Система образования в Древнем Египте

Элинар Мифоградский
              Великой Богине,
              Матери Мира,
              прекрасной Богине из Богинь,
              Владычице ИСИДЕ,
              посвящается...



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Особенности  культуры, религии и науки Древнеегипетской Цивилизации
1.1. Определение основных понятий
1.2. Исторический обзор и религиозная культура Древнего Египта
1.3. Древнеегипетский язык и письменность, система счисления и математика, литература Древнего Египта

Глава II. Воспитание и образование в Древнем Египте
2.1. Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте
2.2. Система образования в Древнем Египте
2.3. Интерпретация основных понятий применительно к Цивилизации Древнего Египта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Не смотря на то, что Египетская Цивилизация давным-давно прекратила свое существование, ее культурное наследие оказало огромное влияние на формирование будущих цивилизаций. Любые аспекты истории, культуры и религии Древнего Египта имеют огромное значение до сих пор, ведь мы имеем дело с цивилизацией прошедший весь путь: от самого зарождения до заката, то есть мы можем рассмотреть все эти аспекты от их предпосылок и зарождения до упадка и исчезновения вместе с цивилизацией. Так же можно и рассмотреть воспитание и образование в Древнем Египте. От его первобытных форм передачи семейного опыта и формировании начал нацеленного обучения (с появлением городов-государств и письменности) до системы образования, созданной государством, для обеспечения своего материального и духовного существования.

Задачей данного исследования мы видим формирование представлений об образовании и воспитании в Древнем Египте в рамках педагогики и истории образования.

Проблема: каким было воспитание и отношение к детям, и как сформировалась система образования в Древнем Египте?

Цель - рассмотреть структуру системы образования в Древнем Египте и раскрыть ее особенности (преимущественно в эпоху Нового Царства).

Объект исследования - культура и религия Цивилизации Древнего Египта.

Предмет исследования - воспитание и образование в системе образования в Цивилизации Древнего Египта (преимущественно в эпоху Нового Царства).

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что в процессе развития Цивилизации Древнего Египта сформировалась и существовала многоступенчатая разветвленная система образовательных учреждений, обеспечивающие государство и религиозный аппарат специалистами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение понятиям воспитание, обучение, образование и система образования с позиций философии и педагогики.
- Описать хронологические рамки существования Древнеегипетской Цивилизации и особенности ее культуры и религии.
- Охарактеризовать особенности языка и письменности, системы счисления и математики и литературы.
- Рассмотреть и раскрыть особенности воспитания и отношения к  детям и их обучения в Древнем Египте.
- Охарактеризовать систему образования в Древнем Египте.
- Проинтерпретировать понятия воспитание, обучение, образование и система образования применительно к Цивилизации Древнего Египта.

Методы исследования:
- Изучение исторической и педагогической литературы по проблеме исследования для уточнения ключевых понятий и выявления системы образования в Древнем Египте.
- Теоретический анализ.
- Сравнительный анализ.



Глава I.
Особенности  культуры, религии и науки Древнеегипетской Цивилизации

1.1. Определение основных понятий

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной нами темы данной работы следует обозначить основные педагогические понятия с которыми нам предстоит работать. Это будут понятия: воспитание, обучение, образование и система образования. Мы попытаемся раскрыть их с общих позиций философии и педагогики.

Начать следует с определения воспитания — это воздействие общества на развивающегося человека. Воспитание сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: семьей, общественными организациями, средствами культуры и религии, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [5, 39-40, 13].

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями [5, 212; 13].

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Образование можно определить как процесс сохранения культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры, мышления и деятельности, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека (процесс создания и реализации системы представлений индивида о культурном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в этом пространстве). Условие осуществления такого процесса - реализация человеком своего выбора. С другой стороны, традиционно под образованием понимается процесс взаимодействия: учителя и ученика, образующихся субъектов (педагогов и ребенка), взрослых и детей, - т. е. технологически простроенная деятельность. Ее важнейшими задачами и должны быть создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса [5,207; 13].

Система образования — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями [5, 309].

Все эти пронятия взаимосвязанны, воспитание является основой обучения, обучение вместе с воспитанием сотавляют образованность человека, а все вместе они образуют систему образования. О которой и пойдет речь в нашей работе. Но только касательно Древнего Египта. В самом конце работы мы вернемся к этим понятиям и попробуем разобрать их с позиции как современного иследователя, так и древнего египтянина.


1.2. Исторический обзор и религиозная культура Древнего Египта

Прежде чем перейти к рассмотрению системы образования в Древнем Египте следует очертить временные рамки существования цивилизации и описать ключевые особенности культуры и религии, оказавшие непосредственное влияние на формирование системы образования.

Период существования цивилизации Древнего Египта, как единой нации со своей культурой и религией охватывает приблезительно три - четыре тысячелетия. Это период примерно с рубежа IV - III тысячелетия до н. э., вплоть до III века н. э., египетская культура и религия растворилась вначале в христианстве, затем мусульманстве [1, 567-571]. За этот огромный период существоания Египетская Цивилизация прощла огрмный путь от зарождения единой национальной культуры, появления письменности, это время образования первых городов-государств (номов) и их последующего объединения в единое государство (Древнее Царство), влияния на него оказал неднократднакратный зават иноземными народами (переходные периоды), последующий расцвет империи в Новом Царстве – «Золотой Век» (XVI – XI вв. до н. э.), вплоть до упадка, Реставрации и заката [3, 14-27; 10, 5-6].

Нас в особенности будет интересовать период Нового Царства (1580 – 1090 гг. до н. э.), период в который Египет становаится империей, протяженностью от VI порога Нила и страны Пунт вплоть до севера Палестины и западных границ Месопатамии (см. «Приложение 1»). От этого приода сохранилось вликое множество исторических и культурных памятников, и по их многообразию мы можем судить о степни развития страны и культуры как в целом так и в отдельных аспектах [1, 54-62, 223-474]. Так мы и поступим. Прежде всего следует рассмотреть достяжения культуры, религии и искуства, а потом уже рассмотреть суму систему образования в Древнем Египте.

Религия Древнего Египта была политеистической (многобожие) и ее влияние на развитие культуры было огромно. Ее особенностью было не само многобожие, а  представление о двух мирах: мира живых - временое существование и мира мертвых – достяжение бессмертия и вечного блажентва в мире мертвых посредвом умирания в мире живых. Именно на это была нацеленна религия Древного Египта. Соответственно в этом ключе развивалась культура и социальная жизнь древних египтян [7; 9].

Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д [7].

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны [7].


1.3. Древнеегипетский язык и письменность, система счисления и математика, литература Древнего Египта

Древнеегипетский язык и письменность

Теперь следует обратиться к древнеегипетскому языку. Он является отдельной ветвью афразийской языковой семьи. Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э [6]. Письменность — на основе иероглифики.
Сами египтяне называли свою письменность «Буквы Слова Бога» [14]. По их представлениям, письмо находилось под особым покровительством бога Тота, существовала и богиня письма Сешат.

На рубеже Раннего и Древнего царств (III тысячелетие до н. э.) окончательно оформилось  иероглифическое письмо, которое впоследствии стало священным и использовалось вплоть до прихода христианства в Египет (II век н. э.). Иероглифы могли записываться  и читаться  справа на лево, и слева на право и сверху вниз. Иероглифы могли одновременно обозначать сам предмет, букву, образ или идею чего-то. Это обеспечивало взаимозаменяемость иероглифов и разнообразие стилей и характеров текстов, но создавало трудности в виде огромного количества иероглифов (около 700 – 1000) и еще большего количества комбинаций для построения конкретных фраз (многие тысячи) [1, 32-38].

Примерно в начале Среднего Царства появляется новый тип письма иератический, образовавшийся в процессе упрощения иероглифов, теперь символы в основном обозначали конкретные буквы, которым присваивались соответствующие звуки из современной речи. Он служил для скорописи и повседневных документов, в отличие от уже «устаревших» иероглифов он шел в ногу со временем и изменялся вслед за устным языком (XXII — VIII вв. до н. э.). Иероглифы теперь использовались только для ритуальных (священных) текстов и официальных государственных документов [1, 32-38; 6; 14].

В более поздние периоды иератическое письмо сменяет демотическое (VIII в. до н. э. — V в. н. э.). Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке) [1, 32-38; 6; 14].


Система счисления и математика

Древнейшие древнеегипетские математические тексты относятся к началу II тысячелетия до н. э. Математика тогда использовалась в астрономии, мореплавании, землемерии, при строительстве зданий, плотин, каналов и военных укреплений. Денежных расчётов, как и самих денег, в Египте не было. Математика была развита лучше, чем можно представить, исходя из дошедших до нас документов — известно, что греческие математики учились у египтян [2].

Основные сохранившиеся источники: папирус Ахмеса или папирус Ринда (84 математические задачи) и московский математический папирус (25 задач), оба из Среднего Царства (XXI – XVII вв. до н. э.). Авторы текста неизвестны. В них полностью отсутствуют какие бы то ни было объяснения или доказательства. Искомый результат либо даётся прямо, либо приводится краткий алгоритм его вычисления [4].

Такой способ изложения, типичный для науки стран древнего Востока, наводит на мысль о том, что математика там развивалась путём индуктивных обобщений и гениальных догадок, не образующих никакой общей теории. Тем не менее, в папирусах есть целый ряд свидетельств того, что математика в Древнем Египте тех лет имела или, по крайней мере, начинала приобретать теоретический характер. Так, египетские математики знали дроби, умели извлекать корни и возводить в степень, решать уравнения, были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией и даже владели зачатками алгебры: при решении уравнений специальный иероглиф «куча» обозначал неизвестное [2; 4].

Древнеегипетская система счисления была непозиционной. Цифрами являлись иероглифические символы; они обозначали числа 1, 10, 100 и т. д. до миллиона [10, 275-229].

Числа, не кратные 10, записывались путем повторения этих цифр. Каждая цифра могла повторяться от одного до 9 раз.

Фиксированного направления записи чисел не существовало: они могли записываться справа налево или слева направо и даже вертикально [14].
 
Умножение египтяне производили с помощью сочетания удвоений и сложений. Деление заключалось в подборе делителя, то есть как действие, обратное умножению.
Египтяне использовали систему разложения наименьшего множителя на кратные числа, сумма которых составляла бы исходное число [11, 275-229].

В области геометрии египтяне знали точные формулы для площади прямоугольника, треугольника, трапеции и сферы, могли высчитывать объемы параллелепипеда, цилиндра и пирамид [16].


Литература Древнего Египта

Египетская литература в письменном виде оформилась при IX династии (Первый переходный период приблизительно XXII в. до н. э.), но на самом деле она восходит к древним мифам, легендам, сказаниям, религиозным текстам, песням и сказкам. Они передавались из поколения в поколение, как в устной, так и в письменной форме. Например, литература Древнего Царства представлена религиозными текстами («Тексты Пирамид», впоследствии вошли в «Книгу мертвых» [17]) и устными приданиями (мифы и легенды) [8, 500-501].

От периода Среднего Царства до современности дошло несколько крупных произведений («Повесть о Сенухе», «Повесть о красноречивом крестьянине», «Остров волшебства» и прочие). Эти истории содержат сильный элемент фантазии. В этот же самый период появляется новая религиозная литература на саркофагах, стенах храмов, гробниц и папирусах, хорошо распространяются эзотерические формулы и заклинания позволяющие достичь бессмертия в загробном мире, формируется основа «Книги мертвых» [17]. В это же время появляются собрания пословиц и мудрых изречений. От этой же эпохи дошло несколько поэм, а так же собрание гимнов в честь фараона Сенусерта III (1878 – 1841 гг. до н. э.). В общем, литературные памятники Среднего Царства свидетельствуют о весьма широком разнообразии литературы – повествовательной, лирической и дидактической [8, 500-501].

Литература Нового Царства более реалистична по тону, и порой она выражает жестокие реалии земного бытия. Основные произведения: «История обреченного принца», «Повесть о двух братьях», «Повесть о правде и лжи», «Повесть о Горе и Сете» [8, 500-501]. От этого периода также дошли поэтические произведения в виде гимнов фараона Эхнатона солнечному богу Атону [3, 348-388], на этот же период пришелся пик развития любовной лирики и различных официальных стихов и гимнов богам. В эпоху Нового Царство окончательно сформировалась «Книга мертвых», став блестящим памятником религиозной литературы [17].

Гимн «Великолепие Атона»:

Твой восход прекрасен на горизонте,
О живой Атон, зачинатель жизни!
Когда ты поднимаешься на восточном горизонте,
Ты наполняешь каждую страну своею красотою,
Ибо ты прекрасен, велик, блестящ высоко над землею,
Твои лучи объемлют все страны,
Которые ты сотворил;
Ты Ра, и ты полонил их все;
Ты связываешь их своей любовью.
Хотя ты и далеко, но твои лучи на земле;
Хотя ты и высоко, но следы ног твоих – день.

Автор – фараон Эхнатон (Новое Царство: 1364 – 1347 гг. до н. э.) [3, 348-388].

Достояние египетской литературы огромно, и сейчас не представляется возможным оценить ее реальные масштабы, ведь до нашего времени дошло слишком мало произведений. Имен авторов в большинстве случаев мы не знаем, так как в то время авторы предпочитали оставлять себя анонимными. Египетская проза, даже в лучших своих проявлениях, отличается сухостью и частыми повторениями шаблонных выражений, искусственностью стиля и тона. Эти качества тогда были общепринятыми, и они высоко ценились читателями современниками, любое отступление от правил грозило непониманием и отторжением [8, 500-501; 18, 316-354].



Глава II. Воспитание и образование в Древнем Египте

2.1. Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте

Детей в египетских семьях всегда было много. До старшего возраста выживали не все дети, была весьма высока детская смертность. В крестьянских семьях считалось нормой иметь от десяти до пятнадцати детей, в более зажиточных и знатных было по пять – семь детей [3, 27-53]. Как и в большинстве древних культур, более желанными считалась мальчики, ибо только они могли продолжить семейное дело и род, но и девочки тоже были желанны, так как дочь красавицу можно выгодно выдать замуж. Плохой женой считалась та мать, которая рожала своему мужу только девочек. Золотой серединой считалось, чтобы мальчиков в семье была одна треть, а остальными были девочки.

До пяти – семи лет дети воспитывались дома. Мать заботилась о ребенке в годы его младенчества, она три года кормила его грудью и носила его на шее – такова была древняя традиция. В богатых домах и в семье фараона эту функцию выполняли кормилицы. С рождения дети египтян бегали голышом. Мальчики носили ожерелье на шее, девочки – гребень в волосах и поясок [18, 37-38].
 
Годы детства – первые 5 – 7 лет, когда каждый был «мудрым малышом» [18, 39], то есть послушным ребенком, и следует отметить, что послушание это выражалось в полнейшей свободе. Дети были вольны делать все, что им заблагорассудиться [10, 50]. Дети из самых бедных семей играли тем, что смогут найти, это могли быть палки, камешки, битая посуда и так далее. Но были и настоящие игрушки: деревянные фигурки животных, деревянное оружие, деревянные куклы для девочек. Многие игрушки были механическими, например, могли животные могли разевать свои пасти, а куклы двигать руками и ногами [18, 38-39]. Во всех домах держали домашних животных: кошек, собак, обезьян. Дети, так же как и взрослые, очень любили играть с ними [10, 51-56]. Еще у всех детей в почете были подвижные игры. Дети постарше играли в мяч: он был похож на современный бейсбольный: сшит из кожи и внутри набит чем-то мягким. Гонки и борьба были популярны среди мальчиков, танцы и домашние игры – среди девочек. Некоторые игры изображены на стенах гробниц; в одной из них играют четверо детей, двое из которых залезают на спину других двоих и перекидывают друг другу мяч. Смысл этой игры не трудно разгадать; это хорошее развлечение  для молодых и проворных. В другой игре один мальчик стоит в центре, и четверо или пятеро других образуют круг, держа его за руки. Игра называется «обходя круг четыре раза». Но, к сожалению, до нас не дошли правила этой игры, и мы не можем знать, в чем она состояла. Еще все дети любили плавание. В садах богатых и знатных людей были пруды, а жители деревень могли воспользоваться Нилом или искусственными каналами [10, 50-51].

Не следует думать, что египтяне и их дети проводили все свободное время в увеселениях и не занимались умственным трудом. Это не так. С древнейших времен египтяне играли в игру под названием сенет. Эта игра была крайне популярна во всех слоях населения. Это старейшая известная игра шашечного типа (около 3500 лет до н. э.). Она упоминается в «Книге мертвых» и в мифах. Считается, что изобрел игру древнеегипетский бог знаний Тот. Правила игры весьма просты: два игрока, две стороны, игральная кость (определяет число шагов за ход), шашки (фигуры), доска 3х10, с игровыми полями, обозначаемая иероглифами, и имеющие неравнозначную оценку. Побеждает тот, кто доведет свои шашки до конца (как в нардах) [19].

Детей постарше, тех, кто уже ходили в школу, родители должны были научить правильному поведению в обществе. Вот, например, что говорит нам поучение отца сыну времен V династии:

«Не гордись своей ученостью, а советуйся со всеми, потому что учиться можно у всех. К почтенному мудрому человеку относись с уважением, но равного себе поправляй, если он держится неверного мнения» [18, 40-41].

В другом поучении уже из Нового Царства мы читаем:

«Держи свои глаза открытыми, иначе ты станешь нищим, потому, что праздный человек не достигает почета» [18, 40-41];

«Не входи без приглашения в дом другого человека; если он просит тебя войти, это почет для тебя» [18, 40-41];
 
«Не говори слишком много, потому что люди глухи к многословному человеку; лучше молчи, тогда ты будешь приятен; поэтому не говори» [18, 40-41];
 
«Не ешь хлеб, когда рядом стоит другой человек, или положи на этот хлеб и его руку тоже… Один беден, другой богат, но хлеб останется у того кто щедр» [18, 40-41];

«Гибель человека – в его языке» [18, 40-41];

«Не садись, если стоит человек, который старше тебя или занимает должность выше твоей» [18, 40-41]; и так далее.

В этих и подобных им изречениях мы видим, как сильно был развиты моральные устои и этикет. Всем этим и многим другим должны были владеть молодые люди.
Мальчику перед школой надевали набедренную повязку. Повзрослевшие девочки одевали платьица. Девочки носили распущенные волосы или же заплетали их в косички [11, 57-60]. У мальчиков были особенные прически. Голова выбривалась, и только с одной стороны оставлялся длинный локон, заплетавшейся в косу [18, 38]. Эта прическа называлась «локоном юности» и носилась всеми мальчиками до обряда инициации, то есть взросления. В чем состоял этот обряд точно не известно [10, 56-58]. Это происходило примерно в возрасте 12-14 лет. Детство заканчивалось, и мальчик превращался в мужчину. Теперь он мог жениться, начинать свою карьеру.


2.2. Система образования в Древнем Египте в эпоху Нового Царства

Смотри, нет занятия без надсмотрщика,
Только ученый муж может сам управлять собой.
Поучение Мудрого Даууфа, сына Херте своему сыну (Новое Царство) [18, 261].

Эпоха Нового Царства (XVI – XI вв. до н. э.) – это период наивысшего расцвета культуры и государства. Египет становится величайшей империей, и от этого периода сохранилось великое множество культурных памятников и документов [1, 54-62, 223-474]. Из них мы можем восстановить систему государственного устройства и соответственно рассмотреть систему образования сложившуюся обеспечивающую государственный и жреческий аппарат кадрами [3, 14-27]. На этой эпохе мы остановимся, ибо она ярче всего раскрывает систему образования в Древнем Египте. Система образования имела несколько условных ступеней и разветвлений. Образование могли получать все без исключения свободные египтяне, формально образование было бесплатным, если оно было при храмах, то оплачивалось из пожертвований и храмовой казны, если же школа находилась при государственных учреждениях, то финансировалась  государством.

Первой ступенью образования были общеобразовательные школы при храмах и государственных учреждениях. Там обучали чтению, двум видам письма, счету, изучали литературу, основы геометрии, истории, риторики и этики. Ученики изучали два письменных языка, причем начинали с более сложного иероглифического письма, а только потом переходили к иератическому. В школах писали на черепках, обломках посуды или камней, папирус был достаточно дорог чтобы переводить его на учеников, писали с помощью тонких тростинок, расплющенных или разжеванных с одного конца в виде кисточки. Их обмокали в краску, коей было два цвета: основной – черный и красный, который использовался, так же как и в Древней Руси для красной строки. Краска была твердой, и ее нужно было измельчать и разводить в воде. После того как ученики запоминали основный иероглифы и знаки, они начинали писать тексты, вначале просто копируя их с других текстов, потом под диктовку учителя [18, 261-282; 10, 131-138]. Набор текстов был весьма разнообразен, это были рассказы и сказки, старинные заветы мудрецов прошлого, просто длинные списки слов не связанные никаким смыслом, стихотворения, деловые письма и т. д. Очень были популярны различные моральные поучения и наставления, например, очень интересно рассуждение о важности умения писать и читать, о положении человека умеющего это делать – писца:

«Человек мертв, тело его – пыль, все современники его обратились в пыль; но надписи заставляют вспомнить о нем того кто произносит [молитвы за усопших]. Больше в письме пользы, чем в доме строителя или гробницы на Западе. Оно лучше, чем прочный замок или стела храма» [10, 135].

Превыше всего в учениках ценилось послушание и повиновение. За малейшую провинность наказывали. Наказания были преимущественно телесными, это были побои плетьми, розгами и даже палками. Ибо сказано: «Уши мальчика на спине его, как только он услышит голос палки, то впредь не допустит небрежности» [11, 255].
Обучение заканчивалось сдачей экзаменов по всем предметам, обыкновенно это происходило в двенадцать лет.
 
Дальше перед юношей стоял выбор: продолжить обучение или нет. То есть он должен был выбрать свою будущую профессию. Хотя порой выбора и не было, древняя традиция была такова, что в основном старшие дети перенимали профессию отца. Это могли быть профессии писца, жреца, врача, чиновника (управители, судьи, гос. деятели), архитектора, скульптора, художника и прочих ремесленных профессий. Еще была иная альтернатива - профессия военного. В эпоху Нового Царства в Египте сложилась профессиональная регулярная армия. И юноша закончивший школу мог пойти служить в армию фараона, там он продолжал свое обучение, он изучал историю, военное дело, владение оружием и прочие. Срок обучения до 16 – 18 лет, срок службы в армии около двадцати лет. Интересно то, что у любого рядового война был шанс дослужиться до высочайших чинов и званий, стать выдающимся и богатым человеком. Это прельщало многих, не смотря на постоянные военные походы и жесточайшую дисциплину [11, 223-229; 10, 148-161].

Мальчики, решившие стать жрецами, оставались при храмах, там они изучали религиозные тексты и обряды. Потом сдача еще одного «экзамена», посвящения в сан жреца. Это было первым и главным таинством в жизни молодого жреца. Того, кого признавали выдержавшим экзамен, освобождали от мирской одежды, далее купали, брили наголо все тело, умащали тело благовоньями и одевали в белое жреческое одеяние. Обучение жрецов продолжалось всю жизнь, они были самыми мудрыми и образованными людьми в Древнем Египте [11, 275-283; 12, 9-26; 10, 203-224]. В дальнейшем жрец (и только он) мог обучится медицине и стать врачом или магом (эти профессии были абсолютно равнозначны, и многие ученые их считают даже тождественными друг другу). Для этого изучалась химия, зельеварение, магия, анатомия и прочие науки. Обучение врачей проходило в храмах Птаха и Исиды. Сохранилось множество медицинских и анатомических трактатов, описаний заболеваний и способов их лечения [10, 254- 269; 15, 174-191; 18, 300-315;].

Многие мальчики оставались при государственных учреждениях и готовились стать писцами и чиновниками. При обучении египетских чиновников уделялось много внимания заучиванию различных священных текстов. На поздних ступенях образования уделяли много внимания изучению наук. Будущие чиновники должны были разбираться в строительстве, изготовлении различных технических устройств и даже в военном далее, большое внимание при подготовке чиновника уделялось изучению иностранных языков. Чиновник должен был знать все, что ему может пригодиться в работе.

Например, он должен знать: сколько материала необходимо для строительства тех или иных сооружений, сколько нужно людей выделить для перевозки этого материала, сколько провианта необходимо отправляющемуся в поход войску, как поставить на пьедестал большую статую и т.д.
Эти сведения чиновнику были необходимы, чтобы сделать карьеру при дворе, и, в случае необходимости, выполнять ту или иную работу в зависимости от нужд государства [11, 251-257].

Еще была особая профессия судей. Формально они тоже были чиновниками, но на деле они не подчинялись никому кроме вышестоящих судей, визирей и самого фараона. Судья должен быть честен, справедлив, должен знать божественные и государственные законы. Судей готовили при храмах богини правосудия и справедливости Маат [11, 266-267].

Ремесленно-художественные профессии  осваивались прямо во время производства. У мастера по тому или иному виду работ (художник, архитектор, скульптор, ремесленник и т. д.) было несколько учеников, они помогали ему и в процессе работы перенимали у него ремесло [10, 164-203; 11, 134-163; 9, 354-392;].
Конечно же, обрисованная нами система образования не была столь четкой, это ступени весьма условны, и в какие-то периоды и при различных условиях моги не соблюдаться или вообще отсутствовать. Например, многие дети ремесленных профессий не посещали школу, а сразу перенимали профессию отца, работая вместе с ним. Или же многие дети жрецов, по традиции старший сын, должны были занять место отца при храме после его смерти, и его с самого рождения готовили к этому.

А что же девочки? Женщина в Древнем Египте была полноправным членом общества. Но, не смотря на это, в школах их не обучали. Считалось, что женщина - это хозяйка дома и должна вести хозяйство. Девушки обычно рано выходили замуж (в крестьянских семьях в 12 – 13 лет, в прочих в 14 – 15 лет) и покидали дом родителей и навсегда оставались в доме мужа. Он был обязан содержать свою жену и детей [10, 65-71; 11,52-56; 18, 19-24]. Была ли у женщин альтернатива? Да была. Служение при храме мужских и женских богинь. В храмах мужских богов они выполняли второстепенную роль, это были танцовщицы, музыканты, певицы. А вот в храмах женских богинь они были жрицами, это раскрывало им огромные возможности, по уровню образования они были равны жрецам мужчинам. Они не могли лишь становиться верховными жрецами богини (этот пост исключительно мужской) [15, 10-103].

Особо следует отметить воспитание в семье фараона и его двора. Дети фараона от старшей царицы (престолонаследники) и младших цариц и дети высокопоставленных сановников обучались вместе, по тем же методам что и все дети Египта. Но их круг обучения был намного шире, в числе прочего им преподавали историю, географию, этикет, религиоведение, политику, военное дело, очень была важна физическая подготовка и прочие. Царевны обучались отдельно от мальчиков, им преподавали: письмо, счет, историю, этикет, религиоведение. Что касательно обучения детей фараона от наложниц то оно было обыкновенным, как и у всех детей Египта (они не считались детьми фараона) [11, 192-222].
 
Следует еще раз отметить, что эта схема системы образования весьма условна и приблизительна. Сами же египтяне не представляли ее подобным образом, для них, пожалуй, она была весьма условна, мобильна и подвижна. Можно было спокойно переходить из одной ветви в другую, да и начинать обучение можно было из разных позиций очерченной нами схемы.


2.3. Интерпретация основных понятий применительно к Цивилизации Древнего Египта

Эта схема и очерченная нами система Древнеегипетского образования отвечают определению системы образования данным нами  в самом начале работы. Сетью образовательных учреждений являются ступени нашей схемы, обладающие преемственностью, управляемые государством, оно же и диктовало образовательные программы и стандарты в зависимости от своих собственных целей и нужд. А мобильность древнеегипетской системы образования можно объяснить уровнем развития страны и культуры.

Что касательно других определений данных нами вначале работе (воспитание, обучение и образование), то возникает некоторые сложности в их интерпретации применительно к Древнеегипетской Цивилизации. Мы, конечно, можем сказать, что воспитание, как таковое тоже было в Древнем Египте, что это передача социо-культурного опыта будущим поколениям, что в египетских школах происходило обучение, то есть взаимодействие учителей и учеников в процессе которого происходило усвоение знаний и формирование умений и навыков у учеников, и что обучение происходило в образовательном процессе, где у учеников складывались определенные знания в интересах человека, общества и государства. И все это будет полностью верным, но только если смотреть с нашей позиции, с уровня развития нашей культуры и цивилизации, с точки зрения развития наших наук (например: истории, педагогики, психологии, философии). Ведь, очень трудно разбираться в уже давно исчезнувшей культуре и цивилизации с позиции современной науки! Следует отметить, что в образном мышлении древних египтян не было самого понятия «наука»! Некоторые авторы полагают, что египтяне вообще не мыслили в понятиях. То есть можно сказать, что у них не было не только понятия наука, но и не было понятий воспитание, обучение, образование, ну и конечно же система образования. Это хорошо демонстрирует Барбара Мерц в своей книге «Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян», в главе посвященной египетской магии, науке и религии [10, 203 - 224]. Там она пытается объяснить, что для египтян не существовало подобных определений. Она говорит, что в каком-то смысле наука, магия и религия для египтян неотделимы друг от друга. Ярким примером тому может служить египетская медицина, где, как уже говорилось, магия была одним из основных компонентов, но не менее важными являлись зелья, ритуалы и амулеты. С позиции древнего египтянина это и была медицина, то есть если бы врач (маг) только наложил шину человеку со сломанной ногой и не произнес бы заклинаний, не напоил бы его зельем и не одел на шею амулет, то это бы не считалось правильным медицинским лечением. То есть можно с уверенностью сказать, что магия, наука и религия для древних египтян были чем-то единым, образом знания и мудрости, способом взаимодействия и познания мира.

Мы считаем, что подобную аналогию можно провести и с определениями воспитание, обучение, образование и система образования. Центральным понятием здесь мы ставим воспитание, и в каком-то смысле можно сказать, что оно было в мышлении древних египтян. Это мы хорошо показали в разделе «Взгляды на детей и их воспитание в Древнем Египте», ведь главной целью воспитания было вырастить достойного человека, способного устроится в этой жизни быть полезным своей семье и государству. Тогда в подобное определение можно поместить все прочие определения, рассматриваемее здесь; обучение – это организованное воспитание; образование – это воспитанность человека и его непосредственное воспитание организованное государством, а система образования – это глобальная организация этого воспитания государством для самого себя.

Теперь мы попытаемся дать собственное собирательное определение системы образования в Древнем Египте с позиции самих древних египтян и назовем его «Системой воспитания человека в Древнем Египте». Итак, такое воспитание, есть исторически сложившиеся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению воспитание детей, которое в процессе складывания государства и развития культуры приобрело организованную форму, содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели воспитание и образование в Древнем Египте. Следует отметить, что данное исследование носит скорее исторический характер, нежели педагогический. Но, не смотря на это, по нашему мнению, это исследование хорошо укладывается в рамки истории образования.

Свое исследование мы начали с раскрытия основных филосовско-педагогических понятий, кои стали теоретической основой выводов работы. Это такие категории как воспитание, обучение, образование и система образования.

Далее мы раскрыли основные особенности истории, культуры и религии Древнего Египта, которые оказали непосредственное влияние на воспитание и формирование системы образования.

Во второй части работы мы раскрыли особенности воспитания и отношения к детям в Древнем Египте, и показали, что главным в воспитании было вырастить достойного человека, полезного для общества и государства. Мы очертили схему образования в Древнем Египте и подробно рассмотрели каждую из ступеней и раскрыли особенности этой системы. Это ее мобильность, необязательность, условность и в тоже время некоторая иерархичность.

В конце работы мы провели сравнительный анализ и интерпретацию основных филосовско-педагогических понятий применительно к современной науке и Древнеегипетской цивилизации. Это показало, что рассматривать систему воспитания и образования в Древнем Египте можно с двух позиций: как с позиции современной науки, так и с позиции Древнеегипетской Цивилизации и культуры. Но и в том и в другом случае мы видим организованное и контролируемое государством воспитание с элементами обучения, образования и системности.

Тем самым, мы считаем, доказанной гипотезу исследования.

Из всего вышесказанного можно сделать два основополагающих вывода:

Первый, с позиции современной науки: в процессе развития Цивилизации Древнего Египта сформировалась и существовала многоступенчатая система образования подчиненная государству нацеленная на подготовку государственного, жреческого и ремесленного аппарата.

Второй, с позиции Древнеегипетской Цивилизации и культуры: это будет нами выведенное определение «системы воспитания человека в Древнем Египте» - это есть исторически сложившиеся в процессе передачи культурного опыта от поколения к поколению воспитание детей, которое в процессе складывания Древнеегипетского государства и развития культуры приобрело организованную форму, содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии это воспитание организовывалось и контролировалось государством, и было нацелено на собственное благосостояние и развитие.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бругш Г. Все о Египте– М:. Ассоциация Духовного Единения «Золотой Век», 2000. - 627 с.
2. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в Древнем мире – М.: Наука, 1967.
3. История Древнего Египта Д. Брестед, Б. Тураев. – М:. ФСТ, 2008. – 575 с.
4. История математики с древнейших времен до начала Нового времени / Под редакцией Юшкевича А. П., в тех томах. – М.: Наука, 1970. – Т. I.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Воспитание, Образование, Образование, Система образования // Словарь по педагогике. – М.: ИКРЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Коростовцев М. А. Египетский  язык – М.: 1961.
7. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта - СПб.: Летний сад, 2000. — 334 c.
8. Литература // Египетская мифология: Энциклопедия. – М.: Эксмо, 2002. – С 500 - 501.
9. Малая история искусств / Под редакцией И. С. Канцельсона – М:. Искусство, 1975. – 376 с.
10. Мерц Б. Красная Земля, Черная Земля: Мир древних египтян– М:. ТЕРРА, 1998. – 400 с.
11. Монте П. Египет Рамсесов – М:. Наука, 1989. -382 с.
12. Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов – М .: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 223 с.
13. Новейший философский словарь. Воспитание, Образование, Обучение / Сост. А.А.  Грицанов.  —  Мн.:  Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
14. Петровский Н.С. Египетский  язык Л. 1958.
15. Регула Ди Трачи. Мистерии Исиды– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416 с.
16. Раик А. Е. Очерки истории математики в древности – Саранск: Мордовское гос. Изд-во, 1977.
17. Шапошников А. К. Деяние, Мысль и Слово: древнеегипетский погребальный культ и его духовное оформление // Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. – М.: Эксмо, 2004. С 5-44.
18. Эрман А.  Жизнь в Древнем Египте – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. – 395 с.
19. Piccione A. Peter. In Search of the Meaning of Senet // Archaeology.  – 1980. - July/August. – с. 55-58