В длинном ряду морских катастроф и трагических событий, потрясших в свое время Советский Союз, особое место, наряду с «Адмиралом Нахимовым», «Александром Суворовым» занимает и гибель дальневосточной плавбазы «Александр Обухов». Особое потому, что погибла плавбаза прямо у пирса в бухте Золотой Рог и потому, что об этом событии мало кто тогда знал- Владивосток тогда был городом закрытым. А сейчас и вовсе никто не помнит, что 4 мая 1982 года стало черным днем для всех дальневосточных рыбаков…
Ледокол вспомогательного флота ВМФ «Илья Муромец»,на котором я был судовым врачом, возвращался после зимней навигации из Петропавловска во Владивосток, когда от проходившего мимо сейнера мы узнали о гибели плавбазы. Официального сообщения не было, радио молчало и в газетах об этом не писали. Мы хорошо знали это красивое и большое судно и никак не могли поверить, что его больше нет. Никаких подробностей узнать не удалось, и по ледоколу бродили самые разные слухи и невероятные гипотезы. Только по приходу в базу мы увидели у одного из пирсов на мысе Чуркин громадное днище опрокинутого судна. Там уже шли работы по его подъему и постановке на ровный киль. Город переполнялся самыми невероятными слухами и хоронил погибших, точное число которых никто не знал. Хотя только на Дальзаводе, по слухам, было заказано больше сотни гробов. По Владивостоку ходил мрачный анекдот о том, что на вопрос Москвы, сколько погибло людей, местное начальство бодро отрапортовало - всего девять человек, остальные –« вербованные». Так в то время называли людей, заключивших контракт на рыболовную путину. Как правило, это были женщины со всего Советского Союза, работавшие на рыбообработке. Можно себе представить, что творилось на перевернувшемся судне, когда в каюты среди ночи в открытые иллюминаторы хлынула вода. Но потом, когда они, кто в чем, выскочив из коридоров судна, мокрые и испуганные, очутились в безопасности, с ними первым делом соответствующими органами была проведена такая «беседа», после которой они ничего не рассказывали даже своим родным. Боялись…
По Владивостоку ходили разные нелепые слухи и версии, родившиеся от отсутствия всякой информации. И то, что все перепились перед отходом, и то, что перекачали воду на другой борт, из-за чего и опрокинулись. И что людей погибло до тысячи. Слухи, слухи…
В то время мне недолго удалось побыть на суше, я был направлен на танкер, идущий на боевую службу в Красное море. И многие подробности мне тогда остались неизвестными.
Хотя в нашей базе в Камрани офицеры с сторожевого корабля «Ревностный» нам сказали, что для потопления судна такого тоннажа нужно не менее 4 торпед или две морские мины. Ни одна диверсионная группа не могла бы так быстро отправить на дно такое громадное судно. А наши рыбаки за 15 минут сумели. Без всяких мин.
Потом другие события заслонили этот трагический случай.
И только недавно, покопавшись в Интернете, я обнаружил несколько статей, скупо проливающих свет на подробности этой катастрофы. В основном это была статья журналистки Татьяны Яковлевой в газете «Пограничник Северо-Востока» (тоже не самого распространенного издания) и ссылки различных сайтов на нее. Вот что говорилось в этой статье.
«Плавучий крабо- рыбоконсервный завод «Александр Обухов» был построен в Ленинграде, на Адмиралтейском заводе в 1962году. Бортовой номер ПЗ-2708.Был приписан к порту Владивосток. Длина судна 190метров, ширина-20метров, по высоте – девятиэтажный дом.
Пароход чуть поменьше знаменитого «Титаника» (длина 269м, ширина 28,8). Экипаж судна достигал 720 человек, в основном это были женщины, занятые на ручной обработке рыбы и различных морепродуктов. На борту находилось 12 мотоботов, использовавшихся на ловле краба. Всего в приморском «Дальморепродукте» было 15 таких плавзаводов. «Обухов» был среди лучших.
В тот злосчастный день плавзавод готовился выйти из Владивостока на очередную путину к берегам Камчатки. На борту находились и члены экипажа (640 человек) и провожающие. Практически на каждого по одному. Не обошлось и без праздничных застолий - в море на путине «сухой закон». Как рассказывает бывший судовой врач «Обухова» Олег Михайлович Петруша, судно перевернулось из-за того, что центровка была серьезно нарушена. Топливные танки были пустыми (заправка планировалась на рейде, чтобы не увеличивать осадку при выходе из бухты), балласт тоже не был еще принят. На верхней палубе лежала тысяча тонн соли в мешках. Вахтенный помощник капитана обнаружил крен на правый борт и приказал спрямить судно перекачкой топлива. Затем судно накренилось на левый борт, швартовы лопнули и «Александр Обухов» в считанные минуты перевернулся возле причала, уткнувшись трубой и мачтами в грунт. Большинство рыбообработчиц на судне были недавно и еще не успели изучить внутренние переходы. А ведь были и провожающие и даже дети. И мало кому удалось выскочить из перевернутого и залитого водой судна в кромешной темноте через открытые иллюминаторы. По мнению Олега Михайловича, в тот день в 219 каютах погибло до 1200 человек, в их числе была и его жена.
Имеется и другая версия, рассказанная бывшим аварийным инспектором «Дальводрыбфлотинспекции» Василия Товбы, расследовавшим в 1982году причины гибели судна. За год до аварии «Александр Обухов» ремонтировался на Дальзаводе. Одним из объектов ремонта являлись трубы системы пожаротушения, протянутые по всему судну. По-видимому, работы не были доведены до конца и на участке трубы, расположенном в 4 трюме была установлена заглушка из материала, плохо противостоящего воздействию морской воды. Через некоторое время заглушка раскрылась, и насосы судна стали закачивать забортную воду в трюм. Таким образом, в трюме оказалось порядка 560 тонн воды. Плавбаза потеряла остойчивость и накренилась. Экипаж пытался выправить крен, но это не удалось, и «Обухов» стал черпать воду нижним рядом иллюминаторов. Судно резко опрокинулось и уперлось мачтами в грунт возле пирса. Глубина была относительно небольшой, и поэтому оно не опрокинулось полностью вверх килем. По словам В.Товбы погибло от 9 до 12 человек.»
Работы по подъему судна продолжались почти 9 месяцев. Водолазы извлекали из затопленных кают и коридоров тела погибших, заваривали и закрывали отверстия, герметизировали корпус, откачивали воду. По слухам, ходившим в городе, несколько водолазов были в то время осуждены за мародерство. Вообще во Владивостоке тогда ходило много разных слухов, только ленивый об этом не говорил.
Наконец «Александр Обухов» был поставлен на ровный киль, поднят и отбуксирован в Дальзавод. Восстановление его, после обследования комиссией, было признано нецелесообразным, судно отбуксировали на слом и разделали в 1986году. Капитан и второй механик получили тюремные сроки.
Так закончилась эта трагедия приморских рыбаков, о которой сейчас уже мало кто помнит. Что испытывали в тот момент люди, оказавшиеся в ловушке судовых коридоров и трапов, захлебываясь водой в кромешной тьме - одному Богу известно.
Однажды, в декабре 1982 года наш танкер «Илим» стоял на якоре у входа в Дарданелльский пролив, ожидая разрешения на проход Босфора. Было тепло, иллюминаторы были открыты, стояла хорошая, теплая средиземноморская ночь. Все спали, как вдруг волна ударила в левый борт, залив каюты. Ледяной душ накрыл меня в койке, крепко спящим. Это было ужасное пробуждение. Судно накренилось, волны уже перекатывались по танкерной палубе. И сразу начался шторм, якоря не держали на каменистом грунте, нас понесло на остров…Это было землетрясение с эпицентром в Эгейском море.
Но мы все же были опытными моряками, и это был далеко не первый наш шторм – экипаж находился в рейсе восемь месяцев. Уже через несколько минут все были на местах, заработал двигатель, и мы выстояли. Подняли якоря ,стали носом на волну и штормовали сутки.
А на «Обухове» люди еще не были сплававшимся экипажем в полном смысле этого слова. Они просто не успели. Да и не ожидали…
Я не люблю читать книги о морских катастрофах. Тяжело. Купил и ни разу не открывал толстые солидные книги о трагедии «Адмирала Нахимова» и «Титаника», изобилующие фотографиями и версиями. Отдал в библиотеку Морского университета - пусть курсанты учатся, им нужнее - их много чего еще ждет впереди..
На море всегда бывало и бывает много трагедий, самых разных. Не о всех пишут и далеко не о всех помнят. О трагедии «Обухова» упомянуто лишь в нескольких статьях Интернета и в книге «ТАСС уполномочен промолчать» (издательство «Вече»,2008г). И название судна окружено молчанием до сих пор. 4 мая 2012 года исполнится тридцать лет со дня этой человеческой трагедии - печальный юбилей.
В декабре 2011 вышла новая статья на эту тему (agemystery.ru>node/1821).Там более подробно проанализирована ситуация.