Отряд мемуары

Людмила Каминская 3
Ну что тебе  сказать про Сахалин?
             На острове нормальная погода.
             Прибой мою тельняшку просолил
             И я живу у самого восхода.
             В краю, где спорят волны и ветра,
             Живут немногословные мужчины.
             И острова, как-будто сейнера,
             В Россию возвращаются с путины.
             А почта с пересадками летит с материка
             До самой дальней гавани Союза,
             Где я бросаю камушки с крутого бережка
             Далекого пролива Лаперуза...

                М.Танич

  Мы выехали из Южного ранним утром. Мы - это наш отряд из восьми человек,
возглавляемый Володей Дулиным, и отряд  из четырех ребят, начальником которого
был Вадим Найдёнов. Мы ехали вместе до Корсакова, где ребята Вадима вышли:
район их поисков был севернее и западнее этого города на  берегу Анивского залива.
Мы же направлялись южнее и восточнее речки Корсаковки. Лагерь поставили в лесу ,
недалеко от небольшой  речки, вода в которой была прозрачно-холодной и приятной на
вкус.Я И Зина, наша повариха,  имели отдельную палатку, на двоих, а мужчины жили в
двух других.Зина -дипломированный повар, баловала нас разными вкусными  завтраками и  ужинами, иногда жарила оладьи, но однажы, когда привезли свежую свинину,она
 поразила  нас свиной поджаркой, буквально тающей во рту и ароматной , какой
я  до этого не  ела.Она была весёлым и открытым человеком и мы с ней подружились.
  Я была зачислена  в этот отряд радиометристом после окончания курсов, а до этого
работала чертёжницей  в нашей же геолого-разведочной экспедиции и мне моя работа нравилась: мне был приятен запах туши, нравилось затачивать карандаши разной степени твёрдости и мягкости,шелест кальки,увлекала работа с  кривоножной , рейсфедерами  и писать разными шрифтами . А учила меня искусству топографического чертежа  Аня Ванина, самый большой асс в  нашей чертёжной мастерской: она так виртуозно работала кривоножками, рейсфедерами и  писала так красиво и легко, что наблюдать за её работой было увлекательно и приятно.Но меня всегда тянуло поехать в "поле",да и полгода оставаться одной мне не хотелось: муж уезжал на Курилы и мне  хотелось попасть в его отряд.Но в этот раз меня направили в другой  отряд, с ребятами которого я так же  была хорошо знакома: Володя, высокий и спортивного сложения красивый мужчина, не был новичком в экспедиции, а Юра Бондарь был однокурсником моего мужа-они оба получили направление в Южно-сахалинскую ГРЭ .Зина жила с нами в одном бараке, а Валёк- техник-геолог, работал с мужем в прошлом сезоне.Мы вообще все
друг друга хорошо знали: в камеральный период жили дружно, участвуя в КВН-нах, встречали Новый год  вместе, а в перерывах играли в пинг- понг.В коллективе геологов было много москвичей и ленинградцев,дальневосточников.Как-то раз на концерт Муслима Магомаева ходили полным  составом отряда.ИтЭЭРОВЦЫ -весёлый, эрудированный и общительный народ, некоторые спортивные  разряды имели ,а при желании можно было брать уроки дзюдо  у  сэнсэя  и  изучать японский язык .
  Второй в отряде  инженер-геолог - Виктор, вежливый  со всеми, подчёркнуто вежливый  с рабочими, бывшими заключёнными,держался особняком. На период полевых работ в отряде был сухой  закон и , роя шурфы, рабочие "подкреплялись" чифиром- крепчайшим настоем чая. Дисциплина в отряде была строгой,но никто не скандалил, жили дружно,уважая своего начальника.Володе как-то удавалось без крика руководить всеми и споров по оценке сложности земляных работ никогда не было.Я ходила с радиометром и в однодневные, и в многодневные маршруты то с Юрой или Виктором, то с Володей и Вальком.Маршруты  часто проходили вдоль рек, иногда берег был покрыт зарослями красной смородины и казался красным. Ребята имели ружья, охотились на птиц и ловили рыбу.Как-то вышли к реке, буквально кишащей горбушей.Точно,как  в описании Чехова в его путевых заметках" Остров Сахалин": "рыба была так велика и ход её до такой степени стремительный и необычен,кажется, кипит вода,принимая  рыбий вкус",называя при этом рыбу " кэтой или китой". Этот ход   рыбы на нерест вверх по течению Чехов описывает так:"все эти страдания , переживаемые рыбой в период любви, называется"кочеванием до смерти".
  Вообще чеховские зарисовки природы острова, его детальное изложение истории освоения Сахалина, жизни ,быта и коренных народов и переселенцев , и арестантов, необычайно красочны и интересны.Нивхов он называет "гиляками" и описывает образ жизни айнов, коренных жителей острова,  называл этот народ"айну".Мы иногда  во время маршрутов и рытья шурфов находили черепки айнской посуды, с интересными айнскими узорами- чёрточками .Находили и каменные  орудия труда : наконечники стрел, скребки; овальные , видимо ,  заготовки для топоров.В  районе наших поисков находились когда-то айнские поселения .Интересен перевод их названия " айны"-"человек", а некоторые российские   первопроходцы называли их "курилами", потому что они когда-то жили на Курилах, писал Чехов.Я с удивлением узнала, что и сейчас они живут и на территории Дальнего Востока России,и на территории Японии. С восхищением прочитала, в какой восторг пришёл от встречи с айнами И.Ф.Крузенштерн , перечисляя их душевные качества!Захотелось увидеть таких нравственно чистых людей.
 У нас в лагере жила белка-летяга и приятно было слышать звук перелетающей с ветки на  ветку и с дерева на дерева " нашей" белки- маленькой и изящной белочки.Ягоды встречались разные: красника, черника,шиповник, лимонник,  смородина, но, когда приближались к малине,обязательно палками проверяли, нет ли в кустах и камнях змей.Как-то целый клубок змей увидели и постарались поскорее от этого места уйти.Видели однажды на противоположном берегу реки медведицу с двумя медвежатами.И  часто на берегу находили обезглавленных рыб : это медведь съедал голову и шёл  дальше.А в дождь мы использовали  листья лопухов-великанов , как зонты . Папоротник, как и бамбук, высокий и широкий, а опасались встречи с ядовитым борцом, который ,как писал Чехов"горделиво растёт над рекой,на болотистом
месте,в лощине,листик тот синий-красивый такой, аконитом слывёт в медицине. Это корень борца,посаженный рукою Творца, часто народ соблазняет, в могилу кладёт, к Авраамуна лоно ссылает".Эту ягоду  приняли за виноград когда-то.
  По вечерам, возвращаясь из маршрута, сидели у костра, Витя играл на гитаре и  мы пели песни о геологах,которые" солнцу и ветру - братья", походные, потому что были среди нас
 и альпинисты.
  К счастью, осень этого сезона была тихой и , как всегда, красивой, тайфуны обошли нас и  полевой сезон мы заканчивали без происшествий.Нас, женщин, и Валька отпустили раньше и мы шли по осеннему лесу, наслаждаясь запахом осенних листьев, красками осенней тайги, и первозданной красотой природы . Тишина, чуть нарушаемая тихим журчанием ручейка и пробегающим по верхушкам деревьев ветерка, создавали такую умиротворяющую картину, что мы и не заметили, как пришли к автобусной остановке.
 Через час подошёл автобус, мы уехали в Корсаков, а вечером на поезде уже приехали в Южный. В экспедиции сдали переданные  в бухгалтерию документы , радиометр и стали ждать отряд.Но им пришлось задержаться: отряд Вадима в контрольный срок не вышел на связь.Были организованы поиски . Искали долго, когда вернулись наши ребята, то рассказывали, что в  лагере Вадима остались стоять палатки, рюкзаки, вещи ребят, но самих ребят так и не нашли.Было впечатление, что их кто-то или что-то напугало , но ни ребят, ни тел их не было найдено. Предположения были самые неожиданные: сбежавшие заключенные могли выйти на лагерь,но останков нигде не было;думали даже, что это результат встречи со шпионами. В те дни тайфуна не было , так что смыть их не могло. Что случилось с отрядом, никто не знает.
  Через несколько лет, работая на Итурупе, уже возвращаясь из лагеря на базу, попали в метель  Валёк со своим инженером-геологом и рабочим отряда- они вышли, начался буран, видимости не было никакой и все трое заблудились и замёрзли.Начались поиски- в горы пошли  работники Курильской ГРЭ, базировавшейся в пос. Буревестнике . Нашли двоих, А Валька нашли уже после таяния снега; он был детдомовец , скромный, очень доброжелательный и славный юноша, худенький и невысокого роста , в очках с сильными диоприями, он был всеобщим любимцем.
  Так иногда уходят от лагерного костра, выпив кружку горячего чая ,в свой последний и
вечный  маршрут геологи; уходят,оставаясь верны романтическому порыву:

  Понимаешь, это странно, очень странно,
  Но такой уж я законченный чудак.
  Я гоняюсь за туманом, за туманом,
  За туманом и за запахом тайги.
  Понимаешь, это просто, очень просто,
  Для того, кто хоть однажды уходил.
  Ты представь, что это остро,очень остро.
  Горы, солнце, пихты , песни и дожди...

           Ю.Кукин » За туманом"

------------------------------------------------

P.S.
 

-Пролив Лаперуза, разделяющий остров Сахалин и японский остров Хоккайдо ,
 носит имя французского мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза,открывшего пролив.


-Город Корсаков, названный в честь бывшего генерал-губернатора Восточной Сибири, М.С.Корсакова.

 -  Остров Итуруп- самый крупный из южных островов Курильской гряды,на нём есть действующие  вулканы  и самое большое количество вулканов, потухших .В различных источниках указано разное их количество. В  нескольких километрах от пос. Буревестник, стоящего на берегу Курильского залива, был Шуми-городок, в нём находилась база  геолого-разведочной экспедиции.

 - сивучи- самые крупные из семейства тюленевых, морские львы.

 - радиометр-прибор для измерения уровня радиации