Кутии - народ воин. Ч. 1

Кудряшов Николай
фото из интернета - hawaii-north-shore-surfing-990_16710_600x450

            Эпоха бронзового века.   
   Эпоха бронзового века была для человечества огромным шагом вперёд в его историческом развитии. Именно тогда быстрыми темпами началось экономическое и социальное развитие древнего человеческого общества. Людская цивилизация проснулась от рутинного каменного века. Несмотря на то, что освоение металла, началось ещё в энеолите, но только с введением новых методов бронзолитейного дела произошёл выдающийся скачок в росте производительности труда. Тогда же металлурги выделились в особую привилегированную прослойку общества. Производство изделий из бронзы приобрело массовый выпуск, которое привело к изменению характера и роста торгово-экономических связей.
Человек, владевший бронзолитейным делом, оказался на вершине социальной лестницы ещё не расслоённого общества. Плоды труда металлургов привели к новым торговым отношениям и выделению ещё одной социальной группы–торговцев. Торговые отношения между удалёнными друг от друга объединениями людей потребовали создания и выделения группы профессиональных воинов, обязанных защищать торговые караваны от грабителей. Из которых, вероятно, и состояли первые отряды охранников.  Впрочем, вождям воинов в очень короткое время удавалось свои права расширить и даже полностью захватывать власть в племени их нанявшем. Наиболее храбрые и удачливые воины становились кумирами, имели большое уважение и почитание, и нередко, как и военные вожди входили в племенной совет.
    Металлургия берёт своё начало ещё в 7 тыс. до н.э. в районах
Малой Азии и Переднего Востока. Но процесс освоения металлов в этих районах протекал настолько вяло, что не оказывал какого-то значительного влияния на экономическую и политическую жизнь. Металлургия не повлияла на изменение традиций и замене каменных орудий труда. Но важно, то, что сам процесс освоения      металлургического дела получил толчок и определил дальнейшее его применение, связанное не только с украшениями. Вспышка развития металлургии произошла внезапно в 5-начале 4 тыс. до н.э. в Балкано-Карпатском регионе. Импульс был привнесён из районов Переднего Востока и Малой Азии, но сам процесс этого развития горно-металлургических технологий имел автохтонные корни. Консервативность азиатских регионов, приверженность традиционному производству не могла стать основой для ломки старых стереотипов. Взрыв развития металлургического дела в Балкано-Карпатском регионе произошёл, по всей вероятности, на основе культуры, не имевшей традиций в металлургии. Но такое именно отсутствие подобных традиций и позволило появившимся мастерам применить всю свою фантазию в опытах с металлом и зарождению новых технологий металлургического производства. Впрочем, нельзя исключать вероятности, что в число этих местных мастеров входили и выходцы с Ближнего Востока. Оказавшись в новой среде, не связанные обязательством хранить секреты и все традиции своего клана, они определённо играли не последнюю роль в открытии новых технологий в металлургии. Передовые достижения на Балканах и в Карпатах на многие века заложили основы технологических процессов для металлургии и металлообработки. Однако не совсем ясен вопрос: Каким образом такие местные умельцы одновременно освоили все тонкости сложного металлургического дела и сразу на практике стали применять сплавы меди с другими металлами? Для такого трудоёмкого процесса необходим длительный период опытов, связанный с открытиями и неудачами, но в Балкано-Карпатском регионе - он отсутствует. Возможно, возникло редкое совпадение событий, когда в одном месте оказались мастера из разных регионов: Переднего Востока и Малой Азии, Кавказа и Урала, и что важно с Тибета – где металлургия в отличие от прочих регионов имела постоянное поступательное движение. Однако и это не объясняет причину внезапного прорыва в развитии металлургии в Балкано-Карпатском регионе. Он возник сразу, и, причём по всему региону. Должна была существовать очень веская причина, чтобы в одном месте собрались мастера из разных регионов в один и тот же момент, а затем за короткий период сделать прорыв в серьёзном технологическом оснащении металлургического дела. Им удалось конечный продукт металлургического производства перевести на выполнение новых функций, причём, более важных для развития экономической деятельности человечества, чем на исторически предшествующем этапе. Выражаясь языком более доступным, металлурги стали выпускать орудия труда и оружие в массовом количестве, а украшения отошли на второй план. Одной из самых главных причин мог быть последний период ледникового времени (24-10 тыс. лет до н.э.). Когда все ледники накопили огромное количество воды, в результате чего понизился уровень мирового океана на десятки метров. Жизнедеятельность человечества сосредоточилась на вновь открывшихся от воды землях, как наиболее подходящих для жизни. В конце же этого периода, примерно в 7 тыс. до н.э., уровень мирового океана вернулся в своё прежнее состояние, и установился на береговых линиях свойственных современности. Хотя выпуск металлических изделий и не зафиксирован в столь раннее время, но нет и уверенности в их отсутствии.               
   Древнегреческий философ Платон (ок.429-347 гг. до н.э.), в одной из своих работ, писал: что великой цивилизации атлантов противостояла другая цивилизация, существовавшая в Греции, и противостоявшая атлантам в своём развитии и мощи. Платон считал, что Атлантида погибла в середине 10 тыс. до н.э., и связывал её исчезновение с катастрофой необыкновенной силы. Если такое событие имело место, то оно способствовало ускорению таяния ледникового покрова Земли. События, вызванные таянием льдов, а также перемены, связанные с ним, отразились в памяти различных народов в виде мифов. И везде всемирный потоп передаётся как катастрофа, принёсшая крупнейшие бедствия для населения Земли, когда под водой исчезали не только целые города, но и страны. В народной памяти потоп представляется как одномоментное действие, осложнённое безостановочными дождями и наводнениями. Последствия, связанные с потопом, закончились около 7000 лет до н.э., когда установились современные линии   берега моря.
   В древнегреческом мифе о Девкалионовом потопе, говорится что Зевс, прогневавшись на людей медного века, решил погубить их с помощью сильнейшего ливня. Лишь двое, из всего рода человеческого, Девкалион и его жена Пирра спаслись благодаря предупреждению о надвигающемся потопе. Соорудив огромный ящик, Девкалион и его жена, с наступлением потопа девять дней носились по волнам, пока ящик не прибило к горе Парнас. Затем, подчиняясь воле Зевса, Девкалион и Пирра набрали камней и стали бросать их, через голову не оборачиваясь. Именно из этих камней и появились новые люди. Так, согласно мифу, новый род людей заселил землю. Заметим, людей, произошедших из камня. С которыми, древние греки и связывали, как раз, появление своей цивилизации. Цивилизации вернувшейся в каменный век. И этот миф, возможно, доносит до нас информацию об уровне развития существовавшей до потопа культуры, достигшей знаний и умений: добывать и обрабатывать медь. Но катастрофический катаклизм, в виде потопа привёл её к регрессу, возврату в каменный век.
   Вероятно, существовавшие до потопа горно-металлургические очаги оказались под водой, а вынужденная миграция народов вместе с усилившейся борьбой за выживание на новых территориях, заставили людей надолго забыть о своих прежних достижениях. Всё выше сказанное, казалось бы, не имеет никакого отношения к Балкано-Карпатскому региону; где в 5-4 тыс. до н.э. произошёл взрыв в освоении металлургического дела. Но, когда в 7 тыс. до н.э. уровень океана стабилизировался, самыми густонаселёнными областями оказались высокогорные районы, в том числе и вышеназванный регион. В дальнейшем, ещё очень долгое время, люди опасались заселять низменности. Для человечества настала пора отстраивать по существу новую цивилизацию, потерявшую в одночасье все свои достижения, не имевшей городов и крупных поселений. А о том, что они существовали до потопа, косвенно указывают многочисленные развалины в руслах крупных рек, сейчас находящихся в десятках и даже сотнях километрах вдали от береговой линии. Многое из традиций и обычаев людей того времени, а точнее неолита и бронзового века, говорит о том, что люди до 10 тыс. до н.э. предпочитали селиться в дельтах крупных рек. Потоп изменил эту традицию. После 10 тыс. до н.э. культуры человечества стали концентрироваться на значительном удалении от береговой линии. Местом их обитания стали горные районы и значительные возвышенности. Плоскогорья и возвышенности Малой Азии, предгорья Тавра и Антитавра, предгорья Балкан и Карпат стали местом спасения людей от надвигавшихся со всех сторон вод. Речную цивилизацию сменила ярко выраженная тогда предгорная цивилизация. Люди жили разрозненно, небольшими семьями стоящими друг от друга на довольно значительных расстояниях. Потоп обезлюдил Землю, выжить удалось немногим. Процесс восстановления численности населения занял сотни, а возможно и тысячи лет. Однако генетическая память сумела, по всей видимости, сохранить для человечества существовавшие навыки до потопа. Принимая данную точку зрения, уже не столь необъяснимым видится появление в 7 тыс. до н.э. (по некоторым данным в 8 тыс. до н.э.) поселения Чатал-Гююк, не имеющего явных предшественников. Уровень развития культуры и ремесла в Чатал-Гююк намного превосходил довольно невыразительные сельские культуры Иерихона и Джармо. Неизвестно где жители Чатал-Гююк могли позаимствовать технические навыки, свои религиозные воззрения со сложными храмами (в их культуре был распространён культ Быка) и умение вести городскую торговлю. И самое главное, высокий уровень земледелия. Ясно, однако, что в самой культуре Чатал-Гююк предшествующих этапов развития не наблюдается. Следовательно, существует большая вероятность привнесения культуры из другого места. Малая Азия и Передний Восток быстрее других залечили раны от последствий потопа и можно сказать выпестовали современную цивилизацию. Однако до потопа ведущим в экономическом и культурном отношениях он не являлся. Взрыв металлургии в Балкано-Карпатском регионе не только совпал, но и являлся явным следствием восстановления численности населения этих районов. Наиболее многочисленный регион до потопа, лишь в 5 тыс. до н.э., вновь оказался способен выйти на историческую арену. Да и древние греки, считавшие своей прародиной Фессалию, по результатам современных археологических исследований, скорее всего, могут оказаться выходцами из Прикарпатских районов. Миф о Фессалийской прародине, возможно, является отголоском гипотетической памяти о времени предшествующему потопу.
   Достижения технологического мастерства в металлургическом деле Балкано-Карпатских мастеров, привели к феноменальным для того времени открытиям и усовершенствованию технологий. Появились совершенно новые орудия труда и охоты. Импульс, заданный мастерами этого региона в различных областях технического оснащения, привёл, в итоге к значительным подвижкам населения из близлежащих районов в другие регионы с целью их захвата и освоения. Обладая более совершенными орудиями, пришельцы легко выдавили с насиженных мест аборигенов, оснащённых в большинстве своём каменными орудиями труда и ведения войн. В связи с чем, интересно рассмотреть этническую карту 5 -начала 4 тыс. до н.э. наиболее развитых регионов человечества того времени. В первую очередь, Древний Восток, считающийся колыбелью современной цивилизации. Благоприятнейшие для жизни условия в бассейнах рек, тесные контакты жителей горных районов и плоскогорий довольно быстро привели к появлению крупных поселений и развитию различных ремёсел. Контакты населения различных регионов позволяли быстро перенимать новые достижения в различных областях хозяйственной деятельности. Населяли Древний Восток в то время представители разных рас и этнических общностей: племена и народности евразийской (или европеоидной, не путать с индоевропейцами) расы, негро-австралоидной расы (царства Напата и Мероэ – яркие примеры достижений народов этой расы, а также обитатели Южной Индии), монголоидной расы (на Дальнем Востоке). Каждая из них делилась на многочисленные народности, племенные и этнические группы, принадлежавшие к различным языковым общностям.
   Анализ появления и развития древних цивилизаций Египта и Передней Азии даёт серьёзные основания предполагать, что в их сложении участвовало не только местное население. И привнесённый элемент исходил не из европейских регионов. Для Египта характерна связь с древнейшей цивилизацией Сахары, а для Месопотамии прослеживается импульс культурных навыков из районов Индийского океана. К сожалению, изученность цивилизации Сахары, её появление и достижения ещё невелики. Также как для современных исследователей не ясен вопрос о происхождении цивилизации Шумера, её культурных корней, привнесённых из вод Индийского океана, где неизвестна ни одна высокоразвитая культура древности, которая могла бы задать импульс культуре Шумера. Возможно, как гипотетическое предположение, что она была уничтожена потопом и покоится сейчас на дне Южного океана (так в древности называли Индийский океан).
   Передняя Азия, в то время, была населена представителями семито-хамитской языковой семьи, становление которой проходило в Сахаре. Напомним, что эта языковая семья делится на ветви – семитскую, египетскую или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и ряд других более мелких. К племенам и народам семитской языковой ветви относились – аккадцы, амореи, ханаанеи, евреи, арабы и другие, более мелкие племена. Они занимали территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамские степи и Аравийского полуострова. Хамитская ветвь представлена населением Древнего Египта. К западу от долины Нила жили племена, говорившие на берберо-ливийских языках, кушиты обитали в верхнем течении Нила.
   Племена и народности индоевропейской языковой семьи делятся на анатолийскую (или хетто-лувийскую) и индоиранскую ветви. На языках первой говорили – хеттские племена, лидийцы, карийцы и другие мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви принадлежали – мидийцам и персам, парфянам и бактрийцам, скифам и сакам, ариям Древней Индии. Часть населения государства Митанни, также говорила на одном из индоиранских языков. В тоже время часть народов Малой Азии говорила на языках – фрако-фригийской группы индоевропейской языковой семьи. И ещё, что немаловажно, значительная часть современных лингвистов и историков считает корни хеттского языка индоиранскими.
   Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили хурриты и урарты, а также возможно, протохетты (хаты) предшественники хеттов в Малой Азии.
   Древнее население Индии относилось к дравидийской языковой семье. Древнекитайские племена говорили на языках сино-тибетской (или тибето-китайской) языковой семьи. Кроме населения, говорившего на вышеуказанных языках, обитали также представители народов, чья языковая принадлежность далеко не ясна и спорна – шумеры, касситы, возможно каски и ряд других племён, они стоят особняком в языковом отношении.
   Конечно, представленная этническая карта более характерна для периода 3 – 1 тыс. до н.э. И об этнической принадлежности многих культур 5 – нач. 4 тыс. до н.э. мы можем по существу только догадываться, так как отсутствует основной элемент определения по языку – письменные источники. Другие культурные определители зачастую настолько размыты, что не позволяют чётко идентифицировать ту или иную археологическую культуру. Там же где прослеживается взаимосвязь развития на протяжении тысячелетий определение этнического компонента не вызывают серьёзных затруднений. Такой культурой можно по праву считать первую цивилизацию современности – Древний Египет.
   Египет в 7 – 5 тыс. до н.э. населяли племена, переходившие от кочевого образа жизни к сознательному земледелию и скотоводству. В 6 – 5 тыс. до н.э. уже появляются первые постоянные поселения. Основными орудиями труда для них служили орудия - сделанные из камня и кремния. Изготовление и обработка таких орудий достигла наивысшего совершенства для того времени. У древних египтян отмечено и использование медных изделий в виде различных украшений и только в первой половине 4 тыс. до н.э. медные изделия получают производственное применение – в виде иголок, булавок, гарпунов и рыболовных крючков. Отметим, что медные изделия в Египте нашли производственное применение после открытий мастеров – металлургов в Балкано – Карпатском регионе и знания о возможностях меди египтяне получили, скорее всего, из этого металлургического очага.
   Месопотамия – соперница Египта может считаться колыбелью первых цивилизаций современного человечества. В 7 – 5 тыс. до н.э. была заселена неолитическими племенами древнейших археологических культур - хассунской, халафской и ряда других, этническая принадлежность которых неизвестна. Правда, как показывают современные археологические исследования, ситуация с выяснением их этнической принадлежности ещё не совсем безнадёжна. В частности, есть некоторые основания соотнести представителей убейдской культуры (протошумерской) с индоевропейской языковой семьёй. Однако, в данном случае, очень высока вероятность привнесения в эту культуру индоевропейских компонентов извне. Но, если всё-таки подтвердятся индоевропейские истоки убейдской культуры, несмотря на значительные противоречия, историческую науку ожидает, возможно, коренной пересмотр взглядов не только на историю Месопотамии, но и значительной части Евразийского континента. К тому же нельзя забывать, что и само происхождение языка шумеров, его родственные связи с другими языками до сих пор прозрачны, спорны и неизвестны. Язык шумеров пока не соотносим ни с одной языковой семьёй. Сами шумеры появились в Месопотамии, по всей видимости, в 4 тыс. до н.э. Откуда они пришли неизвестно, но все данные указывают, что они начинали своё движение с юга Месопотамии на север. На юге Месопотамию омывает Персидский залив, и тогда вполне резонным становится предположение о их заморском происхождении связанным с землями в Индийском океане. Интересно также, что и культура протошумеров ведёт своё движение с юга на север и также как собственно шумерская культура нигде не имеет аналогий в Евразии. В первой половине 3тыс. до н.э. северную часть Месопотамии заселили восточносемитские скотоводческие племена, говорившие на аккадском языке. К концу 3 тыс. до н.э. они заняли всю Месопотамию.
   Северную Сирию и Армянское нагорье населяли хурритские племена, предшественники урартских племён близких им по языку. До сих пор ещё окончательно не определена роль хурритов в становлении древнейших культур, а представляется она более значительной, чем считается. Да и само распространение носителей хурритского языка современная история застаёт (или изучает) в его окончательной фазе на стадии вымирания.
   В 3 тыс. до н.э. в Северо-Восточной Месопотамии появились полукочевые племена кутиев, чьё этническое происхождение долгое время оставалось загадкой, но исследования лингвистов последних лет дали неожиданный результат – кутии говорили на одном из древнейших диалектов индоевропейского языка и видимо их язык являлся в очень отдалённое время одной из составных частей формировавшегося языка всех индоевропейцев. Но справедливости ради необходимо отметить, что у противников индоевропейского происхождения есть довольно весомые аргументы в пользу и хурритского, и эламского, и алтайского языкового происхождения кутиев.
   Металлические изделия в Месопотамии до 5 тыс. до н.э. использовали в основном в качестве украшений. Но в 5 тыс. до н.э. в жизни обитателей междуречья Тигра и Евфрата появляются новаторские изменения связанные, в том числе и в использовании меди, появляются медные кинжалы и долота. Эти изменения связаны с приходом в Месопотамию населения халафской культуры. В последней трети 5 – первой половине 4 тыс. до н.э. на территории Двуречья произошёл расцвет металлургического дела. Представителям убейдской культуры становятся знакомы многочисленные наборы орудий из меди, появляется высокая технология литья. Расцвет металлургии в целом совпадает с расцветом металлургии в Балкано-карпатском регионе и является продолжением заданного импульса из Балкано-Карпат. Также отметим, что распространение убейдской культуры шло, как и шумеров позже, с юга на север со стороны Эриду и появились они в Двуречье уже сложившейся культурой.
   В Малой Азии в 7 – 5 тыс. до н.э. ситуация с населением выглядит проще: здесь обитали племена хаттов или для точности протохеттов. Их язык лингвисты считают родственным абхазо-адыгейским языкам Кавказа (что, впрочем, оспариваемо), к этой же группе принадлежал (как считают) и язык кашков (касков). На юго-востоке Малой Азии жили хурритские народы. И только вначале 2 тыс. до н.э. начинают широко распространяться народы индоевропейской языковой семьи – хеттов и лувийцев. Отметим, что одно из предположений считает хеттов выходцами с Балкан.
   В Закавказье и Армянском нагорье в 5 – 4 тыс. до н.э. обитали оседлые скотоводческие и земледельческие племена. Металлургия была развита слабо и не играла основополагающей роли. Лишь с 3 тыс. до н.э. она получает достаточное развитие, что привело к бурному развитию земледелия, появлению сох и серпов. Появляются крупные поселенческие центры. Начинается отделение ремесленников от другой массы населения. Что в итоге к концу 2 тыс. до н.э. привело этот регион к новым открытиям в области металлургии и выплавке железных изделий.
   В Восточном Средиземноморье находились земледельческие культуры, испытывавшие на себе влияние культур Южной Месопотамии - халафской и убейдской. С конца 4 тыс. до н.э. в этом районе заметен сильный прогресс различных ремесленных производств. В металлургии наряду с медью используют золото, серебро, а с конца 3 тыс. до н.э. металл получает широкое распространение. Идёт не только изготовление орудий труда и оружия, но начата отливка сосудов и литьё небольших статуэток для нужд хозяйства и удовлетворения эстетических потребностей. В регионе сильно чувствуется влияние Балкано-Карпатского металлургического региона. Происходит замена убейдских металлургических технологий на Балкано-Карпатские.
   Западный Иран в 3 – 2 тыс. до н.э. представлен племенами знакомых нам кутиев, а также луллубеев и народа су, чья идентификация по этническому и языковому признакам совершенно неизвестна. Луллубеи относятся разными лингвистами и историками к различным языковым семьям – индоевропейской, хурритской, алтайской и т.д. Так же пока ни с одной языковой семьёй не соотнесён язык касситов, обитавших, как и выше названные народы в Западном Иране. К великому сожалению слишком малоизвестно о вышеназванных народах, их жизнедеятельности, быте, облике, нравах и т.д. В отличие от касситов, историкам хорошо знакомы племена эламитов, которые по своему языку и происхождению были родственны племенам дравидов. Есть версия, и небезосновательная, что племена родственные эламитам и дравидам были широко распространены в 5 – 3 тыс. до н.э. К их числу принадлежало всё древнее население юго-запада Средней Азии. Но справедливости ради отметим, что на этой территории они, скорее всего, были пришельцами, так более древние времена эти земли населяли представители других этнических групп ничем не связанных с эламитами и дравидами. Племена родственные эламитам ещё во 2 тыс. до н.э. занимали и часть предгорий Алтая, а также предгорья Среднего Урала (в мифах финно-угров очень долго жило сказание о чёрных людях, якобы ушедших или скрывшихся под землю). Во 2 тыс. до н.э. эламитов с территории Западного Ирана начинают выдавливать индоевропейцы – племена индоиранской языковой ветви – арии (иранцы). Другая часть этих племён индоарии (индийцы) продвинулась ещё дальше на территорию Индостана. Таким образом, ареал распространения дравидийского и эламского населения постоянно сокращался. И к концу 2 тыс. до н.э. им удалось сохранить лишь территорию Южного Индостана, да некоторые островки в Западном Иране вроде Белуджистана. А ведь присутствие дравидов на территории Индостана прослеживается минимум с 6 тыс. до н.э. Благоприятные условия Западного Ирана способствовали раннему переходу эламских племён к скотоводству и земледелию. И уже в 6 тыс. до н.э. на богатом месторождениями медной руды Иранском плато появляется металлургия. Однако её развитие идёт очень вяло, из меди в основном изготавливали предметы украшений, а также булавки и проколки. И только с конца 4 тыс. до н.э. начинается рост металлургических орудий в хозяйстве, и вновь импульс развития металлургии был задан из Балкано-Карпатского металлургического региона. Такой вывод подтверждают способы литья и металлообработки, которые значительно близки друг другу. Разделение труда, рост ремёсел привёл эламитов к прочным торговым связям с Месопотамией и созданию государственности в начале 3 тыс. до н.э., в начале небольших объединений, таких как – Сузы, Аван, Аншан, Симаш; а позднее образованию единого государства с центром в Сузах, в некоторые периоды – В Аншане.
   Сделаем небольшое отступление и вновь коснёмся темы шумеров. Как говорилось выше, их цивилизация берёт начало в 4 тыс. до н.э. с момента появления на юге Месопотамии в Эриду, Уре и ряде других поселений шумеров. Этническая волна пришельцев быстро поглотила местные племена, смешавшись с ними. Однако то, что племена пришельцев не принадлежали ни к дравидам, ни к эламитам твёрдо установленный факт. Об этом, в частности говорят сохранившиеся статуи, как шумеров, так и эламитов. Слишком сильно между этими народами этническое различие. Однако шумеров по облику нельзя соотнести ни с одной из известных рас. Некоторую аналогию можно найти неожиданно в Египте, в долине Гиза, в вечно улыбающемся лице Сфинкса.

   Уже долгое время считается, что Сфинкс наделён портретными чертами царя Хафра, чья пирамида располагается за Сфинксом. Надпись у ног Сфинкса, казалось бы, подтверждает такое утверждение, она, безусловно сделана при Хафра. Напомним, Хафра царствовал с 2520 – по 2494 гг. до н.э., значит, Сфинксу должно быть не менее 4500 лет. Однако, японские и английские археологи, обследуя камни Сфинкса, пришли к невероятному выводу: камни статуи древнее блоков пирамид. Возраст скульптуры, вырубленной из монолитной скалы, время обработки камня древнее обработки и укладки плит всех пирамид в Гизе. Исследовав следы эрозии от большого потопа воды, двигавшегося с севера на юг, учёные пришли к выводу: что статуя существовала до времён последнего потопа и назвали примерную дату потопа, обрушившегося на Сфинкса – десятое тысячелетие до н.э.
   Сразу же вспоминается легенда о гибели гипотетической Атлантиды Платона, исчезновение которой философ относил к середине десятого тысячелетия до н.э. Совпадение? Может быть!
   Что касается сходства с портретными чертами Хафра, то и здесь учёные вынуждены признать факт: это два разных лица. Решить эту проблему, а точнее прибавить новых загадок, помогла блестящая идея Джона Энтони Уэста, решившего привлечь к работе эксперта в области реконструкции человеческого лица, детектива Фрэнка Доминго. В 1992 году он провёл анализ и выдвинул весомые доказательства, приводящие к выводу: что статуя Хафра и лицо Сфинкса, не являются одним и тем же лицом. Более того, выяснилось, что пропорции лица Сфинкса и лицевой угол (между линией лба и линией, идущей от ушного отверстия) не характерны для современного человека. Следовательно, лицо Сфинкса – скульптурный портрет не египтянина. Тогда – кто он? Наиболее простое объяснение – он атлант, точнее представитель уже не существующего народа. Ясно одно, Сфинкс (точнее его лицо) – портрет человека, жившего в 10 тыс. до н.э., до времени великого потопа. Возможно он представитель (ваяный в камне) исчезнувшей расы людей, не сумевшей пережить потоп, но владевшей высочайшими для того времени технологиями (той же обработки камня). Аналог лицу Сфинкса трудно найти, где-либо. Если конечно не считать гипотетическое предположение О. Мука о типе праамериканца с признаками кроманьонца и индейца одновременно. Кстати, возраст скелета человека этого типа с помощью радиоуглеродного и флуоресцентного анализа определён примерно в 12 тыс. лет. Впрочем, подавляющее большинство даже американских антропологов считает, что О. Мук в своём предположении вызывал желаемое за действительное. Однако, факт наличия скелета кроманьонца не отрицает никто.
   Косвенно, лица напоминающие черты Сфинкса, совершенно неожиданно обнаруживаются в двух местах.
   На одном из крошечных островов Тихого океана, удалённом от других островов на тысячи километров, стоят гигантские статуи. Это остров Пасхи. Неизвестно точно, когда начали их возделывать, но изготовление статуй прекратилось около 1680 года. Местные жители называют их моаи. Каменные изваяния запечатлели сильных и властных людей растянутыми мочками ушей, выпеченными вперёд подбородками, высокомерно сжатыми ртами и глубоко запавшими глазами. И самое невероятное, некоторые из статуй поразительно напоминают лицо Сфинкса. Совпадение? Возможно! Но тогда почему бог Солнца египтян и жителей острова Пасхи, а также перуанцев носит имя Ра? Так может быть, статуи являются скульптурными изображениями людей, которые в очень далёкие времена в сознании островитян приобрели статус богов. Однако, гипотетическая память из поколения в поколение выражалась в изготовлении статуй, когда наряду со статуями вождей островитян, стали появляться статуи, разительно отличавшиеся от самих обитателей острова. Может быть, конечно, первоначально делались статуи богов и лишь, потом вместо их стали делать статуи вождей.               
Другая аналогия лицу Сфинкса находится совсем рядом в Месопотамии. На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. в этой местности распространились племена, говорившие на шумерском языке. Напомним, вопрос о происхождении и родственных связях этого народа пока далёк от своего логического решения. Язык шумеров не соотносят ни с одной известной языковой семьёй. Кроме того, шумеры оставили в наследство человечеству не только свою клинопись, но и разнообразные предметы искусства. Среди этих предметов есть часть каменной статуи, найденной в Лагаше, которая изображает шумерскую женщину.  В изображении Сфинкса и статуи женщины из Лагаша наблюдаются сходные черты – круглоголовость, скуластость, наличие надбровных дуг, носастость. Есть и существенные различия – у Сфинкса более скошен лоб, глубже посажены глаза. Лицевой угол «женщины из Лагаша» сближает ещё выдвинутый подбородок, разрез губ и одинаковая надменная улыбка. Создаётся впечатление что Сфинкса и статую женщины создавали представители одной школы камнерезов, правда разделённой тысячелетиями.
   Так может быть до потопа, до 10 тыс. до н.э. люди с внешностью Сфинкса, статуй – моаи, статуи женщины из Лагаша представляли один народ или близкородственные. И шумеры за многие тысячелетия, пройдя через многочисленные смешения с другими народами, сумели сохранить свою этническую непохожесть на другие народы. Также с определённой уверенностью можно констатировать, что родиной этого гипотетического этноса не была ни Африка, ни Месопотамия. Такой же вывод можно сделать относительно представителей убейдской культуры. Правда в отношении последних смущает их предполагаемое родство с индоевропейцами. Если такое родство подтвердится, то вполне естественно возникает вопрос: там ли учёные ищут территорию формирования индоевропейского языка? Может она находится на неизвестной прародине убейдцев? А может у праиндоевропейцев существовало несколько очагов формирования удалённых друг от друга и возможно не имевших первоначальных контактов? Вопросы? Вопросы? Одни вопросы? К сожалению, неизвестно как выглядели сами убейдцы, и существует большая вероятность, что они могли быть связаны генетически с шумерами, а через них со Сфинксом. Такое предположение основано в первую очередь на факте начала распространения в Месопотамии убейдцев и шумеров с юга со стороны Персидского залива. Также стоит добавить, что с изображением лица Сфинкса не меньшее сходство имеют лица скульптур из Мохенджо – Даро, а это представители дравидийского населения. Отметим ещё одну деталь: одновременность вспышки металлургического дела в Балкано-Карпатском регионе и в культуре убейдцев в 5 тыс. до н.э. У последних эта вспышка была слабее и носила приносной характер, но всё-таки имела огромное значение для всех народов Переднего Востока и Малой Азии.
   Необходимо отметить, что до 5 тыс. до н.э. основную часть населения Переднего Востока и Малой Азии видимо составляли представители дравидийского (или эламского) происхождения. В их ареал распространения входили обширные пространства Индостана, предгорья Западного и возможно Южного Алтая. Юг Средней Азии предположительно являлся центром формирования дравидов в Евразии и родственных им эламитов, но скорее всего это была вторая их родина. Первоначальное сложение дравидийской общности пока проследить не удаётся. Интересно, что близ стоянки Сунгирь под Владимиром относящейся примерно к 24 тыс. до н.э. были найдены останки человека, относящегося возможно к негроидному населению. Как он оказался в этой местности сейчас уже не узнать, но предположить, что ареал расселения людей с чёрной кожей был намного шире, чем считается вполне можно.
   Юго-Восточная часть Азии уже в 8 тыс. до н.э. перешла от потребляющего к производственному земледелию. Люди этой местности в то время уже возделывали бобовые и бахчевые растения, что немаловажно – эта часть Азии имеет отличительную черту: население, проживавшее в 8 тыс. до н.э. и современное население генетически преемственны. Правда, ареал их распространения заметно сократился. В сферу жизни этого населения в то далёкое время входили долины Сицзяня и Янцзы с правыми притоками, долина реки Ганг была удалённой периферией этих народов. Основу населения составляли аустроазиаты в континентальной части и аустронезийцы в островной (малайцы, яванцы и др.) – вместе их всех сейчас называют аустрическими народами. культура имела в основном самостоятельное развитие и в значительной степени опережала развитие соседних регионов. Отметим, что в 3 тыс. до н.э. Южный Индокитай претерпел настоящую металлургическую революцию. Здесь были освоены методы изготовления сначала меди, а затем и бронзы. И развитие металлургии происходит в этом регионе самостоятельно и импульса, привнесённого из других металлургических очагов, не наблюдается. Однако ко 2 тыс. до н.э. Юго-Восточная Азия стала резко отставать, буквально во всех областях жизнедеятельности, в своём развитии. Причину спада определить можно, но слишком прост она будет выглядеть, если всё объяснять изменением режима больших рек (мелководье и полноводье). Поэтому оставим этот вопрос пока открытым.
   Именно таким образом выглядела картина расселения населения и уровень его развития в 7 – 4 тыс. до н.э. на Евразийском континенте. Справедливости ради следует отметить, что не рассматривались территории Европы, Сибири и Дальнего Востока, где также проходили довольно интересные и интенсивные процессы в жизнедеятельности населения. Главным определяющим моментом явилось выяснение времени и места освоения человечеством металлургического дела, рассмотрение основных очагов металлургии. Взрыв металлургического дела в Балкано-Карпатском регионе в 5 – 4 тыс. до н.э. придал развитию человечества новый прогрессивный импульс, связанный с появлением более совершенных орудий труда, росту торговли и производительности ремёсел, а также придал необратимый процесс отделения ремесла, в первую очередь металлургов, от остальных видов хозяйственной деятельности. Был положен сильнейший толчок к расслоению общества. Появились первые государственные образования. Импульса, заданного Балкано-Карпатским регионом, хватило на многие столетия, но примерно в конце 3 – начале 2 тыс. до н.э. эти процессы практически завершились. Человечеству необходимы были новые технологии, которые позволяли бы производить металл с новыми свойствами и более высокого качества. Как раз в это время появляются новые очаги металлургического производства, далёко к востоку от Урала. Старая система металлургического дела разрушается, так же как разрушается и вся этнокультурная карта Евразии, особенно в её северной половине.
   В исторической науке уже давно принято считать, что территория северной половины Евразии до последнего ледникового периода была заселена людьми кроманьонского типа или правильнее неонтропами - предками современных людей. Это утверждение, пожалуй, не вызывает никаких сомнений. Также известно, что кроманьонцы появились примерно 45 – 40 тыс. лет назад. Правда некоторые исследователи отодвигают их появление к 55 – 60 тыс. до н.э., а другие склонны считать и усматривают в ряде археологических памятников присутствие кроманьонцев в 200 тыс. до н.э.
   Кроманьонцами их назвали по месту первой находки их останков в гроте Кроманьон близ деревни Лез Эйзи во Франции. Развитие культуры, относящейся к этим людям было прервано наступлением последнего ледникового периода (24 – 10 тыс. до н.э.). Пик ледникового периода пришёлся на 18 тыс. до н.э. В то время огромный Балтийский ледник занимал большую часть северной половины Евразии и продолжал существовать ещё на заре египетской цивилизации. Кроманьонцы под давлением ледника были вынуждены отступать в более южные районы, не исключено что какая-то часть людей осталась жить на леднике. О возможности жизни на леднике говорит быт и жизнедеятельность современных эскимосов. Появление огромного ледника, вобравшего в себя воды мирового океана, освободило от воды огромные пространства земли в более южных районах. Средиземное море было похоже на ряд больших озёр, расположенных близко друг от друга. Чёрное море не имело выхода в Средиземное и было изолированным озером. Отступление моря позволило людям заселить открывшиеся от воды земли. За долгие тысячелетия существования ледника людьми были созданы уникальные культуры, о которых мы можем только догадываться, так как после отступления ледника большинство земель обитания людей оказались затопленными хлынувшими водами моря. Известно, что древнейшие люди предпочитали селиться близ береговой линии моря и вдоль русел крупных рек. Австралия, Новая Гвинея и Тасмания – оказались разделёнными. Филиппины, Суматра, Борнео и Ява, бывшие единым массивом суши континентальной Азии – оказались островами. Сибирь и Аляска, соединённые сушей свободной от ледника, стали разделены проливом. Огромные районы Средиземного моря были затоплены, в частности орошаемая долина не более чем 120 км. от побережья современного Туниса. Под водой оказались прибрежные районы Испании, Франции, Италии и Греции; огромная плодородная равнина, пролегавшая почти на 200 км. в верхней половине Адриатического моря, край этой равнины находился близ современной Венеции. И вполне допустимо, что именно на землях, затопленных водой растаявшего ледника произошло зарождение городской цивилизации. К сожалению, неизвестно в течении какого времени происходило затопление земель – был ли это многовековой процесс, отнимавший у суши метр за метром или одномоментный катаклизм, когда воды хлынули на материк. Однако, известно, что в 10 тыс. до н.э. на Земле произошла катастрофа, серьёзно изменившая облик планеты. Наступление моря привело к регрессу всего человечества в целом, особенно той части населения, которая находилась вдоль береговых линий. Возможно, что именно эта часть населения и была наиболее передовой в своём развитии. Уходившие от наступающего моря люди вновь стали заселять земли, освободившиеся от ледника в Евразии и Северной Америке. Так стала зарождаться современная цивилизация, вместе со всеми культурными и этническими признаками.
   Чатал-Гююк и Иерихон – поселения, возникшие 10 – 8 тысяч лет назад были первыми очагами цивилизации современности и вполне возможно последними предшествующей цивилизации. Основой для данного предположения служит отсутствие явных предшественников этих поселений, находившихся поблизости с высокими навыками развития культуры и ремесла. Эти городские поселения (Иерихон в меньшей степени) возникли каким-то таинственным образом из ниоткуда, совершенно не имея предшествующих стадий развития, характерных для образования поселений и при этом имели достаточно развитые навыки в различных ремёслах. Создаётся впечатление, что жители этих поселений являлись переселенцами с затопленных земель. Спасаясь от морских вод, переселенцы выбрали новым местом обитания земли, находившиеся в гористой местности. В частности, Чатал-Гююк возник вдали от морского побережья на Анатолийской возвышенности, а Иерихон в палестинском оазисе.
   Из всего выше сказанного о послеледниковом периоде можно сделать вывод: были заселены земли, освободившиеся от ледника, то есть юг Европы, Сибирь и районы, близкие к Беринговому проливу. Не исключается возможность проживания людей и на самом леднике (пока он существовал). Смена климата, таяние ледника привело к подвижке населения не только обитавшее рядом с ледником, но и населения прибрежных морских районов. Таяние ледника привело к катастрофическому затоплению плодородных низменных прибрежных равнин. Вероятно, именно на этих землях и была сосредоточена в основном предшествующая современной цивилизация. Катастрофическое затопление вызвало регресс культуры человечества, а сложившаяся предшествующая цивилизация оказалась уничтоженной. Население, спасшееся от наводнений, было так незначительно, что на вновь осваиваемых территориях возродились в основном только те виды деятельности, которые не требовали высоких технологий и были легко усваиваемы, т.е. охота, рыболовство и собирательство. Человечество вновь откатилось в каменный век, каким и было до наступления ледника 24 тысячи лет назад. Существовали ли необходимые составляющие высокой цивилизации до таяния ледника? – Скорее да. Рассмотрим цепочку основных составляющих цивилизации – оседлое земледелие – торговля – довольно крупные поселения – наличие различных ремёсел и искусств. От этой цепочки до появления государственности всего шаг. Александр Маршек утверждает, что оседлая культура сформировалась уже к 35 тыс. до н.э., а таяние ледника началось в 12 тыс. до н.э. Трудно представить, что за 23 тысячи лет человечество находилось в стагнации, хотя весь ход исторического развития доказывает, что человечестве быстрее развивалось именно в критические периоды своего существования. Из всей цепочки признаков цивилизации только об искусстве можно говорить, как о неоспоримом факте. Первые изделия с резьбой на кости и бивнях мамонтов появились 30 тысяч лет назад. Рисунки пещер Альтамиры, Каповой пещеры и ряда других относят к доледниковому периоду. Что касается остальных составляющих, то пока они ощущаются скорее внутренне, чем в действительности. Уж очень явны признаки деградации у населения, соотносимого с 10 – 8 тыс. до н.э.
   Однако вернёмся в 5 тыс. до н.э., а точнее в период, когда импульс, заданный взрывом металлургического дела в Балкано-Карпатском регионе, иссяк (4 тыс. до н.э.). Металлургическое дело или его развитие во всех регионах оказалось законсервировано. Если и существовал в каком-либо металлургическом очаге прогресс, то он не влиял на развитие всей металлургии в целом. В таком состоянии металлургия продолжала существовать до второй четверти 2 тыс. до н.э., именно тогда начинает складываться новый центр металлургии – Евразийский.
   С разрушением Балкано-Карпатского металлургического региона, его основополагающей роли происходит перестройка всей этнокультурной карты северной половины Евразии, да и многих других регионов Европы, Малой Азии и Переднего Востока. Балкано-Карпатский металлургический регион выполнил свою роль задав прогрессивный импульс большинству очагов металлургии до Урала. Рост качества оружия и орудий труда привёл не только к росту производительности труда и разделению ремёсел, но и к началу интенсивного имущественного разделения в близлежащих с Балканами регионах, образования групп населения нацеленных на завоевательные походы. Этот процесс всколыхнул и привёл в движение многие народы Европы стремившихся расширить ареал своего обитания. Этим же движением были затронуты и многие народы Северной Евразии, в том числе и население в зоне формирования общности из которой впоследствии выделились – германцы, балты и возможно, славяне (вполне возможно, что славяне выделились уже из разделившихся балто-германцев, одной из ветвей известной под названием – балты). В Малой Азии начались другие подвижки населения, на полуостров хлынули массы индоевропейского населения, в частности хетты. Есть версия что они выходцы с Балкан, о чём говорилось выше; другая версия утверждает о их продвижении с северо-востока через Кавказ; третья доказывает их автохтонное происхождение. Каждая из версий имеет право на существование и обладает очень серьёзной научной основой. Хотя более перспективной представляется версия о северо-восточном происхождении, о чём несколько позже. Помимо хеттов в Малую Азию в этот период проникают – лувийцы, греки-ахейцы, а затем и фригийцы, чья балканская принадлежность более достоверна, чем хеттов.




         



http://www.proza.ru/2011/04/26/1331