Прорыв

Игорь Караваев 2
Летом 1988 года я был в отпуске после окончания Высших офицерских классов. Задолго до его окончания я приехал в родную базу, куда был назначен с продвижением по службе (на свой же корабль). Дело в том, что мне там надо было получить контейнер с домашними вещами, отправленный незадолго до моего выпуска - что я благополучно и сделал.

Теперь у меня оставалось ещё чуть больше месяца отдыха перед новым этапом службы. Семья ждала меня в Ленинграде, и я планировал вернуться к ним.

А вот тут получилась неувязка. Мне на Классах при выпуске выдали не отпускной билет, а предписание к новому месту службы. По нему в наш гарнизон можно было только въехать, а обратно - уже никак. Пропускной режим был у нас очень строгим! Получить же новый документ с печатью своего экипажа я не мог - экипаж вместе с нашей лодкой оказался в Северодвинске.

С печатью дивизии оказалось ненамного проще - все в штабе готовились к крупномасштабным учениям, и у командования голова болела по причинам, которые не могли сравниться с мелкими проблемами счастливого отпускника. К тому же, на береговой базе дивизии произошло очередное ЧП, после чего мне стало окончательно стыдно мозолить глаза командованию, готовившемуся к «разбору полётов» в предвкушении приезда новой комиссии.

Я решился на авантюру. Купил авиабилет на ближайший рейс до Ленинграда, собрал в чемодан все вещи, которые меня попросили привезти, и засел над своей самодельной «охотничье-рыболовной» картой. Вооружившись линейкой, транспортиром, циркулем и карандашом, я проложил через сопки маршрут, по которому мне предстояло выйти из гарнизона на шоссе в обход нашего непреодолимого КПП.

Результат «предварительной прокладки» внушил мне оптимизм: всего 12 километров! Если идти быстрым шагом (уточняю, НАЛЕГКЕ И ПО ДОРОГЕ), то всего 2 часа - и я на свободе! Да здравствует продолжение отпуска!

Понятно, что по дороге я должен был пройти совсем немного, а основная часть маршрута лежала через «пересечённую местность», ну и что: пусть не 2 и даже не 4 часа потрачу, зато цель будет достигнута!

Мой пыл слегка остудили (но не настолько, чтобы я отказался от задуманного) «разведданные»: оказывается, предстоящие учения были посвящены... поиску и задержанию учебных разведывательно-диверсионных групп! Зачем же мне в сопках встречаться с теми, кто будет ловить «диверсантов»?

Решил: всё равно, была не была, пойду, маскируясь под грибника! Год выдался грибным, людей в сопках было много. Только вот не слишком ли экстравагантно выглядит грибник с чемоданом? Ничего, это тоже решаемо! При любом обнаружении в сопках каких-нибудь людей положу чемодан, закрою сброшенной с себя курткой и сяду на него. Достану из «авоськи» продукты и начну закусывать. Кто придерётся? Человек в отпуске, вышел за грибами, присел отдохнуть на камень, подстелив куртку. Захотят проверить документы - пусть, они у меня в порядке.

Пока закупал в дорогу продукты, продумал, как обезопасить себя от неприятностей иного рода. Всё-таки Север, сопки, да и по ночам уже темнеет. Мало ли, что может случиться - например, ногу подверну... Снял кальку со своей карты, красным фломастером нанёс на неё маршрут своего перехода и просчитал с большим запасом, когда мне нужно выходить из дома, чтобы успеть на попутных машинах в Мурмаши, в аэропорт.

На квартире у меня в то время жили ребята из моего бывшего экипажа, Алёша Потапов и Юра Семыкин, у которых тогда своего жилья в городке не было. Вручил Алёше и Юре кальку, разъяснил им суть своего плана и добавил:
- В полдень я должен быть в аэропорту, оттуда дам вам срочную телеграмму, что всё в порядке. Если в обед телеграммы не будет - значит, со мной что-то случилось. Ну, тогда доложите командиру, и где-нибудь на линии этого маршрута меня найдёте...

Ребята пообещали, что так они и сделают. Когда я выходил из дома, Юра плеснул на лестницу мне вслед воду из кружки - на счастье, как было принято у них в Баку.

Первый участок маршрута, по дороге, я прошёл бодренько и быстро. Было и радостно, и тревожно: как-то будет там, в сопках, в тех местах, по которым ни разу не ходил? А ведь скоро уже начнёт смеркаться...

Дальше всё шло чётко по плану. Не раз во время перехода через сопки были слышны голоса людей - тогда я садился поесть и отдохнуть, маскируя свой чемодан. Таким образом, часа через три опустела не только «авоська», но и мой чёрный портфель - «дипломат», который я перед дорогой заполнил бутылками с минеральной водой.

Маршрут перехода не был прямым, потому что в нескольких местах дорогу мне преграждали крупные озёра. Однако, они были не только препятствиями, которые надо обходить, но и хорошими ориентирами!

А вскоре я попал на полянку, где росли хорошие грибы. Подумал: что зря таскать воздух в пустом «дипломате», и наполнил его срезанными грибами.

Как я и подозревал, дальше начались трудности. Не раз вспоминалась поговорка: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Настоящих оврагов не было, зато вдруг в изобилии стали попадаться окопы и полуразрушенные блиндажи, опутанные ржавой колючей проволокой, а ещё - воронки от бомб и снарядов. Это были следы, оставленные войной, которые неплохо сохранились даже спустя сорок с лишним лет.

Карабкаясь по осыпающимся стенкам этих лабиринтов, подумал про оставленную ребятам кальку с нарисованным маршрутом и понял: если буду где-то здесь лежать без сознания, то люди, посланные на поиски, могут пройти от меня в каком-нибудь метре, но так и не увидеть! Дело усугублялось ещё и тем, что в этих местах были очень густые заросли.

В них можно было легко спрятаться, а вот для «проламывания» сквозь кусты (да ещё когда руки заняты) приходилось тратить много сил и времени. Кроме того, через ветви не было видно ничего вокруг. А ведь мне было не всё равно, куда лезть, поэтому через каждый метр приходилось останавливаться и сверять по компасу направление своего движения с расчётным. При выборе маршрута я не предусмотрел, что мне на пути попадётся такое препятствие, потому что на моей примитивной карте растительность нанесена не была.

Но вот, наконец, заросли остались позади! К очередному ориентиру вышел точно, да вот только ориентир этот - не что иное, как сопка с очень крутым склоном. Очень медленно (устал ведь) влез и на неё.

Пока преодолевал то одно, то другое, стало темно. Я это предусматривал, и со мной был фонарик, даже два. Остановился, осветил картушку компаса, сориентировался по чернеющим на горизонте зубцам сопок, куда идти. Отдышался и пошёл. А сколько разного «железа» попадалось на пути! Здесь было всё ещё очень много работы и для историков, и, как я подозревал, для сапёров.

По пути выяснилось, что моя самодельная карта имела ещё один недостаток: на ней не были нарисованы мелкие болотца. Чтобы в темноте не отклоняться от маршрута, я вынужден был не уходить в сторону, а идти прямо через них. Ноги промокли (это минус), зато гнуса в это время в сопках уже не было (это плюс!)

Точно вышел к очередному ориентиру - западной оконечности очень большого озера. Это порадовало! А что там у нас со временем? Эге, да ведь я иду уже шесть часов, а прошёл ещё только половину пути! Ничего, вышел я с большим упреждением, успеваю!

Но тут на сопки опустился туман. Исчезли луна, звёзды, дальние ориентиры. Видимость - три метра! Останавливаюсь, пеленгую какой-нибудь кустик или камешек по направлению хода в трёх метрах от себя - так вот и иду, дальше и дальше - от предыдущего камешка до следующего.

Вдруг в луче фонаря надо мной бесшумно пронеслось что-то белое. Специально посветил в ту сторону - и вижу: прямо на меня летит полярная сова! Глаза сверкают, как у кошки, взмахи больших крыльев совершенно беззвучны. Впрочем, может быть, эти крылья не столь уж велики, просто мне с перепугу так показалось? Интересно, что ей надо? Возможно, я оказался рядом с её гнездом, и теперь она меня отпугивает. Извини, птица, отклониться от маршрута не могу, но под ноги смотреть буду ещё внимательнее, детей твоих не обижу.

А сова всё продолжает летать вокруг меня, временами кричит. Она проносится над моей головой всё ниже и ниже, и это сильно нервирует. Клюв и когти, говорят, у неё что надо! Сбить сову рукой или камнем даже и не пытаюсь, а луча фонарика она, как я вижу, не боится.

Наконец, встревоженная птица скрылась в тумане и больше не стала возвращаться.

Вот уже и рассвет, похоже, начинается. А туман как был, так и не рассеивается. Похоже, даже гуще стал. Ничего, всё равно, утром веселее, чем ночью. Вот только где я? Давно пройден последний ориентир, и я теперь иду по последнему, очень длинному и прямому, участку своего маршрута, который должен вывести меня на шоссе. Скорость свою определить точно не могу, поэтому известная со школы формула S=V·t не срабатывает!

Слышу сквозь туман гул мотора. Автомобиль? Значит, шоссе уже не очень далеко? Останавливаюсь, прислушиваюсь. Вот уже вдали послышалось и рычание какого-то другого грузовика. Почему-то обе машины шумят значительно правее того места, куда я направляюсь.

Неужели компас врёт? А ведь у меня их два! Сверяю направление по «резервному курсоуказателю» - да нет, иду правильно. Продолжаю движение в прежнем направлении, а как хочется свернуть вправо! Но тут я вышел из полосы тумана и увидел: иду правильно, а шум моторов слышится справа потому, что там сопка, от которой отражается эхо.

И вот, наконец, под моими ногами - долгожданный асфальт шоссе! Случайность это или нет, но я вышел к расчётной точке с точностью 100-150 метров. По-моему, неплохо. Шёл ровно 12 часов...

С «попуткой» повезло. Ребята из Печенги ехали в аэропорт на служебной чёрной «Волге» встречать своего начальника. Спать у них в машине я не собирался, но, тем не менее, «отключился» мгновенно и проснулся только уже возле Мурмашей.

Дал из аэропорта срочную телеграмму, как и обещал друзьям, сел в самолёт и уже скоро прилетел в Ленинград. А там я порадовал родных не только своим приездом и очень нужными вещами, привезёнными с Севера, но и парой килограммов свежайших, экологически чистых, вкусных грибов!

Ну что, «победителя не судят?» В данном случае - не согласен... Пусть всё тогда и закончилось благополучно, но я теперь считаю, что мой поступок был весьма легкомысленным. Не те были обстоятельства, чтобы понапрасну рисковать собой.

Прав был один из моих командиров, Владимир Алексеевич, который в шутку именовал меня «предводителем негодяев первого отсека», когда сказал, что у меня склонность к авантюрам.

Север шуток не прощает! В сопках гибнут не только пьяные, которые сами не понимают, куда и зачем идут. И не только новички, которые, в принципе, знают, куда надо придти, но не могут этого сделать, не имея карты, компаса или не умея ими пользоваться.

Как-то зимой на нашей лодке, стоявшей в губе Нерпичья, работал гражданский специалист, Урал Хасанович Яманаев. Великолепный специалист, хороший человек. Урал Хасанович прожил на Севере не один год, он был опытным охотником, рыбаком и исходил все сопки от Западной Лицы до Ура-Губы. В тот день он поздно закончил работу. Транспорт из Нерпичьей до городка уже не ходил, и Урал Хасанович пошёл пешком через сопки. Пошёл и пропал... Его долго искали в сопках все, и военные, и гражданские. Безуспешно! Кто-то даже пустил слух, что видел пропавшего живым-здоровым в Мурманске.

Весной тело Яманаева нашли почти на самом краю городка, но достаточно далеко от тропы, по которой он шёл. Оказалось, что Урал Хасанович в сопках сломал себе ногу, а когда попытался ползти, снег залепил ему очки, и он сильно отклонился в сторону, хотя дорогу знал прекрасно. Ему не хватило всего-то какой-то сотни метров, чтобы добраться до ближайшего дома...

Ещё раз повторюсь: с Севером шутить нельзя! А уж если идёте куда-то «на природу» - пусть даже недалеко и в то место, где много раз бывали, подготовьтесь, пожалуйста, к этому всерьёз.

И ни в коем случае не ходите в сопки в одиночку! Если вдруг понадобится, напарник или сам сможет помочь, или, хотя бы, за подмогой сбегает.