«Пицца в Освенциме»
Режиссер: Моше Циммерман
Документальный фильм
Фильм рассказывает про поездку старого еврея, который в детстве был узником немецких концлагерей (не одного, а нескольких, его перебрасывали из лагеря в лагерь), по местам, где прошли трагические события его детства. Едет он со своими взрослыми детьми, сыном и дочерью. Он благополучно живет в Израиле, у него внуки. Здоровье только у деда не очень хорошее, перенес несколько инфарктов, а так он бодр и жизнелюбив.
Думается, режиссеру, задумавшему фильм, было непросто отыскать главного героя. Ведь таких людей, переживших все кошмары концлагерей, осталось немного. И не каждый в силах выдержать путешествие в прошлое и физически, и морально.
Герой фильма не только всю дорогу сохраняет бодрость и упорство, не только выдержанно переносит трудности пути (которые, конечно же, ничто, перед тем, что ему пришлось вынести в детские годы), некоторую истеричность дочери, но и ведет себя естественно. Если он возмущен отношением работницы мемориала в Освенциме и директора этого теперь фактически туристического объекта, так он и кричит на них от всей души, демонстрируя свой лагерный номер. Говорят, многие узники удалили такие номера, чтобы избавиться от напоминания о страшном прошлом. А этот человек носит номер. Должно быть потому, что смог, не забывая прошлого, жить настоящим. Жениться, вырастить детей, радоваться жизни, но помнить. И не только помнить, но и постараться как-то передать частичку этой памяти детям.
Кстати, два бюрократа –служащие мемориального комплекса, показаны коротко, но ярко. Сначала, услышав просьбу бывшего узника переночевать в бараке, они возмущаются, «не положено», женщина чуть не плачет, дескать, посетитель ее оскорбил, а когда им заплатили – нет проблем.
И вот старик и его дети оказываются на ночь в лагерном бараке. Сюда заходят два молодых немца, изучающих прошлое. Бывший узник говорит с ними довольно эмоционально. Рассказывает про эсэсовок, вырывавших детей из рук матерей и швырявших их в кучи. И кажется, парни начинают хоть на короткий момент, видеть его глазами, хоть это и непросто для них, знающих о Холокосте из книг и кино.
Дочь, в своей заботе об отце, очень недовольна происходящим. Она беспокоится, требует возвращения в нормальный отель и заказывает пиццу.
И вот дед, от которого зритель ждет скорби, может быть даже слез, ест эту пиццу, пьет воду, совершенно спокойно ложится на нары, и успокаивает нервно курящую женщину, уверяя, что ему и здесь удобно.
Чувствуешь, что эта ночевка в Освенциме – не столько для того, чтобы заставить детей сопереживать, сколько для того, чтобы еще раз ощутить, что страшное прошлое никогда не вернется, и в этом бараке, где каждая ночь могла стать последней, теперь можно провести ночь, размышляя, вспоминая и не боясь теней.
И это сопереживание в фильме показано замечательно. Оно не в том, чтобы охать-ахать. Оно во внимательном взгляде сына, который всю дорогу молчит. Оно в несколько странном на первый взгляд поведении дочери, которая постоянно недовольна, но в этом недовольстве – не только и не столько нежелание видеть и знать, сколько беспокойство за отца. Когда она находит обрывок ботинка на месте концлагеря, которого теперь нет, просто вырос лес, и показывает отцу, - в этом жесте больше понимания и сострадания, чем в литрах слез или горячих речах.
В тонком балансе между тем, чтобы и не забывать, и суметь жить так, чтобы прошлое не давило на настоящее, как мне кажется, главный смысл фильма.
Это фильм не столько для молодежи, которой, конечно же, надо знать о прошлом. Тут мало информации о злодеяниях фашизма, нет никаких включений документальных кадров времен Второй мировой. Чтобы узнать о фашизме, куда больше подойдут фильмы «Великий диктатор» или «Обыкновенный фашизм». «Пицца в Освенциме» о другом. Фильм обращен в сегодняшний день. Он рассказывает о необходимости и возможности взаимопонимания между поколениями. Старикам стоит, пусть преодолевая себя, свою боль, рассказывать детям и внукам о своей жизни. Потому что книги и учебники – это одно, а рассказ родного человека – совсем другое.
Часто приходится слышать от пожилых людей: «У молодых своя жизнь, наша им неинтересна.» Доля правды в этом есть. Безусловно, молодость « и жить торопится, и чувствовать спешит». Но если рассказ правдив, не содержит избыточного груза поучений, если старик не пытается внушить молодым комплекс вины, говоря: «Вы избалованы, вы не перенесли таких страданий, как мы, вот мы в ваши годы...», тогда он будет выслушан со вниманием и его личная, подлинная история, пусть и не сразу, но послужит делу взаимопонимания, участия и сочувствия.
И в заключении еще одно. Совершенно неполиткорректное. Многие народы пострадали от фашизма. Но только еврейский народ смог сделать из своих страданий знамя, извлечь политические дивиденды и даже кое-какую экономическую компенсацию. Сколько русских погибло в тех же немецких лагерях... Нам бы стоило кое-чему поучиться у евреев. Тогда бы у нас не заводились детишки со свастиками.
И еще: фильм, при всей его будничности, нестрашности и даже какой-то занудности, человечен и заставляет задуматься. И о том, как надо воспитывать детей, и о том, каково значение знаний о прошлом.