Разбирая свои завалы наткнулся и на это. Написано было давно, возможно стоило бы и подредактировать что-то, но, наверное, в том и интерес, что это написано было, что называется "по свежим следам" - под непосредственным впечатлением. Может кому и покажется интересным.
"Зеркало для героя"
В последнее время средства массовой информации переполнены материалами с критикой телевизионной игры «Слабое звено» выходящей на первом канале. А я вот имею другую точку зрения на эту передачу.
Нашёл, что защищать! Все телеканалы сейчас забиты играми на деньги, но подлее и гнуснее, чем игра «Слабое звено», пожалуй, не сыщешь. Смотреть на то, как люди, ради нескольких десятков тысяч рублей готовы пойти против совести, наговорить друг про друга гадостей, мелко и низко вышвырнуть из игры действительного сильного игрока, чтобы получить шанс на свой собственный выигрыш, настолько противно, что, порой, рука сама тянется к кнопке, чтобы переключить канал.
Переключите, кто Вам может запретить? Только, может быть стоит немного подождать нажимать на кнопку и, сначала, чуть-чуть подумать?
Сама ли игра виновата в том, что происходит на экране? Я достаточно чётко угадал мысли большинства из Вас именно потому, что сам не раз говорил себе эти слова, но… продолжал смотреть. Это, иногда мощное, яркое и динамичное действо захватывает и не отпускает тебя от экрана. А, ведь, в нём тоже присутствует та общая беда множества телепередач, которая называется: «говорящие головы», но об этом забываешь, настолько насыщена событиями и эмоциями драматургия самой игры. Это не заранее написанный сценарий – всё происходит на глазах у миллионов людей, которым хорошо видно, кто что знает, и кто чего стоит. Собственно, сама игра и сделана ради того, чтобы выявлять не то, кто что знает (большинство вопросов, кроме финальных, вполне под силу среднему любителю кроссвордов). Она создана именно для выяснения вопроса: кто чего стоит? Вот в этом то вся закавыка и заключается. Никто же не заставляет игрока быть мелочным, расчётливым, готовым против очевидного признать слабым того, кто явно сильнее его. Впрочем, в той же самой мере, никто не мешает быть сильным, честным к себе и другим, и не опускаться до низенькой мести в том малюсеньком интервью, которое даёт каждый прошедший эту игру. А уж каким человек захочет предстать перед миллионами телезрителей (в том числе и перед своими родными, друзьями, коллегами, соседями) – решать ему самому. В конце концов, к игре допускаются только совершеннолетние, а это предполагает, что каждый игрок сам отвечает за свои слова и поступки.
Так при чём здесь игра? Ах, правила жёсткие? Приходится писать имя человека, которого собираешься выкинуть из этой гонки за деньгами и вслух это имя произнести? И если спросит ведущая ещё объяснить: почему ты это делаешь? Грубовато, согласен. А бить человека по лицу – это прилично? Между прочим, это боксом называется, когда бьют на ринге и по правилам. И не скажешь ведь, что не за деньги спортсмены бьются – за деньги, да ещё какие, иногда. Да и в карате, особенно контактном, можно очень даже болезненных неприятностей по морде лица схлопотать. И слова спортсмены друг другу разные говорят. Попробуйте достать билет на ответственный хоккейный матч поближе к боковому бортику и послушайте, что произнесёт нападающий, на большой скорости припечатанный стокилограммовым защитником к этому самому бортику. Это если они вообще не подерутся – тогда слов может быть и больше, но их здесь воспроизводить не стоит.
Ну, сравнил! Это же спорт, к тому же Большой спорт. Можно ли сравнивать телевизионную игрушку со спортом? Там ведь люди годами тренируются на пределе возможностей, а здесь? Пришёл, поотвечал на вопросы и… на тебе денежки. Так на вопросы-то ведь надо ещё ответить (а знание ответов на вопросы тоже достигается годами и определённым трудом). Всё это в условиях жёсткого лимита времени, постоянно прикидывая не стоит ли отослать деньги в банк, или рискнуть дать ответ. При этом надо быть постоянно готовым к тому, что твоё имя прозвучит после окончания раунда и ты, на глазах миллионов людей, будешь объявлен «слабым звеном» и с позором покинешь подиум ни с чем. Тем более что процесс записи передачи занимает существенно больше времени, чем сама передача идёт на экране – существуют технические перерывы, технологическое удлинение некоторых моментов (например, имена пишутся минут по десять, чтобы операторы смогли тщательно снять каждого игрока для последующего монтажа). Бывает, что ошибается ведущая и, если это происходит во время раунда, то все деньги, уже заработанные игроками, «сгорают» и раунд необходимо начинать заново, уже с новыми вопросами, потому, что это тот момент игры, который монтировать категорически нельзя – он должен быть записан сразу и целиком. Всё это создаёт очень напряжённую обстановку, так что психологические качества, необходимые для выигрыша в этой игре, вполне сравнимы с теми качествами, которые требуются от спортсменов во время ответственных соревнований.
Ну, хорошо. Предположим, что «спортивная» часть передачи достаточно честная. Но существуют ведь ещё этические и моральные аспекты. Чему учит нас эта передача – что ради денег можно лукавить, быть морально нечистоплотным, и тогда ты выиграешь в этой жизни? Честно говоря, я не верю в то, что с помощью телевизионной игры можно воспитать взрослого человека. Тот, кто и сейчас кривится при виде иных прохиндеев – он и раньше это делал, и в дальнейшем будет делать то же самое, вне зависимости от того, будет ли это в игре, или в другой жизненной ситуации. Ну, а тот, кто одобряет такие методы ведения борьбы – его уже ничему не научишь. И не игра этому виной, – в конце концов, это только игра.
Детей такая игра вообще ничему научить не может. Они не знают ещё ответов на подавляющее большинство заданных вопросов и просто не станут смотреть передачу до конца – им станет скучно, и они быстро переключатся на более интересное для них занятие. Тому, кто искренне обеспокоен нравственным и моральным воспитанием подрастающего поколения, лучше бы внимательнее просмотреть те передачи, которые предназначены для детской аудитории. Красочные, яркие, рассчитанные именно на детскую психологию (в отличие, кстати, от игры «Слабое звено»). Ящеры, монстры, вампиры, роботы, привидения, Бэтмены, Зены - королевы воинов, Бивис и Бадхед, бредятина, которая, почему-то, называется странствиями Геракла – вот где давным-давно пора кричать «караул!». Да, ещё послушать, что они, порой, говорят! Если это продлится ещё несколько лет, то передача «Слабое звено» отомрет сама по себе. Наши с Вами дети не смогут ответить ни на один, даже самый элементарный, вопрос.
Всё это намного опаснее, чем рассчитанная на взрослую аудиторию динамичная и острая психологическая игра, которую с удовольствием смотрят зрители во многих странах мира. Как мне говорили, на родине этой игры, в Великобритании, тоже не очень-то уважают людей, достигающих выигрыша (существенно большего, чем у нас, кстати сказать, игра то на фунты стерлингов идёт) путём различных махинаций и выкидывания сильных игроков. Да и ведущая той игры, не в пример нашей Маше, ведёт себя намного резче и «прикладывает» таких игрочков так, что им мало не кажется.
Сидя на диване критиковать-то просто. Вот самому попробовать поиграть и честно выиграть – это намного сложнее.
Ага, попался! Учить, сидя на диване, тоже просто. Сам сходи, поиграй, а мы посмотрим, какой ты честный.
Возможно, уже и посмотрели. Сходил, поиграл, выиграл, а уж насколько честно – Вам судить. Я сам считаю, что действовал честно, стремясь оставить в игре самого сильного, с моей точки зрения, игрока. Как выяснилось после игры, Вера, с которой мы играли в финале, стремилась к той же цели. Вообще, я считаю, что нам повезло с партнерами – подобрались люди, которых принято называть приличными. С моей точки зрения, никто ни разу не покривил душой и высказал свою честную точку зрения на то, кто в очередном раунде оказался «слабым звеном». Я пока не видел самой игры по телевидению, (когда пишутся эти строки, игра в эфире показана еще не была) но, почему-то, уверен, что и в послераундовых интервью никто из тех, с кем мне довелось играть, не стал, несмотря на вполне понятную досаду и горечь, обливать грязью тех, кто ещё остался на подиуме. Мне самому обидно и досадно за тех, кто вынужден был уйти, но таковы правила. И я вовсе не думаю, что ушедшие были слабее меня. Возможно, вопросы удачно попали, или мне лучше удалось справиться с волнением – не знаю. А уж про Веру, с которой мы играли в финале, просто никак нельзя сказать, что она проиграла. Она только не выиграла. Попадись финальные вопросы в другом порядке – ещё неизвестно, кто стал бы победителем. Так что нет на душе особенной радости победы. Ведь и результат игры – 112 тысяч рублей (в первый раз, кстати, выигрыш в этой игре превысил 100 тысяч) – это не только моя заслуга. Очень надеюсь, что мы все не потеряемся в этой жизни и постараемся встретиться ещё не раз.
Как видите, предмет разговора мне знаком не только умозрительно; и я имею право на свою точку зрения. Хорошо, что в «Слабом звене» можно сыграть только один раз – не уверен: захотелось бы мне опять сунуть свой хвост в эту мясорубку. Так что моё место свободно, впрочем, как и места всех остальных, уже сыгравших в игре. Звоните по тому телефону, который появляется на экране каждый раз после игры и… выигрывайте. Если, конечно, Вам захочется позвонить. По этому телефону удивительно легко дозвониться: он свободен практически всегда. Понятно, это Вам не с доброжелательным и стремящимся помочь Максимом Галкиным за столом сидеть – тут намного всё жёстче. Ну, а не хотите – сидите на диване и критикуйте. На здоровье! Можно ещё в газету написать и пожаловаться на то, какую гадость показывают по телевизору. Можно многое сделать, хотя реально требуется только одно – сделайте передачу лучше! Что, трудно, невозможно, на телевидении не работаем и т.д. и т. п.? Чушь! Поверьте на слово (не собираюсь здесь себе рекламу создавать), что всё можно. Трудно, не спорю, очень и очень трудно, но возможно.
Впрочем, игра создаёт не только отрицательные эмоции. Лично я с восхищением смотрел на таких людей как Гиви, который проехал 7000 километров, чтобы поучаствовать в этой игре; Александр – врач из Казани; Виолетта – дизайнер по интерьерам и Эммануил. С каким достоинством встретили эти люди своё поражение. Да и можно ли назвать это поражением? Они всего-навсего не выиграли деньги, зато выиграли нечто другое, возможно более важное. Уверен, что не только я, но и много других людей запомнили и их лица, и их имена. А вот ни лиц, ни имён тех, кто выиграл в этих играх, я как-то не запомнил. Особенно это касается игр с участием Виолетты и Эммануила. Не могу, хоть убей, вспомнить тех, с кем они играли, да и не хочется, честно говоря.
Может быть, руководству телекомпании стоит немного отступить от правил игры? Ввести, например, в конце сезона пару призовых игр. Проводить одну из них с теми, кто, по мнению телезрителей, вполне мог рассчитывать на победу, но, в результате не слишком красивых махинаций других игроков вылетел из игры, Это, так сказать, «Приз зрительских симпатий». И, в противовес, должен быть «Приз зрительских антипатий». Он как раз предназначен для тех людей, которые выкидывали сильных игроков, чтобы выиграть самим. Забавно было бы посмотреть на восемь пауков в одной банке. Что, не пойдут? Не знаю, не знаю… Может быть и пойдут ради денег. Попробовать, во всяком случае, можно.
Так что не так уж примитивна и паскудна игра «Слабое звено». Не в ней, а в нас самих скрыта та причина, по которой игра может быть и благородной и подлой. Как говорится: «Неча на зеркало пенять…».
Да, да. Игра «Слабое звено», это всего лишь зеркало. И вовсе не кривое или мутное – профессионально передача сделана очень добротно. Во всяком случае, это зеркало хорошо выполняет свою основную функцию – правильно отразить того, кто в него заглянул. Заглядывают в него герои нашего времени, а их отражения мы и видим на экране. Вам, порой, не нравятся их отражения? Ну, что тут поделаешь? Каково время – таковы и герои. Такими их сделала наша с вами реальность. Так что, если Вам что-то не нравится, то не стоит бить зеркала – реальность от этого не изменится, а Вы будете иметь о ней ещё меньшее представление.
Тем более, что разбить зеркало – это плохая примета.