Эффект бурсы

Игорь Караваев 2
Где-то я слышал такие слова - «эффект бурсы». Это выражение не то из области психологии, не то из области педагогики. Обозначает оно примерно вот что: когда взрослые мужики вновь, через много лет после окончания школы, оказываются в роли обучаемых, они начинают вести себя, как школьники.

Мне рассказывали, как старые, лысые генерал-майоры, слушатели Военной академии Генерального штаба, ради шалости «умыкали» друг у друга каракулевые папахи и прятали их в столы…

Говорят, там и шпаргалками пользовались, как и везде. В различных военно-учебных заведениях эти серьёзные документы, за которые можно было заработать очень серьёзные неприятности, до изобретения шариковых ручек исполнялись карандашом.

А в Военной академии Генерального штаба их в те годы… печатали на пишущих машинках!

Чего же тогда можно ожидать от людей рангом пониже и помоложе?
Эту историю мне рассказал один уважаемый подводник, который лет пятьдесят тому назад учился на Высших офицерских классах, будучи в звании капитан-лейтенанта.

В те годы даже чернильные авторучки, которыми ещё совсем недавно писали мы все, были лишь у немногих и считались роскошью. И в школах, и в серьёзных учреждениях пользовались перьевыми ручками-«вставками», которые нужно было то и дело макать в чернильницы. Это требовало определённых навыков. Наберёшь на перо мало чернил - вскоре понадобится вновь обмакивать ручку, наберёшь слишком много - поставишь здоровенную кляксу.

Это свойство перьевых ручек однажды решили использовать для своей шутки два офицера, два слушателя Классов - дежурный по группе и секретчик. Во время очередного перерыва они попросили всех своих товарищей выйти в коридор, после этого дежурный достал взятые из дома бутерброды и срезал с одного из них кусочек сала. Шутники без помех и без лишних свидетелей намазали этим салом перья всех ручек, оставленных на столах.

Началась лекция, которую вёл преподаватель, известный невероятно высоким темпом изложения. За ним угнаться было очень трудно!

Два шутника без проблем конспектировали лекцию, а вот остальные… Чернила скатывались с перьев, получивших водоотталкивающие свойства. Кто-то царапал и прорывал ими бумагу, а кто-то, чудом сумевший набрать чернил, ставил кляксы размером с половину тетрадного листа!

По аудитории из угла в угол носились произносимые шёпотом нехорошие слова. Некоторые люди лихорадочно хватались за карандаши, некоторые суетливо протирали перья своими носовыми платками.

После лекции злоумышленников вычислили и чуть было не побили всем классом. Вот чудаки люди, шуток не понимают!