Правописание - правды искание

Татьяна Янтарная
Как-то однажды ехала в автобусе и увидела цирковую афишу, прикленную изнутри. А на афише рассказывалось о крокодилах, варанах, ядовитых жабах и ...петонах. Когда мои глаза несколько раз пробежались по "петонам", я невольно подумала, что, наверное, недалёк тот день, когда появятся и "едавитые" жабы... А как будут тогда различать ЕДАвитые и съЕДобные грибы, если в наименовании тех и других - "ЕДА"?
 
Но если поразмыслить, мы уже давно привыкли к словесной путанице всякого рода и, тем не менее, понимаем друг друга! И неточность написания слов с точки зрения их исторического развития нам никак не мешает общаться друг с другом! А таких слов-мутантов, которых могло не быть раньше, теперь много: будто - это от сочетания "будь то", вроде - "в роде", сегодня - "сего дня", потому что - "по тому, что", почему - "по чему", даже - "да же", чтобы - "что бы (быть? бысть?)", ежедневно - от "ежий день", поклониться - "по к лону ить (итти) ся (себя, то есть своей волей)", настоящее - "на стоящее", а прошлое - то что ушло - прошло, потому и прошлое, будущее - будет... притворяться - "притворять (=прикрывать) себя", то есть надевать личину... И много-много других подобных примеров...

А если и дальше углубляться в эту тему, то можно понять, что буквы в кириллице имеют причудливые названия неспроста, а когда-то каждая буковка несла свой смысл, была сама словом. Видимо, постепенно, века за веками, эти знаки, сливаясь вместе, порождали новый знак и новый смысл, и так появились постепенно слова в том виде, в каком мы их знаем нынче. Маленькие слова сращиваются вместе и становятся единым словом...

И на самом деле, когда нас в школе учили выделять в слове корень, приставку, окончание, суффикс, то нас учили разбирать слово-конгломерат, подобно матрёшке, чтобы обнаружить в нём много маленьких словечек (несколько маленьких смыслов), и каждое из этих маленьких словечек состоит, в свою очередь, из смысловых значков - букв, а каждая буква состоит из элементов, и со знакомства именно с этими элементами букв первоклашки учатся писать: палочки, петельки, закорючки... Жаль только, что уже, наверное, никто нам не сможет рассказать о смысловом содержании этих элементов, как, впрочем, уже не учат в школе смысл каждой буковки, а ведь это - первоосновы...

Но, с другой стороны, если бы мы каждое своё слово так анализировали, мы бы, наверное, перестали говорить. Потому что наши мысли всё больше ускоряются в наш быстрый век, и мы быстро облекаем свои мысли в слова, потому что торопимся высказать свою мысль, и слова торопятся, и мы их выталкиваем всё быстрее, говорим стремительно, и от этой невероятной скорости слова сливаются в единый поток - поток речи, где уже нет и не может быть независимых смысловых элементов, но есть единый поток знаков-звуков, выражающий наши мысли... Слова - лишь средство для выражения мысли, не более того...