Искуситель

Игорь Караваев 2
Все, кому довелось служить с моим отцом, отмечают, что ему всегда очень хорошо удавалось находить контакт с людьми.

Летом 2009 года отец рассказал, как ему однажды предложили резко изменить род своей служебной деятельности. Его, тогда уже несколько лет подряд командовавшего подводной лодкой, вызвал к себе для задушевной беседы начальник политотдела соединения. Политработник доверительно сказал:

- Борис Александрович, вот я знаю, что вы очень хорошо умеете общаться с личным составом. По крайней мере, не хуже, чем большинство замполитов. А что, если я предложу вам продолжить свою службу не по командной, а по политической линии?

Отец никогда даже и не задумывался над таким вопросом. Служба на должности командира подводной лодки очень нравилась ему, он чувствовал себя на своём месте и заслуженно считался перспективным офицером, его карьера на тот момент складывалась довольно удачно. Предложение начальника политотдела сразу же не понравилось отцу, тем не менее, он решил продолжить разговор из чистого любопытства.

- Довольно неожиданное предложение! У нас существует практика назначения замполитов на командные должности, а вот чтобы было наоборот – я о таком не слышал.

- Ничего, в жизни всякое бывает, кто-то всегда должен быть первопроходцем во всяком новом деле! Почему бы вам не стать первым командиром подводной лодки, который пойдёт по политической линии?

- Да меня вполне устраивают и моя нынешняя должность, и дальнейшее прохождение службы по командной линии. А какую перспективу вы мне могли бы предложить, если бы я согласился?

- Для начала, мы направим вас в Москву, в Военно-политическую академию. Окончите её – получите назначение в Политуправление Северного флота, на должность, скажем, инструктора.

- И что при этом потребуется делать?

- Борис Александрович, но вы же, конечно, в курсе, что сейчас в нашей стране на самом высоком уровне объявлена борьба с пьянством и алкоголизмом. Будете ездить по базам флота и проверять, как там выполняется это важнейшее постановление партии и правительства. А потом, по результатам своих командировок, будете составлять сводную таблицу и производить доклад. Вы ведь очень хорошо знаете и людей, и обстановку на местах, и обмануть вас будет трудно, не правда ли?

- Это что, я буду появляться в Ягельной, садиться за один стол с командирами лодок, вместе с которыми сейчас служу, а потом докладывать, что все они «нарушают» и «употребляют?»

- Ну зачем же сразу в Ягельной! Сюда могут командировать и другого офицера! Вас могут послать, например, в Гремиху.

- А зачем мне для этого направляться в Гремиху, если я и так знаю, кто там из командиров что пьёт, в каком количестве и даже, чем закусывает?

Естественно, никакого согласия «начпо» не получил.

Среди многочисленных историй о службе и жизни, что успел рассказать мне отец, эта оказалась последней. Через три с небольшим месяца после этого разговора его не стало.