Надым это судьба

Светлана Бестужева-Лада
Волею случая или провидения (называйте это, как хотите), мне выпала редкая возможность посмотреть собственными глазами на то, как добывается нефть, без разговоров о которой сейчас не обходится ни одно политическое выступление или экономический доклад, даже если он посвящен положению в сельскохозяйственном производстве. Нефть и газ – альфа и омега нынешней российской действительности. Честно говоря, даже не знаю, хорошо это или плохо.
 Конечно, как и большинство моих соотечественников, я сотни раз видела по телевизору буровые установки, рабочих-нефтяников и прочие дежурные сюжеты про «черное золото». В свое время кинооператоры очень любили снимать рабочих, купающихся в струях нефтяного фонтана. При этом никому в голову не приходило, что драгоценная жидкость просто выливается на землю. Недра-то наши считались неисчерпаемыми.
Времена изменились, и вместо таких экзотических сюжетов стали без устали твердить обывателю о «нефтедолларах», которые только и могут спасти Россию, поскольку прежний строй распоряжался нефтяными запасами исключительно бездарно, и слышать не хотел тех, кто предупреждал: все имеет свой конец, рано или поздно нефтяные запасы закончатся и вот тогда мы вообще останемся у разбитого корыта.
И далекие от проблем нефтяников люди представляли себе некую трубу с краником, из которых можно наливать драгоценную жидкость и продавать ее за твердую валюту кому угодно. Как еще совсем недавно делали в республике Ичкерия: врезались в нефтепровод и сливали столько нефти, сколько хотели. Благо никакого контроля, и к каждому метру нефтепровода часового с винтовкой поставить невозможно.
Наконец, появились нефтяные гиганты, имена которых сейчас у всех на слуху. К сожалению, только в связи с тем, что кто-то не заплатил в казну астрономическую сумму налогов, кто-то совершил еще что-то противозаконное, и так далее, и тому подобное. И опять же складывалось впечатление, что нефтяные компании просто гребут деньги лопатой, зловредно лишая тем самым большинство россиян возможности «жить по-человечески». О добыче нефти, как таковой, даже и не вспоминали, если что-то и показывали, то исключительно роскошные офисы нефтяных магнатов или сделанные ими экстравагантные приобретения типа футбольного клуба.
Но нефть-то по-прежнему добывают на месторождениях, а не в комфортабельных кабинетах. И в большинстве случаях добывают в совершенно невыносимых условиях: в пятидесятиградусные морозы и сорокаградусную жару, при «кинжальном» северном ветре и вездесущем гнусе, от которого практически нет защиты. Добывают в тех же топях и болотах, в зонах вечной мерзлоты, невероятно далеко от какой-либо цивилизации.
Не знаю, как обстоит дело в других нефтяных компаниях, на их прииски меня не приглашали. А вот о том, как поставлено дело в компании РИТЭК, которой руководит Валерий Исаакович Грайфер, теперь могу рассказать не на основе тщательно проработанных материалов, а на основе собственных впечатлений. Конечно, это все равно  взгляд человека со стороны, бесконечно далекого от нефти вообще и нефтяных проблем, в частности. Взгляд обывателя, если угодно.
 Но зато я видела то, что нельзя наблюдать на экране телевизора. И никогда не забуду то, что увидела.
 Но сначала – о самой компании РИТЭК, точнее, о ее деятельности в Ханты-Мансийской автономной области и в Ямало-Ненецком автономном округе. Именно в эти районы я сопровождала специалистов компании во главе с Валерием Исааковичем. Для этого нам придется вернуться назад – в последнее десятилетие прошлого века.
Обстановка в реформируемой экономике России на начало 1992 года была тяжелой и трудно предсказуемой. Распад СССР, сложный переход народного хозяйства к рыночной системе, приватизация государственной собственности и разрыв экономических связей между предприятиями и отраслями поставили страну и экономику на грань развала. Отдельные меры, принимаемые Правительством, направленные на решение злобо¬дневных задач, не стабилизировали обстановку в стране, порождали неуве¬ренность у руководителей хозяйств и неопределенность в перспективе.
 Все это, естественно, отразилось и на состоянии нефтедобывающей отрасли. Выработка извлекаемых запасов по некоторым месторождениям уже достигала от 60% до 90%, резко упал дебит скважин. Из-за недостатка материальных средств и отсутствия финансирования на профилактику и ремонт оборудования неуклонно рос фонд бездействующих скважин, превысивший в тот период 25 тысяч единиц. Повсеместно стала резко падать добыча нефти.
В этих условиях в марте 1992 года был создан РИТЭК, главным учредителем кото¬рого стал концерн «ЛУКОЙЛ». Основными инициаторами его создания были такие про¬фессионалы, беззаветно преданные своему делу, как В.Ю.Алекперов, В.И.Грайфер, Г. И. Шмаль, А. М. Воловик.
Идея создания РИТЭК заключалась в реализации научно-технических и производственных программ, связанных с внедре¬нием инновационных технологий и техники в сферах разработки месторождений и добычи нефти, включая восстановление бездей¬ствующих нефтедобывающих мощностей.
Основой инновационной деятельности должны были стать интеллектуальная соб¬ственность и новейшие технологические решения — «know-how», которые при их грамотном и целенаправленном использо¬вании позволяют получить высокий эконо-мический эффект.
Надо признаться, что главным «know-how» и инновационным по¬тенциалом РИТЭК является сам В.И.Грайфер. Его глубокое знание проблем отрасли, огромный производственный и организаци¬онный опыт позволили сформировать основные направления деятельности компании и привлечь для их реали¬зации наиболее перспективные технологические разработки. Такими направлениями стали: восстановление бездействующего фонда скважин, технологии повышения нефтеотдачи пластов, нестандартные схемы разработки сложных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами.
Первоочередной задачей, решение которой дало бы возможность в короткий срок, без раскачки приступить к делу, стало формирование коллектива. В короткий срок был подобран костяк из опытных и знающих отрасль профессионалов всех направлений будущей деятельности компа¬нии, специалистов, способных самостоятельно и творчески решать сложные производственные и финансовые задачи. Это были люди, в которых Валерий Исаакович был абсолютно уверен и рассчитывал не только на их профес¬сиональные качества, но и на человеческую порядочность и честность.
В 1993 году РИТЭК уже представлял собой сплав опыта, умения и энергии, способный решать самые сложные производственные и организационные задачи.
Итак старт был взят. Начались трудовые будни. Это было неимоверно трудное время становления, упорных поисков своего места в рыночной экономике, признания компании в нефтедобывающем комплексе России.
Несмотря на острейший дефицит финансовых средств, В.И.Грайфером было принято решение, и, по существу это решение стало одним из кредо компании — финансовые и производственные планы базировать на собственных ресурсах и возможностях, разумно привлекая свободный капитал путем эмиссии ценных бумаг и расширения круга акционеров. Денежные средства, полученные в результате продажи первых выпусков акций и облигаций РИТЭК, дали возможность сформировать первые бригады, закупить необходимые оборудование, инструмент и материалы для проведения ремонтных работ на скважинах.
В соответствии с основными направлениями деятельности компании в сентябре 1992 года в Тюменской области совместно с ПО «Когалымнефтегаз» было создано акционерное общество «Когалымнефтепрогресс», основной  задачей которого стало восстановление бездействующих нефтяных скважин на месторождениях Когалыма с использованием технологий увеличения нефтеотдачи. Это акционерное общество явилось первенцем в системе специализированных предприятий РИТЭК — «нефтепрогрессов». Органи¬затором и первым генеральным директором «Когалымнефтепрогресса» стал М.Н.Козлов — молодой, энергичный и настойчивый специалист.
Это был период проб и ошибок, но главное — накопление бесценного опыта. Благодаря удивительной работоспособности и неутоми¬мости В.И.Грайфера, его способности быстро налаживать деловые контакты с руководителями всех уровней, напористости и последовательности, без особой волокиты были разработаны и согласованы основные положения о взаимном сотрудничестве и принципы расчетов за выполненные работы с заинтересованными предприятиями, организовано обеспечение бригад оборудованием, инструментом, решены все организационные вопросы.
Первый отрезок пути в избранном направлении был пройден успешно. Работы по восстановлению бездействующих скважин начались, отремонтированные скважины дали первую нефть. К концу 1992 года были добыты первые 50 тысяч тонн нефти, появилась собственная произ¬водственная база. Эта первая нефть была дорога тем, что ее добыли из скважин, которые считались уже бесперспективными, доказав, что их эксплуатация может не только давать дополнительную добычу, но и приносить прибыль. Тем самым была подтверждена правильность идей, заложенных при создании компании.
В июне 1994 года, победив в конкурсе, РИТЭК получил первую лицензию на раз¬работку Восточно-Перевального месторож¬дения в Ханты-Мансийском округе. Компания стала полноправным недропользователем.
Эта победа особенно дорога, как первый опыт борьбы молодой, набирающей силы самостоятельной компании с сильными и опытными конкурентами, располагающими большими материальными и финансовыми ресурсами, полученны¬ми, в основном, в наследство от государства.
 В последующие годы количество собственных месторождений компании продолжало расти. РИТЭК не раз одерживал победы и в открытых аукционах и в закрытых конкурсах. Своими делами компания доказала, что может не только приобретать лицензии, но и выполнять их условия, обеспечивая свое¬временный ввод новых месторождений и рентабельную добычу нефти.
Разработка этих, не самых лучших по качеству, месторождений потребовала огромных организационных и физических усилий от всего коллектива компании. Валерий Исаакович четко видел и постоянно держал в поле зрения новую цель — эффективное освоение собственных запасов на основе наработанного технологического потенциала и техни¬ческих решений.
 Понимая, что наличие собственных месторождений и запасов нефти — это прочная база надежной и устойчивой деятельности компании, гарантия успешного развития в будущем и возврата вложенных инвестиций, он ни на минуту не ослаблял напряжения в борьбе за достижение этой цели. Его энтузиазмом и энергией заряжался весь коллектив компании. Преодолевая все бюрократические, технические и организационные барьеры. РИТЭК брал верх над конкурентами и выигрывал конкурсы на получение лицензий на право разработки все новых месторождений.
На сегодняшний день РИТЭК приобрел в свое распоряжение более полутора десятков лицензионных участков, совокупные запасы нефти которых превышают 500 миллионов тонн. Почти половина объектов уже введена в разработку и дает нефть. Но получение первого собственного нефтяного месторождения навсегда останется в истории РИТЭК, как одно из самых значительных событий.
 Мало кто из учредителей и работников компании мог прогнозировать, что через три года после создания нам хватит сил и средств взяться за сложное и ответственное дело — освоение новых собственных месторождений. Которые находятся далеко от Москвы и, соответственно, сугубо столичных проблем.
Далеко – это еще мягко сказано. И хотя аэропорт города Когалыма называется «международным», это не снижает ощущения отдаленности от крупных городов. Хотя в плане благоустройства, чистоты и общей атмосферы, крохотный городок может дать десять очков вперед любой из столиц. Даже если эту столицу приводят в порядок к очередному высокому визиту.
А вот на места, где, собственно, и добывается нефть, и которые называются «куполами» или «кустами» (каюсь, разницу не поняла), можно добраться фактически только вертолетом, поскольку даже машина идет не меньше трех часов – в благоприятных условиях, то есть летом. Фактически, единственное средство связи со внешним миром у рабочих-нефтяников – вертолет. Грохочущая стрекоза с железными скамейками, которая летит довольно низко над землей, так что есть возможность увидеть с высоты массу интересного.
А посмотреть есть на что. Низкорослая зелень, иссиня-черные озера в обрамлении почти белоснежного песка, из которого здесь делают дороги. Метр за метром насыпают песок, утрамбовывают, снова насыпают… В некоторых местах, для того, чтобы победить практически непобедимые топи, под несколькими слоями песка лежит пять или шесть слоев леса, то есть бревен.
 А иначе нельзя: вездесущие болота засасывают с необыкновенной легкостью все, что угодно, вне зависимости от габаритов. Когда, например, бурили очередную новую скважину, бур уперся во что-то железное. После настоящих раскопок выяснилось, что когда-то на этом месте утопили трактор. Или он сам утонул, а вытаскивать его не стали. Впрочем, для нефтяной промышленности прежних лет ничего необычного в этом не было: технику, как и людей, никому в голову не приходило беречь. Нужно будет – еще пришлют, страна богатая, в ней всего – с избытком.
Совершенно иной подход к проблеме у РИТЭКа. Чуть ли не с первого дня четко обозначился ин¬терес не к получению сиюминутной прибыли, а к последовательному развитию компании и достижению максимального экономического эффекта. Когда был на¬коплен опыт в восстановлении добычи нефти из бездействующих скважин, в использовании технологий повышения нефтеотдачи, стало выгодно не только отремонтировать скважину, но и увеличивать добычу по сравнению с базисной.
Важный принцип, который В. И. Грайфер проводит в жизнь при решении задач развития РИТЭК, сформулирован им так: «Нужно не покупать современное оборудование за рубежом, а приобретать права на его производство и делать его в России, используя простаива¬ющие мощности предприятий, знания и опыт наших специалистов».
 Этот принцип позволил создать совместные предприятия по производству современного нефтепромыслового оборудования с участием зарубежных фирм, обеспечить более тесные и постоянные контакты их и наших специалистов, обмен опытом и технологиями. Появились новые рабочиe места, и в конечном счете — в России сегодня производится оборудование, соответствующее современным мировым стандартом.
Больше всего меня поразил темп работы, заданный Валерием Исааковичем Грайфером. Я знала о том, что нередко, вернувшись в Мос¬кву из командировки по Сибири, на сле¬дующий день он вылетает в Татарию или куда-то еще, и не как «празднокурсирующий начальник», а как руководитель, име¬ющий четкий и очень плотный график встреч и посещений объектов компании, старающийся решать многие организа¬ционные проблемы на местах, а не из Москвы.
 Проводится аукцион по прода¬же лицензий на месторождения — он на аукционе в Ханты-Мансийске, проходит совещание местной администрации с руководителями предприятий — он на со¬вещании в Тюмени, коллегия в Министер¬стве — он уже в Москве, выставка в Та¬тарстане — он там.
Я сама стала свидетельницей того, насколько плотен этот график. В понедельник утром самолет вылетел из Москвы и через три часа приземлился в Когалыме. Весь оставшийся день (да и вечер тоже) Валерий Исаакович провел в переговорах с местными руководителями. А на следующее утро вертолет уже вез его «на купол», да не один, а целых три, так что пришлось еще всласть покататься на вахтовом автобусе (пятнадцать километров в час и вездесущие кровопийцы-оводы).
Совещание началось еще в вертолете, продолжилось в автобусе, не прекращалось и во время инспектирования объекта. При этом Валерий Исаакович не пропускал ни единой мелочи, интересовался не только самим процессом добычи нефти, но и тем, в каких условиях живут люди, обеспечивающие этот процесс.
 Не знаю, что было решено относительно производственных вопросов, но приказ выстроить новую столовую, поскольку существующая слишком мала, слышала собственными ушами.  Казалось бы: ну, какая разница в одну или две смены едят нефтяники? Зачем вообще заходить в столовую, если не собираешься выпить чаю или перекусить? Зачем заходить в жилые вагончики, если жалоб от рабочих-вахтовиков на бытовые условия нет? Мелочь, ерунда. Но, как показала дальнейшая поездка, мелочей для Грайфера не существует.
Опять вертолет – обратно в Когалым, а там все поехали не отдыхать в гостиницу, а в местный офис компании – проводить совещание. Кстати, там же перед совещанием и пообедали. Лично мне на совещании делать было нечего, и все это прекрасно понимали. Но мне стоило большого труда и небольшого скандала добиться того, чтобы отправиться осматривать город пешком и самостоятельно. К счастью, Валерий Исаакович ничего этого не слышал, иначе не избежать бы мне машины с сопровождающим.
(Между прочим, город можно обойти по периметру за час, и пересечь в любом направлении за тридцать минут. Только потом я поняла, что такие прогулки возможны лишь летом, а зимой тут и десяток метров – нешуточное испытание. Потому и берегут люди энергию, стараясь меньше передвигаться пешком.)
А город, между прочим, красивый. Широкие улицы, обсаженные деревьями, небольшие скверы. Кафе, сооруженное в старом (если не старинном) паровозе, которое местные жители называют «Анна Каренина». Новый храм, воздвигнутый на одной из окраин среди сосен. И, как я уже писала, удивительная чистота, даже окурки по дороге практически не попадаются. Уроженка мегаполиса, всю жизнь прожившая в «сердце всей России» – Москве, я была потрясена.
Совещание закончилось поздним вечером, а рано утром мы уже садились в самолет – Валерия Исааковича ждали в Тюмени. Ждали не как президента компании, а как дорогого гостя на свадьбу к его крестнице. Но и тут правил бал жесткий график: в Тюмени мы пробыли ровно три часа, после чего самолет вылетел уже не в Когалым, а еще севернее – в Надым. И только во время этого полета у Грайфера нашлось время ответить на некоторые мои вопросы. И только полчаса, потому что нужно было готовиться к новым встречам и к решению новых проблем. Точнее, к подготовке новых побед.
В свое время власти Ямало-Ненецкого округа выставили на аукцион лицензионный участок, расположенный в безбрежных надымских болотах вне связи с какой-либо нефтяной инфраструктурой Западной Сибири. Лучшая разведочная скважина давала дебит нефти 12 м.куб. в сутки. Кому такой участок был нужен?
Тому, кто смог уже в 2003 году добыть на нем чуть меньше 400 тысяч тонн нефти. Но скольких бессонных ночей стоил этот триумф его главному герою - профессору В.И. Грайферу. А в основе-то всего лежала вера Валерия Исааковича в научно обоснованные прогнозы геологов, вера, зиждущаяся на глубоком профессионализме и точнейшей аналитической оценке аргументов геологов, звавших в хулымские болота.
Масштабы деятельности Валерия Исааковича и круг его интересов действительно поражают. Это стало еще более очевидным во время пребывания в Надыме. Прилетели мы туда уже к вечеру, но блиц-совещание, разумеется, состоялось по дороге из аэропорта в город, прямо в автобусе. Собеседник Валерия Исааковича, начальник местного отделения РИТЭКа, едва успевал отвечать на вопросы, причем самые неожиданные. Когда подъехали к гостинице, рубашку на нем можно было выжимать, хотя вроде бы все дела шли хорошо.
На ужине Валерий Исаакович посадил меня рядом с собой, а когда я услышала французскую речь, то чуть не подавилась. То, что во Франции нефти нет, знала даже я, но, оказывается, специалисты-нефтянники там существуют. Сотрудничает с РИТЭК и Венесуэлла, но испанским я, к сожалению, не владею, а говорить на одинаково неродном для нас обоих английским оказалось, мягко говоря, проблематично.
Глушь-то глушь, но, оказывается, совершенно не обязательно лететь в Париж, чтобы насладиться общением с французами. Так что мне совершенно неожиданно повезло: французский язык мне всегда был ближе всех иностранных. Французская галантность проявилась и на российском севере: услышав родную речь, они тут же объявили, что сегодня у них двойной праздник: день взятия Бастилии и встреча с очаровательной дамой. Второй пассаж я пропустила, а о национальном празднике сообщила Валерию Исааковичу. Ближайший же тост он поднял именно за это.
Тут комментарии, по-моему, излишни.
Но это, так сказать, особый случай, просто яркая черточка в характере человека, умеющего работать с людьми. Гораздо важнее, мне кажется, то, что однажды, в самом начале своей руководящей деятельности, Валерий Исаакович опробовал придуманный им организационный прием достижения поставленной проблемной цели и, убе-дившись в его беспроигрышности, в последующем всегда им пользовался.
 А прием со стороны казался простым: он создавал коллектив исполнителей из чис¬ла неравнодушных, творчески заряженных, грамотных специалистов, как ученых, так и производственников, ставил перед ними цель, обсуждал вместе этапы и сроки ее достижения и, что главное, вставал во главе коллектива, не формально, а по существу, беря на себя самые сложные участки работы. И этот "простой" прием всегда срабатывал.
 Но повторить его не многим удавалось. Для этого нужно было быть Валерием Грайфером с его знанием не понаслышке проблем отрасли, с его целеустремленностью, динамичностью, умением зажечь соратников и самому запрячься в лямки "коренного" всей группы, с его удивительными человеческими качествами — доброжелательностью, умением понять и оценить юмор, надежностью, готов¬ностью в любое время подставить свое плечо. Все это служило тому, что к нему тянулись талантливые, ув¬леченные своим делом люди. Если попадали случай¬ные, то они быстро отсеивались, не выдерживая пред¬лагаемого темпа работы.
 И результаты получались такими, что по прошествии многих лет приходится только удивляться тому, что все это задумано, органи¬зовано, проконтролировано, завершено, проверено и запущено в производство одним человеком — лиде¬ром. Лидер узнается не по словам, а по его делам.
К началу освоения РИТЭК месторождений, расположенных в удаленных труднодоступных районах, была реализована еще одна идея В.И. Грайфера, заключающаяся в необходимости создания автономных систем электроснабжения, обеспечивающих месторождения электроэнергией с первых дней их разработки и использующих в качестве топлива сырую нефть и попутный нефтяной газ.
Основываясь на полученных положительных результатах более чем 3 годичной эксплуатации ДЭС НГДУ Компании планируют дальнейшее расширение использования таких систем электроснабжения для бурения и обустройства месторождений, а также для обеспечения технологических операций по добыче, переработке и транспортированию нефти.
Нужно отметить, что, занимаясь вопросами добычи нефти, Валерий Исаакович никогда не забывал о том, к каким катастрофическим последствиям может привести пренебрежение к окружающей среде, варварское к ней отношение. Негласный девиз прежних «нефтяных генералов» звучал примерно так: после нас – хоть потом, а при нас – план любой ценой.
Цена, как показало время, оказалась непомерно высокой. Поэтому об окружающей среде Грайфер помнил и помнит всегда. А сейчас еще и действует так, как считает правильным и нужным. Вот, например, выдержка из его интервью, посвященного этому вопросу:
«Аксубаево — это как плацдарм нефтяников. Здесь недра богаты нефтью. Мы выиграли тендер и получили право на разработку нефтяных месторождений и, собственно, являемся пионерами освоения аксубаевских месторождений нефти. Начинали мы, а это было пару лет назад, немножко по-другому, чем в свое время в Альметьевских краях. Начали с инфраструктуры — построили дорогу, хорошую, асфальтированную. Причем пост¬роили ее с учетом интересов местного населения. Так, чтобы она проходила через деревни и села и решала транспортные проблемы села. То есть с самого начала принципом обустройства наших месторождений был учет интересов развития нефтяной промышленности и учет интересов местного населения.
Во главу угла мы ставили экологию — единство с природой. Наш принцип — не навреди. Только бы был более высокий уровень жизни населения, в том числе и сельских жителей. И ввод в действие таких объектов сочетает и красоту, и духовность, и в то же время, и прагматизм. Вот такие принципы мы заложили в основу освоения аксубаевских нефтяных месторождений. Я уже не говорю об инновационном характере тех техно¬логий, которые мы выбрали. Они позволили нам втрое сократить число скважин, а значит втрое снизить потребность в территории, которую мы занимаем.
 Мы одной скважиной здесь решаем такие проблемы, которые обычно решаются тремя скважинами. Мы сократили общий итоговый объем необходимого оборудования. Это и на¬правлено на то, чтобы обеспечить этот инно¬вационный характер, меньше задалживать земли, меньше задалживать горных отводов, сократить производственной вред, который промышленность так или иначе несет в себе при освоении новых месторождений. Мы и магистрали строив. Мы хотим именно на месте оставить положительный след, теперь у нас нет задачи повернуть реки вспять, сделать еще какие-то вещи. Наши задачи гораздо прагматичнее—сделать жизнь конкретных людей здесь более комфортной, удобной, благо¬получной.
Самое же интересное заключается в том, что «неглавных» задач для Валерия Исааковича просто не существует. Он с одинаковым вниманием относится и к тому, что любой другой начальник просто не заметил бы. Как вы считаете, день рождения кладовщицы на одном из «кустов» - это важно? Так вот, в вертолет перед полетом на этот куст была загружена огромная корзина с розами.
А после того, как именинница в счастливых слезах отправилась продолжать свою работу, один из ведущих специалистов, отвечающий за этот участок, получил жесткий нагоняй: слишком много брошенных ржавых конструкций скопилось на территории. Ссылки на то, что «это еще от прежнего режима осталось», не сработали. «Убрать как можно быстрее. Найти и привезти газосварщика, разрезать и увезти. До холодов, иначе опять все под снег уйдет».
Это «выездное совещание» не прекращалось ни на минуту. Во время обеда, проходившего тут же, на месторождении, после него при обходе территории, в бытовках, подсобных помещениях, чуть ли не на самой буровой вышке. Короткий перерыв на интервью местному телевидению – и снова кропотливая инспекция. Плюс предупреждение всем сотрудникам, что по возвращении в Надым состоится настоящее совещание, так что пусть морально готовятся. Судя по выражению лиц окружающих, готовиться им было к чему.
Действительно, совещание продолжалось на два часа дольше запланированного, так что и ужин, соответственно, задержался. Зато после него, когда половина сотрудников отправилась отдыхать, Валерий Исаакович с удовольствием пел под гитару «старые песни о главном»: про надежду – земной компас, про миг между прошлым и будущим и тому подобное. Пел вполне профессионально, во всяком случае, гораздо лучше большинства нынешних эстрадных звезд. Тем более, что «фанера» исключалась по определению.
Пока шло совещание, я знакомилась со вторым в мой жизни северным городом, население которого вот-вот достигнет 50 тысяч человек. А самому городу – тридцать лет. Создавался он по ряду причин как закрытый населенный пункт, приезжали в него «на пару лет, заработать деньжат» и… оставались. Может быть, действительно справедливо поется в когда-то популярной песне: «Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда»?
Теперь Надым открыт для всех желающих и, буду откровенной, обстановку в городе это не улучшило. Появились «лица кавказской национальности», путаны, тоже работающие «вахтовым методом», и многие другие «прелести цивилизации». Но надымцы по старой памяти не запирают машины, выходя из них на десять-пятнадцать минут, иногда даже ключи в замке зажигания оставляют. Для москвичей это, конечно, шок, но раньше, говорят, тут даже двери не запирали.
Теперь же на берегу городского озера появилось причудливое здание гостиницы «Айсберг» нечто вроде Московского международного центра в миниатюре. Высокий холл со стеклянной крышей посередине и два яруса галерей, на которые выходят двери всех номеров. Передвижение вверх-вниз только в стеклянном лифте. Красиво, конечно. А особенно здорово, наверное, смотрится этот оазис огней в полярной ночи…
Не обошлось, конечно, и без курьеза. Инструкции на русском языке грозно предупреждали: курение разрешено только в холле, нарушители будут незамедлительно выдворены из отеля. Ниже то же самое (наверное) было написано по-английски шрифтом помельче. К моему глубокому изумлению, иностранных гостей убедительно просили… не курить в постели и не бросать непогашенные окурки в корзину для бумаг. Думаю, нетрудно догадаться, какую инструкцию предпочитали выполнять постояльцы. Во всяком случае те, которые умеют читать по-английски.
Нефтянники обычно умеют.

А на следующее утро уже в восемь часов все рассаживались по машинам. Предстоял еще один полет – к Обской губе, фактически – на берег Северного Ледовитого океана, где основная часть запасов нефти находится под водой, а добывать их предстояло на суше. Насколько я поняла, аналогов такого способа добычи нефти в мировой практике пока нет.
А начиналось всё с того, что РИТЭК купил в Ямало-Ненецком автономном округе, на берегу мелководной Обской губы, Сандибинское месторождение, оторванное на сотни километров от систем «Транснефти». Казалось бы, проект заведомо убыточный.
Валерием Исааковичем был предложен уникальный проект организации транспортировки нефти Северным морским путем в Европу по системе река-море. Предварительно был создан терминал, способный хранить до навигации всю добытую на месторождении нефть, организована её подготовка и хранение. Погрузка нефти осуществлялась с речного причала в пос.Нумги. В дальнейшем система была расширена, подключено Хулымское месторождение с его уникальными нефтями.
Это было первое сообщение о первой навигации. В одном из своих эксклюзивном интервью В.И.Грайфер подчеркнул тогда, что «завершился пилотный проект транспортировки нефти танкерами, открыл новые возможности в освоении северных регионов России и дальнейшего увеличения объемов экспорта сибирской нефти».
Слова эти стали пророческими, а сам проект, предложенный и внедренный В.И.Грайфером, стал повседневным инновационным. Инновационным в полном смысле этого слова. В нем заложен совершенно новый подход к решению ранее невозможной задачи рационального вывоза нефти с отдаленных месторождений без затрат на строительство коммуникаций и систем перекачки, а следовательно, решающий проблемы без оказания негативного воздействия на окружающую среду в процессе строительства и эксплуатации.
И еще об одном инновационном проекте, позволяющем сохранить высокие качества Средне-Хулымской нефти в период между навигациями. В конце 2003 года закончено строительство железнодорожного терминала в поселке Сергино. Уже в начале 2004 года начата его эксплуатация. Потребителям отправлены железнодорожным транспортом первые 10 тысяч тонн высококачественной нефти.
Нет никакого сомнения в том, что это не последний инновационный проект, задуманный и реализованный В.И.Грайфером.
Сегодня РИТЭК - это инновационная компания, которую знают и в России, и за рубежом. В компании работает более пяти тысяч человек. Она располагает запасами нефти, превышающими 1 млрд.тн. Созданы добывающие мощности и транспортные сети в сотни километров протяженностью, работает ряд научных центров, обеспечивающих развитие и внедрение инноваций в добыче нефти. А всё начиналось «с идеи».
-Откройте загадку вашей энергии, - попросила я Валерия Исааковича, оказавшись с ним рядом в вертолете на обратном пути в Надым. – Такой темп не любой юноша выдержит.
-Это секрет, - усмехнулся мой собеседник.
Но, увидев, как у меня от разочарования вытянулось лицо, сменил гнев на милость.
-Нужно просто вжиться в эту жизнь и жить ею. Вот вам патентованный рецепт «от Грайфера». Принимайте по потребности.
Просто? Для кого? Один из сотрудников РИТЭК в ответ на вопрос какого-то дотошного журналиста, какую должность занимает Валерий Исаакович в компании, ответил на полном серьезе:
-Он работает Грайфером.
В каждой шутке…

P.S. Название очерка я не придумала. Такая надпись встречает всех, кто едет в город из аэропорта. Только я бы сказала: не только Надым. Когалым, Сургут, Нижневартовск…
«Если ты полюбишь Север…»


Москва-Когалым-Надым-Москва