Истории с переодеванием

Игорь Караваев 2
Замечательная штука - ядерный реактор! Он подарил подводным лодкам такие возможности, о которых раньше только мечтали. Жаль только, что это всё-таки не вечный двигатель - активную зону реактора иногда необходимо перегружать. Эта операция весьма трудоёмкая и требует большой аккуратности.

Увы, не раз и не два в ходе таких работ возникали «нештатные ситуации». Их последствия порой бывали страшными.

Не буду глубоко вдаваться ни в хронику произошедших аварий, ни в технические подробности - почему такое происходило. Точнее, техника тут, как правило, ни при чём - обычно, причина всё в том же «человеческом факторе», о котором сейчас постоянно говорят.

Как-то раз на перегрузку активной зоны поставили одну уникальную подводную лодку. Посему на «подрыв» крышки ядерного реактора (этим словом называется начало её подъёма специальным краном) съехалось много важных флотских должностных лиц. Не всё пошло по плану, и произошёл выброс радиоактивного пара. Его облако накрыло всех, кто стоял на пирсе.

Но военные на то и военные, что у них всегда должны быть наготове разные варианты действий на всякие случаи жизни, и все необходимые средства.

Лодку и всё, что было вблизи от неё, начали дезактивировать, а людей отправили на санитарную обработку. Всех - и участвовавших в работах, и просто стоявших рядом - раздели догола, невзирая на должности и звания, и долго мыли под душем на посту радиационного контроля. Когда, наконец, приборы показали, что радиоактивная зараза с кожи смыта, людей одели в заранее припасённую одежду, которая хранилась на том же посту. А всё, что на них было до этого, бросили в контейнер для ТРО (твёрдых радиоактивных отходов).

Как давно уже известно, в этой жизни страшное и смешное, нередко, идут рядом.
Прошло несколько дней. Ранним утром офицер, дежуривший по службе радиационной безопасности (СРБ), увидел на злополучном пирсе нескольких адмиралов и капитанов первого ранга.

Дежурный удивился: откуда в такой час взялось столько начальства? И почему об их прибытии ему никто не доложил?

А между тем, высший командный состав вёл себя совершенно дико. Рослые жлобы показывали друг на друга пальцами и до неприличия громко ржали. Хохочущие лица «флотоводцев» показались дежурному очень знакомыми. Ба, да это же его матросы!

Этот карнавал на пирсе объяснялся очень просто. Ночью шустрые бойцы влезли из любопытства в контейнер для ТРО и обнаружили, что отобранная у пострадавших одежда стала в радиационном отношении чистой. Оказалось, что вся она была загрязнена "короткоживущими радионуклидами", которые распались за несколько дней. Эти балбесы не упустили подвернувшейся возможности напялить на себя форму с большими звёздами на погонах и теперь вовсю веселились.

Рассказали мне и другую историю, тоже связанную с радиоактивными веществами и переодеванием. Она произошла в другой базе атомных подводных лодок. Там тоже была своя СРБ, где служил матросом-дозиметристом один очень хитрый парень. Он благополучно усвоил чью-то умную мысль, что хорошее знание специальности даёт человеку возможность достичь того, что недоступно другим. Использовал свои знания этот боец весьма своеобразно.

Солдатская (и, конечно же, матросская) тоска по женщинам - явление общеизвестное. Донимала она и нашего героя. Понятно, что боец просто ошалел, когда, в один прекрасный день, через его пост радиационного контроля летящей походкой прошла молодая, хорошенькая представительница промышленности.

 Женщина была командирована на одну из атомных подводных лодок с какого-то предприятия «оборонки». Красавица так быстро исчезла из поля зрения пылкого джигита, что тот не успел с ней ни пообщаться, ни даже толком разглядеть. Боец задумался: как бы сделать, чтобы прекрасная незнакомка, возвращаясь с лодки, задержалась на его посту хотя бы чуть дольше?

По существующему порядку, её обратный путь лежал через стационарную установку, похожую на гибрид стоящей во всех аэропортах «рамки» и небольшого шлагбаума. Чудо техники называлось РУСИ-1 (радиометрическая установка сигнально-измерительная).

Когда милая дама попыталась с помощью этой самой РУСИ-1 проверить свою одежду на предмет радиоактивного загрязнения, боец незаметно переключил установку из рабочего режима в режим самоконтроля. Раздался громкий и неприятный звуковой сигнал, красным цветом загорелись все предупреждающие надписи и знаки. Установка оказалась исправной (что и так было ясно).

А со стороны это выглядело точно так же, как обнаружение на проверяемом человеке фактической «грязи».

Мужественный матрос-дозиметрист не растерялся. Он вежливо вывел из «рамки» женщину, практически парализованную страхом, и поднёс к ней датчик переносного прибора. Что там стрелочка показывала - было непонятно, но дополнительные измерения испугали даму ещё сильнее.

Наверное, поэтому она увидела в дозиметристе своего спасителя и повиновалась, когда тот велел ей снять верхнюю одежду, загрязнённую страшными и ужасными радионуклидами.

Успех воодушевил бойца. В надежде на продолжение им же спровоцированного стриптиза матрос решил объявить и всю остальную одежду женщины заражённой - вдруг поверит...

Сработало. Значит, теперь получалось, что даме надо было смыть следы радиоактивного загрязнения со всего тела. Дозиметрист галантно препроводил её под душ и даже, как говорят, помог помыться.

После этого женщина была одета в чистый костюм из синего репса (в таких на лодках ходят подводники) и отпущена восвояси.
Говорят, эта история получила нежелательное для матроса продолжение. Дама, вернувшись в гостиницу, шокировала своим нарядом всех коллег и охотно рассказала им и о жутком происшествии, и о своём чудесном спасении.

Рассказ, каким-то образом, дошёл до командования флотилии, которое тут же «спустило собак» на начальника СРБ: почему не доложил о том, что на какой-то из лодок ненормальная радиационная обстановка?

После разноса начальник СРБ, как сказали бы в Одессе, «имел бледный вид и макаронную походку». Он точно знал, что его подчинённые непрерывно контролируют не только все корабли в базе, но ещё и воздух, и грунт, и воду, и даже обитающую в ней рыбу! Как же так? Почему он оказался не в курсе таких событий?!

Опытный офицер вскоре догадался, что и как могло произойти. По его приказанию оперативно поработали военные дознаватели - свои же специалисты (таких не проведёшь!) Они быстро вычислили «героического дозиметриста». Тот признался в содеянном и с лёгким сердцем отправился на «губу» (по крайней мере, он-то хоть чувствовал, что пострадал не зря).

А изъятую у женщины одежду всё же (на всякий случай) проверили другими приборами и с извинениями вернули.

Что примечательно, она всё ещё боялась и поначалу отказывалась принимать назад свои вещи!