Нужна ли вообще Совесть?

Галина Кириллова
Задуматься над точным значением этого всем известного слова заставило меня домашнее задание нашего сэн-сэя, который преподавал нам «космическое дыхание» и велел написать подробную характеристику  общеизвестным понятиям – счастье, совесть, богатство, здоровье.
Я много там чего наваляла, но он не обратил никакого внимания на мое гениальное творчество, прочитал несколько работ других «учеников» и стал убеждать нас, что «совесть» - это этическое понятие, свойственное только людям и что без этого, в общем, можно прожить всю жизнь и при этом чувствовать себя вполне здоровым и счастливым.
Тогда я не очень обратила внимания на эти объяснения. Меня  это немного оцарапало, потому что в душе я  была с этим несогласна, но почему – мне самой было непонятно. И поэтому не стала особо углубляться.
Прошли годы. Капля за каплей, слово за слово и вдруг захотелось подумать об этом серьезно и расшифровать «этическое понятие».
        К тому же и мой дорогой друг Игорь Иванов, здесь на Прозе,  тоже решил развить эту тему и в свойственной ему манере потрясающей драматической  иронии рассказал в "Квадриге", какова эта жизнь без совести.
        Ну я и подумала, почему бы мне тоже не поделиться своими размышлениями.
По своей привычке копать глубоко  стала  вертеть знакомое слово туда-сюда. И вдруг! Озарение   - со-весть. Это значит то, что я делаю и о чем думаю СОвместно со мной узнает и ведает еще кто-то. Это значит все мои сокровенные мысли, поступки, о которых НИКТО И НИКОГДА не узнает, потому что свидетелей нет, ВЕдомы  кому-то, кто видит меня насквозь.
Нет смысла обозначать того, кто всё про нас знает. Это и так понятно.
Что только хочу сказать: теперь, когда я стала взрослой и умной,  отчетливо вижу что понятия Бог и религия – абсолютно не одно и то же. И даже иногда то, как люди интерпретируют религиозные постулаты, вредит самому пониманию  и принятию  Бога. 
        По-моему, Бог - это как солнце. А религии - это разные объяснения, что такое солнце. Для одних - жара, пожары, огонь испепеляющий, для других - нежные ласковые лучи, которые согревают и дают силы и жизнь всему живому, для третьих - свет, для четвертых - красота и так далее,  астроном вам свое расскажет, агроном – другое, жители Крайнего Севера – третье, арабы, живущие в пустыне – совсем не похожее на то, что вы узнали от итальянцев, слепой опять же знает о нем такое, что совершенно отличается от восприятия  солнца зрячим.То есть оно и злое, и доброе, и светлое, и жаркое, и долгожданное, и невыносимое, убивающее и животворное… Можете добавить еще полсотни прилагательных. И это всё обо одном и том же – о нашем Светиле.
        Так и объяснение того, что же  такое "Всевышнее божество", но адаптированное к нашему человеческому разуму, чтобы было понятней.Ну а на самом деле, там всё гораздо сложнее, поэтому и надо просто "верить", а не допытываться до сути, просто потому что так проще.
        Итак – СОвесть  - совместное вЕдание нашей сущности. Почему же она бывает такой разной. Казалось бы, есть такая незримая связь между нами и Всевышним, как, например, между мамой в России и дочкой в Болгарии, которые спокойно могут разговаривать по мобильнику, хотя никаких проводов нет, а голос слышен так, как будто девочка за стенкой.
        И, думается, если есть такая связь – постоянная, невидимая, неслышная, пожизненная, то о чем еще говорить.
Но тогда что это? –
- потерял совесть
- совесть умерла
- у него нет совести
- продал совесть
- совесть замучила
- больная совесть
- совершил сделку с совестью….
Значит ли это, что незримая связь время от времени нарушается и человек, потеряв эту нить,  начинает жить не как человек, существо божественное,  а как животное -  «по законам джунглей»? То есть, не думая о других,  добиваясь свей цели, как это делают звери в природе, не задумываясь, не видя и не слыша стонов слабого. Ведь только того, кто подавляет других, слушают и подчиняются.
И на самом деле: хорошо ли это, что у человека есть совесть? Посмотрите, как легко и беззаботно можно  без неё  жить?  Простой вопрос: у тебя есть совесть? теперь воспринимается со снисходительной улыбкой – конечно, нет! А зачем она?
Хороший философский вопрос. И каждый отвечает на него по-своему.
А я опять скажу о себе: на склоне лет, когда я уже научилась сопоставлять, анализировать, предвидеть очень четко результат того или иного поступка и своего, и чужого,  вижу, что без совести человеку трудно приближаться к последней черте. И дело даже не в болезнях, хотя и они, конечно, одолевают больше тех, кто жил «не по совести». А я говорю о страхе, который преследует днем и ночью. Страхе встречи с тем, с кем ты сам связь и нарушил, думая, что ничего страшного в этом нет.
А, может, я не права?