практики

Игорь Караваев 2
Все мы так или иначе связаны с медициной. А куда от этого денешься… В медицине - как на флоте, как вообще в жизни - тоже иногда происходят различные интересные случаи.

Мой одноклассник, Саша Бородин, вот уже много лет заведует хирургическим отделением в Центральной районной больнице города Североморска. Для меня со школьных лет Саша был просто замечательным другом, невероятно отзывчивым, добрым, щедрым и обязательным человеком. Когда-то я сравнивал Сашу с монокристаллом: он такой же цельный, правильный и чистый. Это сравнение, как я сейчас понимаю, не совсем точное: монокристалл - просто твёрдая и холодная штуковина, не способная, в отличие от моего друга, сострадать, заботиться, помогать людям.

От посторонних людей я впервые услышал о Сашиных талантах в такси, когда ехал в Мурманск. В разговоре со мной водитель рассказал, что родился и живёт в Североморске. Когда я сказал, что тоже окончил школу в этом городе, начался поиск общих знакомых. Назвал я и Сашину фамилию. Таксист переспросил:

- Какой Бородин? Александр Владимирович?
- Он самый!
- Ну всё, тогда я тебя везу бесплатно!

И весь наш оставшийся путь был посвящён разговорам о Саше. Сколько интересного было в биографии этого трудолюбивого и скромного человека, который сейчас не на бумаге и не на какой-нибудь доске почёта, а по факту, является, без преувеличения, почётным гражданином Североморска!

Работа хирурга сложна и ответственна, физически тяжела. Бывают моменты очень нелёгкие, даже страшные. А значит, без чувства юмора на этой работе не выжить…

После института Саша получил распределение в какой-то удалённый уголок Сибири. Первым пациентом молодого врача оказался представитель местной малочисленной народности. Он зашёл и сказал:

- Вот, доктор, однако, голова болит!
- А что случилось?
- Однако, Кешка молотком ударил!

Сняв мохнатую шапку, которая была надвинута на глаза, больной показал свой лоб. Там красовался пролом…К счастью, у пациента оказались очень объёмистыми придаточные пазухи носа. Проломив стенку черепа, молоток попал в одну из них, а дальше не пошёл, что человека и спасло. Саша занялся травмой: водворил на место отломок, а также сделал всё, что ещё было положено выполнить в таком случае. Железное здоровье пациента, хорошие знания и грамотные действия начинающего хирурга сделали своё дело: больной выздоровел.

После нескольких лет работы в Сибири Саша переехал ближе к дому, на Кольский полуостров, в рыбацкий посёлок Териберка. Там, в течение длительного времени (так же, как и в период работы на земле сибирской), мой друг был единственным врачом на десятки километров вокруг.

Работы было очень много! Из рассказов Саши об этих годах я не запомнил никаких деталей, но меня удивило, какими в то время были жители посёлка. Жили они дружно, но «по пьянке» случались драки, нередко - с поножовщиной. А когда очередной раненый попадал на хирургический стол, у дверей выстраивалась громадная очередь из желающих стать донором для пострадавшего товарища. Тут уже приходилось выбирать кровь для переливания не только по группе и резус-фактору, но и по минимальному содержанию в ней алкоголя…

Удивительным было сочетание бессмысленности жестоких драк с невероятной добротой и стремлением каждого выручить попавшего в беду человека.

И вот Саша переехал в родной город Североморск. А уж сколько там у него появилось работы! Из богатой самыми невероятными происшествиями практики моего друга мне запомнился рассказ о «парном случае».

Есть у медиков такое понятие, и вот что оно обозначает: когда происходит что-то ну уж совсем необычайное, почти невозможное, через какое-то небольшое время жди повторения этого случая!

Саша был дежурным врачом, когда снизу, из приёмного покоя, позвонила медсестра. Каким-то странным голосом она сообщила:
-Тут у меня находится больной, укушенный змеёй!

У Саши к этому времени уже были огромный врачебный опыт, заслуженный авторитет и абсолютно седая голова. «Всё ясно, - подумал он, - эта змея называется «белочкой» (так врачи говорят про белую горячку).

Спустившись вниз и осмотрев пациента, мой друг неожиданно для себя увидел у того на отекшей руке характерную припухлость с двумя маленькими ранками - классическую картину змеиного укуса!

Был ноябрь месяц, везде в Мурманской области уже лежал снег. Да и вообще, из всех пресмыкающихся на Кольском полуострове встречаются лишь ящерицы и лягушки! Саша спросил:
- Где же это Вы ухитрились найти змею?

Больной (от которого ощутимо попахивало спиртным) ответил:
- Видите ли, доктор, я турист. Люблю в отпусках путешествовать по Средней Азии, вот и привёз оттуда гадюку. Специально для неё между оконными рамами поставил нагреватель и лампу дневного света. А она, зараза, не любит, когда я пьяный, и во время кормления пытается меня покусать. Сегодня цапнула…

Саша сделал больному инъекцию какого-то препарата, чтобы тому стало чуть легче. А вот сыворотки против змеиного яда в Североморске не было!

Пришлось звонить в Мурманск, в областную больницу. После сообщения о больном, укушенном змеёй, на том конце провода задумались и замолчали. Потом последовала серия вопросов - тест на адекватность. Мой друг засмеялся и сказал:

- Да нет, Вы не думайте, я не пьяный! История вот какая (и вкратце пересказал услышанное от пациента).
- Ладно, везите его к нам! Посмотрим, что там за змеиный укус!

Во время следующего дежурства всё та же сестра сообщила:
- Опять больной со змеиным укусом!
Врач решил: «Ага, вот он, парный случай!», и спустился вниз. Там сидел дядька средних лет и глядел на мир с каким-то нехорошим любопытством.

- Ну, где Вы нашли змею?
- У себя дома! Да что дома, их везде полно! Вон, поглядите, и у вас здесь ползёт! Там! И ещё одна вон там вот!
Всё ясно…

Кстати, человека, которого укусила среднеазиатская гадюка, мой друг как-то т раз случайно встретил на улице. Поблагодарив врача за своё спасение, мужчина сказал:
- Ничего, этим летом я собираюсь привезти сюда гюрзу! Вот уж если она укусит, то тогда я даже «03» набрать не успею!

Прошли годы. Вот я уже вышел на пенсию, а дети наши подросли. Сыновья, Сашин и мой, стали студентами, а моя дочь успела окончить университет и стать врачом-стоматологом. С её коллегой и подругой произошёл вот какой случай:

Молодой папа впервые привёл свою маленькую дочку в детское отделение стоматологической поликлиники (просто на осмотр). Девочке всё было интересно, она с весёлым любопытством вертела головой во все стороны, разглядывая интересные штучки, которые блестят, светят огоньками, свистят и жужжат.

 Её папа, напротив, прекрасно знал, что это такое и для чего предназначено, поэтому был полумёртвым от страха. Тем не менее, какие-то простые действия мужчина выполнять ещё мог.

Молодая женщина-врач подошла и сказала папе:
- Ну что ж, начнём осмотр! Возьмите на руки!
Мужчина послушно протянул свои руки к врачу. Та сначала не поняла, а потом засмеялась:
- Да не меня! Дочку свою возьмите!

В заключение искренне желаю всем людям общаться с врачами только во время плановых профилактических осмотров, а также в тех случаях, если они просто Ваши друзья или родственники!