Что особенного в американской школьной системе?

Гертруда Рыбакова
Все мы по-разному относимся к школе – но, думаю, большинство вспоминает школьные годы с любовью и благодарностью, ведь школа во многом определяет наш дальнейший жизненный путь. У нас  в России  день начала  учебного года стал официальным праздником – Днем знаний.  А как  учат детей в разных странах мира, чем школы за рубежом отличаются от наших, российских? Эти вопросы интересуют многих, особенно тех, у кого дети школьного возраста.

Общие сведения.

Я достаточно близко познакомилась с американским «всеобучем», поскольку  внук у меня по рождению американец, живет в Хьюстоне, штат Техас, и уже  через год оканчивает полный школьный  двенадцатилетний курс. В США нет единой общегосударственной системы образования. Каждый штат определяет свои стандарты обучения. И хотя нормативные документы издаются как федеральными властями, так и властями штатов, часто в школах, расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, но подчиняющихся разным школьным округам, программы могут отличаться. Руководство школами на местах осуществляют Советы образовательных округов, нечто вроде наших РОНО( районных отделов народного образования).   Среднее образование во всех штатах является обязательным, хотя есть некоторые отличия, в одних местах учатся с семи до девятнадцати лет, в других – с шести до восемнадцати, начальная школа может быть пятилетней  или четырехлетней. Дети ходят в государственные школы  - Рublic schools - по месту жительства, за  пределы  своего школьного округа можно определиться только в частные школы. Каждому ребенку, независимо от национальности, религии, пола, физического состояния, владения английским языком, гарантируется бесплатное полное среднее образование. Даже если вы приехали в США с ребенком школьного возраста по гостевой визе на 3-6 месяцев и привели его в ближайшую школу – его примут без проблем.

Система государственного школьного образования США является трехступенчатой и включает в себя начальную школу – Еlementary school, среднюю – Мiddle school и высшую – Нigh school. Иногда средняя и высшая объединяются под общим названием High school, но все равно подразделяются на две ступени – 6,7 и 8 классы – это Junior (младшая), a 9-12 классы – Senior (старшая) High school, с отдельно стоящими зданиями. Школьников здесь называют студентами– Student.

В начальных школах Хьюстона – Еlementary school – учатся с шести лет, с 1 по 5 классы. Есть еще подготовительный, или нулевой класс, который называют preschool. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведет один педагог, но часто есть еще помощник учителя. Иногда, особенно в 4-5 классе некоторые предметы ведут другие учителя. Численность учеников в классах в штате Техас не может быть больше 24 человек. Это правило распространяется на все школы. Количество Еlementary school намного больше, чем школ других ступеней, потому что они сравнительно небольшие по численности – 400-600 учеников, они есть почти в каждом жилом микрорайоне (комьюнити, нейборхуде).

В средних, Middle School,учатся три года, с 6 по 8 класс. В эту школу приходят дети 11-12 лет, выпускники нескольких начальных. Здесь уже уроки ведут учителя-предметники. В большинстве средних школ предлагается один и тот же набор обязательных предметов: английский язык, математика, естественные науки, общественные науки, физкультура. Но Советы разных школьных округов придерживаются различного мнения насчет того, какое количество академических часов нужно отводить на изучение этих предметов. Занятия физкультурой уже переходят на уровень спортивных команд, ученики выбирают какой-то один вид спорта: американский или европейский футбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику и т.д. Нет только занятий по силовым видам спорта, таким  как бокс  и разные виды борьбы.

Третья, завершающая,  ступень обучения, «высшая школа» – High school, 9-12 классы, скорей напоминает колледж, чем обычную нашу школу. В Хьюстоне это очень большие школы, иногда с численностью свыше 3000 студентов. В соседнем с нами новом жилом микрорайоне «Чистое озеро» – «Clear Lake» в школе 3500 учеников. Примерно столько же учащихся и в  ближайшей к нашей деревне  школе, она состоит из комплекса зданий, огромных парковок (многие старшеклассники сами ездят на машинах) и нескольких стадионов – целый студенческий городок.
Время начала и окончания учебного года, а также каникул, в разных школах не совпадает. Например,   позапрошлый учебный год  во многих школах  начался 18 августа, а прошлый - 24-го, в некоторых школах с середины недели, 13 августа. Никакого праздника, «Дня знаний», по поводу начала учебного года нет. За неделю до начала занятий школа оповещает всех родителей и приглашает на общее собрание. Оно проходит обычно в спортзале, все очень буднично, по-деловому. Директор знакомит с правилами поведения в школе и ответственности родителей. Каждому ученику или его родителям выдается листок с номером  личного шкафчика ученика – чтоб не ходить с рюкзаком по школе, надо все оставлять в шкафу, на урок берется только то, что нужно для этого предмета. Также выдается расписание уроков на первую неделю и перечень необходимых канцелярских и учебных принадлежностей.

Уроки в школах начинаются очень рано: в начальных в 8 утра, а в Middle и High school в 7-30, школьный автобус начинает собирать детей в 6-15 или в 6-30, в 7-00 их уже высаживают у школы. Учителя в это время все уже в классах, помогают разобраться с материалом, если ученик что-то не усвоил на предыдущем уроке и подойдет за помощью. Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Для слабо успевающих по одному или двум предметам  назначаются летние школы «Summer school», на 3 недели, по результатам занятий  в  них сдается тест. И уже Совет округа решает, перевести ученика в следующий класс или оставить на второй год.

Директоров, учителей и помощников учителя нанимает администрация образовательного округа, отчитывающаяся перед Советом, в состав которого входят и родители учащихся. Профессия учителя в США весьма престижна и уважаема. Устроиться на службу в школу гораздо сложнее, чем в университет. В стране существует многоступенчатая (до 24 разрядов) система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и стажа.
Зарплата начинающего молодого учителя, со степенью бакалавра, в разных штатах колеблется от $30 до $35 тысяч в год, а опытного, со стажем, со степенью магистра или доктора (PHD) около $ 60 тысяч. Существует система поощрительных бонусов по итогам года, за проведение различных конкурсов, олимпиад, мероприятий и т.п. Главное же преимущество в очень высоком уровне социальной защиты педагога, в медицинской страховке и пенсии, которые оплачивает государство. Поэтому среднестатистический американский учитель живет в собственном доме, имеет хорошую машину и может позволить себе отдых на курортах. Директора школ получают примерно в два раза больше, в зависимости от типа школы и численности учащихся. Оплачиваемый отпуск – 20 рабочих дней – предоставляется только директору школы. Педагоги имеют отпуск на все время летних каникул, но неоплачиваемый. И в течение учебного года учителя могут получить 10 оплачиваемых дней по больничному листу. Во время летних каникул учителя могут повышать свой профессиональный и образовательный уровень. К большому сожалению в последнее время в школах проходят большие сокращения количества учителей, что несомненно приведет к снижению качества обучения и увеличению количества учеников в классах.

Как и в наших школах, учителя в США пишут поурочные планы – они обязательны, и раз в четыре недели сдаются на проверку. Раз в месяц проводятся официальные совещания директора и всех педагогов школы – как у нас педсоветы, и раз в месяц директор встречается с каждым педагогом индивидуально для беседы по разным вопросам. Весь учебный год делится на два семестра и разбит на шестинедельные периоды. В конце такого периода выставляются баллы по каждому учебному предмету, (в Техасе 100-бальная система оценок) и листки с оценками высылаются родителям. Там же учитель отмечает, какие изменения есть в учебе – улучшение или ухудшение.

Материальное обеспечение.

 В государственных школах США, Рublic schools, обучается примерно 88% школьников. Они финансируются за счёт федеральных, штатных и муниципальных бюджетов. На цели образования  государство ежегодно тратит 7,5 % ВВП, обучение одного школьника обходится примерно в $8500.

12% детей учатся в частных школах, материальная база которых формируется за счёт родительских взносов, различных фондов и пожертвований. Четыре из пяти частных школ имеют религиозную направленность, находятся в ведении какой-либо церкви (католической, протестантской, баптистской), синагоги или мечети. В этих школах, помимо общих предметов, изучаются основы религии. Плата за обучение в школах с «религиозным уклоном» ниже, чем в других частных школах, дисциплина строже, и многие родители считают, что качество обучения там выше, чем в рublic schools. В большинстве частных школ установлена единая форма одежды для учеников. В этих школах больше внимания уделяется эстетическому воспитанию,  создаются театральные, музыкальные коллективы, больше проводится разного рода экскурсий,

Стоимость обучения в разных частных школах 12-13 тысяч долларов за год, а может превышать и $30 тысяч.  Семья моих знакомых за учебу двух  детей в частной школе и платит 29 тысяч – 13000 за 1 класс и 16000 за 5-й. Но помимо этой платы, много бывает и дополнительных расходов на всякого рода мероприятия. Так что хорошее образование стоит не дешево. Школы в США не имеют номеров, а называются либо по месту расположения, либо носят имена известных людей, иногда это имя человека, основавшего школу или спонсирующего ее, например, Сinco Ranch High School, или Barbara Jordan Elementary school.

Учебно-материальная база школ в Хьюстоне вызывает восхищение. Прекрасно оборудованные кабинеты естественных наук с лабораториями, где ученики выполняют разнообразные работы по химии, биологии, физике, и т.п. В классах с одноместными партами-столами есть телевизор и компьютер. В компьютерных классах – скоростной интернет. Удивляет огромное количество множительной техники, так как практически все задания ученикам учителя выдают в распечатанном на принтере виде. Есть классы для уроков музыки, для занятий танцами, театральные студии, для творческих работ по прикладному искусству, библиотеки. Практически во всех школах есть ученические оркестры, музыкальные группы и хоры, драматические студии, выступающие перед широкой аудиторией. Каждая школа имеет спортивные залы, иногда несколько – отдельно для гимнастики, для групповых игр с мячом, во многих школах есть плавательные бассейны и даже тренажерные залы. И конечно, большие пришкольные территории с игровыми площадками для младших детей, со стадионами, где есть баскетбольные, волейбольные и теннисные площадки, так как спорт в американских школах – одна из главных дисциплин.

Как-то в одной из телепередач, по-моему, на НТВ, в ответ на вопрос: «Какой бы вы хотели видеть нашу Российскую школу?» один из участников передачи сказал, что желал бы ей иметь уровень обучения как в Великобритании, материальное обеспечение как в США, а учителей таких, какие были во времена СССР». Конечно, на уровень знаний влияет не только материальное обеспечение, но, согласитесь, учителям легче работать, а детям учиться в классах малой наполняемости, с хорошим оборудованием и наглядными пособиями.
Что касается питания школьников, то оно организовано намного хуже, чем у нас. В младших, да и средних классах, многие дети приносят с собой ленч в коробочках. Столовые, а правильнее сказать буфеты, в школах есть, но еду там не готовят, привозят готовую, потом разогревают. Выбор еды очень однообразный, и цены намного выше, чем в кафе за пределами школы. Обычно это 2-3 вида, например – кусок пиццы, или сандвич с курицей, или рыбные палочки, или куриные нагетсы. И в мелкой расфасовке печенье, крекеры, шоколадки.  И напиток, чаще всего холодный чай (iced tea), либо вода в бутылочках. Все сладкие газированные напитки типа пепси и кока-колы  в школах запрещены, как вредные для здоровья.  Оплата  в буфете идет через компьютерное устройство с индивидуального счета ученика. Родители каждый месяц переводят определенную сумму на счет ребенка, где кроме имени указан класс и идентификационный номер. Можно, конечно, расплатиться и наличными.

Внук сейчас учится в 11 классе High school. Ежедневный ленч ему обходится в 5-6 долларов, но он при этом остается полуголодным, так как на эту сумму он берет два кусочка пиццы и напиток, либо сандвич и чай. Говорит нам с возмущением: «Почему так в школе все дорого? Мы берем в пиццерии большую пиццу за 5-50, там 8 кусков, в школу привозят такую же, но продают уже по $ 1,75 за кусок!» А сын при этом вспоминает, как вкусно готовили в  советской школьной столовой , когда  он учился, и полный обед стоил всего 35 копеек!

Учебники и тетради.

Что меня очень удивляет в американских школах – это учебники, точнее их размеры, и отсутствие нормальных тетрадей.   Учебники настолько огромные и тяжелые, что их на каждого ученика имеется два экземпляра, одним пользуются в классе, а другой выдают для дома. Представьте себе том Большой Советской Энциклопедии, или любой большой энциклопедический словарь, – так вот, школьные учебники у американских школьников больше по размерам, а главное, за счет того, что они напечатаны на плотной бумаге, и в твердом переплете, вес одной книги превышает 2 кг, а некоторые и 3 кг весят (я взвешивала!). Попробуйте носить их в рюкзаке ежедневно! Учебники выдает школьная библиотека бесплатно, на обложке (как было и у нас раньше) наклеена табличка, куда каждый год записывается имя ученика – пользователя книги. В конце учебного года книги сдаются, если она окажется в плохом состоянии, придется оплатить стоимость учебника. Кстати сказать,  в учебнике Всемирной истории у внука он уже шестой пользователь, но книга в прекрасном состоянии.
 
В начальной школе, по крайней мере, до 3 класса, дома дети  практически не пользуются учебниками.  Все домашние задания они получают либо на листочках в распечатанном на принтере виде, либо в рабочих тетрадях. Тетради эти большого формата, как журналы, а в большинстве заданий, особенно в младших классах, надо только поставить галочку у правильного ответа, как в тесте. И никто не требует аккуратного выполнения заданий. Кто-то листки складывает в папку, а кто после проверки учителем, скомкав, засовывает в свой рюкзак, потом выбрасывает. Вплоть до старших классов всем разрешено писать карандашами, авторучками никто не пишет. Во многих школах не требуют и не учат писать курсивом, только печатными буквами.

Дисциплина и порядок.

Школьники, как и во всем мире, не идеальны, и могут нарушать дисциплину, правила поведения. Но в США родители, определяя ребенка в школу, подписывают документ, в котором ясно прописано, как должен себя вести ученик, какие меры воздействия могут быть приняты, и что за поведение ребенка в ответе родители.

Здесь учителя не занимаются дисциплиной. Для этого есть офис – канцелярия, где постоянно работают 2-3 дежурных администратора. Все данные на каждого ученика в компьютере. Ни одному ученику не придет в голову оспаривать с учителем отметку, как это нередко бывает в нашей школе, или объяснять, что «я сделал домашнее задание, да дома его позабыл...». Нет работы – ноль баллов. И все. На уроке могут не слушать, дремать, тихонько переговариваться, но грубить учителю, спорить с ним никто не смеет. В школе запрещено включать сотовый телефон. И если возникли малейшие нарушения дисциплины, зазвонил телефон, кто-то кого-то стукнул (не дай Бог!), обругал – учитель отправляет нарушителя в офис. Дальше уже с ним разбираются администратор или кто-то из руководства. В школе с младших классов поощряется доносительство – дети сообщают учителю о всех нарушениях своих соучеников, это не считается плохим тоном. Это потом переходит и во взрослую жизнь – сообщить на соседа  соответствующим органам, если видите, что у него что-то не так, например, купил дорогую машину, а сам не работает, или не убирает свой передний двор как полагается – нормальное явление. Бдительность вполне в духе сталинского времени.

Есть и система наказаний  учащихся. За пару мелких прегрешений могут отправить в «штрафной класс» – лишив на два-три дня права присутствовать на уроках. Ученик находится в школе, сидит в отдельном «штрафном» классе, не имеет права выйти без ведома дежурного учителя, и самостоятельно выполняет данные ему задания. Старших учеников могут лишить обеда. В случае грубых нарушений дисциплины, или часто повторяющихся, могут исключить из школы на одну-две недели, и никого не волнует, как потом он будет наверстывать пропущенное. В High school объем материала по каждому предмету считается в кредитных часах, как в вузах. Если за семестр не добрал часов – неважно, по болезни или по другой причине, придется ходить в летнюю школу, ( Sammer school)  три недели, либо по вечерам заниматься данным предметом в течение двух месяцев три раза в неделю.   Занятия эти оплачиваются родителями. Обычно за три недели  Sammer school плата составляет 200 долларов, а вечерние занятия во время учебного семестра дешевле – 100-150 долларов. Иногда  в летнее время приходится ездить в другую школу, так  как отстающих учеников  собирают со всего школьного округа.

Злостных нарушителей могут перевести в специальную школу. Иногда дело доходит и до полиции. Был такой случай с сыном наших знакомых, учеником 7 класса. Не знаю, что его толкнуло на такой поступок, то ли хотел самоутвердиться среди одноклассников, то ли с кем поспорил, но во время перемены он накрутил в туалете туалетной бумаги и поджег. И быстро погасил, но кто-то  из  « товарищей» успел сообщить в офис. Тут же вызвали полицию, завели дело. Родителей вызвали к судье – было два варианта: либо заплатить штраф 280 долларов, либо парню две недели отработать после уроков – например – подметать улицу у школы, собирать мусор, подстригать траву на газоне. Родители предпочли заплатить штраф, хотя, на мой взгляд, пусть бы помахал метлой. А если школьник попал однажды на заметку в полиции, то запись эта сохраняется в его личном деле 5 лет!

Не подумайте, что школьники все паиньки, не дерутся, не курят и т.д. Но только не в школе, всё за ее территорией. Внук недавно рассказал, что два мальчишки начали драться в школьном дворе, подбежали старшеклассники и велели быстренько удалиться за пределы, иначе неприятностей не оберешься. Драки не редкость, тем более, что почти половина учеников с горячей мексиканской кровью, но ходят драться-бороться подальше от школы. Не секрет, что большой проблемой является в США употребление подростками наркотиков, в средних школах регулярно проводятся проверки учеников, если есть подозрения... но это уже тема не моей статьи.

 Теперь подробнее о  каждой  ступени школ.

Начальная школа.

В первый класс дети приходят после подготовительного, уже знающими буквы и цифры. Набор предметов в начальной школе чем-то похож на наш: изучают родной язык – чтение и письмо, математику, основы наук – Science, примерно, как наше природоведение, рисование, музыку и физкультуру. В некоторых школах есть уроки компьютерной грамотности. Уроков литературы или чтения, как у нас, нет. В классе стоят на полке разные небольшие книжки, учительница говорит – кто хочет, пусть берет и читает. Стихов наизусть учить не задают. Чистописания в большинстве Public school тоже нет, пишут все время карандашом и печатными буквами. Никто не обращает внимания на почерк и опрятность выполненной работы. И обычных тетрадей тоже нет, о чем я уже упоминала. Все домашние задания учитель дает распечатанными на листках 4 формата.  Меня такой метод обучения удивляет – зачем переводить столько бумаги, если все можно задать по учебнику?
  Объём математических знаний сильно отстает по уровню от наших школ, таблицу умножения учат только в 3 классе. Зато есть задания по заучиванию наизусть правильного написания слов – они называют это «спеллинг» (spelling bee), т.е. надо быстро произнести слово по буквам, или записать, когда его так произносит учитель.

На уроках «науки» детям задают часто самостоятельно приготовить какой-нибудь «проект»: оформить на большом листе ватмана короткий рассказ с рисунками, картинками и потом на уроке рассказать. Темы могут быть о Солнечной системе, звездах, животных, о профессиях, и т.д. В отдельные дни, примерно раз в неделю, ученикам 1-3 классов разрешают приносить с собой одну любимую игрушку, о ней тоже надо рассказать на уроке. Вообще, достаточно много внимания уделяют тому, чтоб ребенок преодолел стеснительность и научился выступать перед классом. В начальной школе часто проводятся дни здоровья, устраиваются соревнования на школьном стадионе, и много проводится экскурсий в музеи, зоопарк, в пригороды. В конце учебного года проводятся тесты, и по их результатам некоторых детей могут перевести в класс для особо одаренных, с усиленным преподаванием одного или другого предмета.

Года три назад я несколько месяцев помогала одной молодой маме из Петербурга присматривать за сыном, который тогда учился в 3 классе. Мама уходила на работу очень рано, и я отводила его в школу, а после уроков встречала в вестибюле школы, потому что в начальную школу дети не могут сами ходить без сопровождения взрослых, особенно в 1-4 классе. Родители должны поставить в известность администрацию, каким образом ребенка будут доставлять в школу. Если расстояние от дома больше мили, то детей собирает и возит школьный автобус. Могут привозить сами родители или сопровождающие. Но администрация должна знать лично человека, который водит школьника, поэтому меня сразу представили, записали мои данные. Ученики 5 класса могут сами приезжать на велосипеде, если дом близко от школы. Для велосипедов оборудованы специальные места.

В начальной школе родители принимают очень активное участие в проведении различных внеклассных мероприятий. Мне пришлось несколько раз присутствовать  на таких  мероприятиях. Очень интересно проходил фестиваль в конце  февраля, уж не помню, чему посвященный. Проходил он в субботу. На школьном дворе был установлен городок развлечений с надувными аттракционами, продавали на лотках различные сладости, на огромном гриле жарили сосиски и готовили хот-доги, проводились конкурсы, соревнования. Играла музыка.. Удивила коммерческая направленность мероприятия – все было платным. Дети при входе покупали талончики по 20 центов каждый на некоторую сумму – сколько у ребенка было наличных денег.  Потом этими талончиками расплачивались и за аттракционы, и за сладости, за напитки  и т.п. Например – попрыгать на батуте стоило 5 талончиков, пострелять в тире – 4, напиток стоил тоже определенное  количество талонов. А в большом зале была развернута  выставка-продажа детских работ – тут и фартуки, прихватки, вышитые салфеточки, аппликации, рисунки, расписанные детьми тарелки и горшки для цветов, рамочки для фото. Большинство детей было  с папой и мамой,  так  что родителей было не меньше, чем детей, и всем было весело и радостно.

Средняя школа  - Middle school.

В Middle school,  c 6 по 8 классы, обязательными остаются все те же предметы, что и начальной школе. Математика усложняется, но не разделяется на алгебру и геометрию, как в  нашей школе,  это примерно уровень 4-6 класса. Я смотрела тест для выпускного, 8 класса Middle school – дробные числа, возведение в степень, система координат, площади фигур. Нет таких предметов, как физика, химия, ботаника-зоология, география, и уж тем более черчения. Есть предмет «наука»(science), который преподает один педагог – в одном учебнике общие сведения по физике, химии, ботанике и зоологии. Добавляется, как общественная наука, история США, с элементами географии.   Это основные предметы. Ученики, которые хорошо успевают по всем  этим предметам, могут выбрать себе дополнительно   иностранный язык, театр, игру на музыкальных инструментах, пение и т.д.   Благодаря этому практически каждая школа имеет свой духовой оркестр и хор, они выступают и на школьных, и городских мероприятиях, например, во время матчей на стадионах.   В большинстве   средних  школ есть  специальные классы для одаренных детей – gifted and talented, обучающихся по усложненной программе.

High School – старшая ступень средней школы.

Последняя ступень американского обязательного образования – High School – это один из самых главных и ответственных моментов в жизни американских школьников, где происходит окончательный процесс формирования личности. Учащиеся, или как здесь их называют, студенты, имеют право выбора предметов, которые им нужны будут в дальнейшей учебе, но при этом есть определенный минимум, обязательный для каждого.  Учет объема по предметам идет в кредитных часах, как в колледже.  Есть специализированные High School, например – школа искусств или школа с математическим уклоном, куда претенденты принимаются после соответствующих экзаменов, вне зависимости от места жительства.
 
High School, конечно, бывают тоже разные, одни лучше, другие хуже. Иногда родители меняют место жительства, чтоб устроить своего ребенка в хорошую школу.
Моему внуку повезло, он живет в районе с очень хорошей школой – Cinco Ranch High School,  которая занимает 3 место в рейтинге школ большого Хьюстона, и входит с число лучших школ Техаса и США. Территориально это школьный образовательный округ Кети (Katy Independent School District). Katy – город-спутник Хьюстона, престижный район, населенный преимущественно служащими нефтяных компаний, т.е средний класс довольно высокого уровня. Что High school здесь очень большие, это видно из таких данных: в округе Кети 38 начальных школ, 16 средних – Middle, и только 6 High school.

Cinco Ranch High School была построена и открыта в 1999 году. Строительство ее обошлось в 37,5 миллионов долларов. Школа просто огромна, площадь всех ее зданий составляет 433 000 квадратных футов или 40 200 квадратных метров. Сейчас в ней учится 3066 студентов, в том числе 70% – белые,13 %– выходцы из азиатско-тихоокеанского региона, 12% испаноговорящие и 5% афроамериканцы (данные с сайта школы).

Школьный стадион не уступит лучшим городским стадионам. Есть крытый бассейн на 6 дорожек по 25 метров, прекрасные тренажерные залы. Кстати сказать, во время каникул, даже летних, в тренажерный зал можно приходить ученикам в любое время в течение дня для самостоятельных тренировок.  Вход в школу по специальным  индивидуальным магнитным карточкам. Посторонний человек войти просто так не может. Если идут родители на беседу с учителями, то надо предварительно договориться и получить соответствующее разрешение в канцелярии. У школы огромные парковки для автомашин, так как почти половина учеников 11-12 классов приезжает на своих автомобилях.
Я уж не говорю об оснащении кабинетов и компьютеризации школы! Помимо учебных классов и кабинетов в школе есть большая библиотека, музыкальная студия, танцевальный класс, помещения для репетиций оркестров – их несколько, свой небольшой театр. Школа имеет несколько своих сайтов в интернете. Практически все учителя основных предметов также имеют свои сайты. Родители и студенты могут там найти информацию и задания по предмету,  если что-то осталось неясным на уроке, или пропущены занятия, а также вопросы для подготовки к очередному тесту.

Объём предметов на курс High school такой: 3 года изучаются естественные науки, в том числе – год химия, год биология и год физика. 3 года математика: первый год алгебра, потом геометрия, третий год опять алгебра – введение в анализ и математический анализ. И желающие могут в 12 классе взять стереометрию и тригонометрию. 4 года изучается литература, и 4 года социальные науки: всемирная география, всемирная история, государственное устройство США, основы демократии; и 2 года физкультура в любой школьной команде. На учебный год выбираются 6 обязательных предметов, у студентов на одной параллели они могут отличаться. И классных коллективов, как в нашей школе там нет. На математике один состав учеников, на истории другой, на  уроках иностранного языка - третий.  И классных руководителей тоже нет. Есть учитель,его называют chancellor -канцелер, отвечающий за всю параллель, что-то вроде нашего завуча, к нему обращаются по всем возникающим вопросам, он беседует в случае необходимости с родителями. 

В 9 классе  у внука был такой набор предметов: американская литература, физика и введение в химию, алгебра, всемирная география, испанский язык , физкультура (плавание). В 10 классе  он изучал  литературу, геометрию, биологию, всемирную историю, компьютер (первый семестр), испанский язык, и интересный предмет «Здоровье человека». От физкультуры на тот год решил отказаться,  плавание надоело, ничего другого не выбрал,  решил, что доберет эти часы в 11 или 12 классе.  Во втором семестре  вместо компьютерной грамотности он взял себе предмет «ораторское искусство», они называют «speech». В 11 классе вместо всемирной истории идет история США, с подробным рассмотрением Второй Мировой войны.   Вместо испанского внук взял вторым языком немецкий.    И, как следовало ожидать, ни испанского, ни немецкого толком не выучил – иностранные языки учат так же плохо,  как и в наших школах. Очень интересный предмет у них в 11 классе – Акватик саенс – что-то  типа биологии по водным организмам.  Проверка знаний ведется по  письменным опросам – квизам – quiz и тестам, устных ответов  у доски, как в наших школах,  нет совсем.  Иногда учителя дают задание подготовить что-то вроде реферата, небольшого письменного задания  с иллюстрациями, распечатанного на компьютере. Пользы от такой работы, учитывая повсеместное использование интернета, никакой.
Система оценок 100-бальная, но при этом имеет еще буквенное обозначение: «А» – 100 – 90 баллов, «В» – 90 – 80 баллов, «С» – 80 – 70, «D» – 70 – 60, а ниже – ученик не аттестован.
По завершении изучения каждого предмета все студенты проходят тестирование, которое проверяется компьютером, и компьютер выставляет оценку. Также учитываются посещаемость и заработанные оценки во время изучения курса, так что когда есть много пропусков, и ученик не добирает определенное количество баллов, то вынужден будет либо заниматься летом, либо заново проходить этот же курс в следующем учебном году.

В школе уделяется большое внимание различным внеклассным мероприятиям, студенты принимают активное участие не только в спорте, но в различных клубах по интересам, в кружках, в школьном совете. Примерно раз в месяц устраиваются разного рода концерты, спектакли школьных самодеятельных коллективов. Однажды я была на спектакле  - мюзикле, где участвовало около 70 учеников разных классов, посещающих театральную студию и школьный хор. Спектакль удался на славу, и чувствовалось, что педагоги вложили много труда, чтобы организовать такое мероприятие.
Многие учащиеся старших классов   совмещают  учебу в школе с работой - устраиваются на 2-3 часа в день,  по вечерам или  по выходным дням в «Макдональдс»,  в разного рода пиццерии, в магазины на раскладку товаров,  нянями. Так что, в большинстве своем, выпускники High school обычно уже хорошо подготовлены к взрослой жизни.