Не очеловечивайте собаку

Татьяна Матвеева
          В детстве многие мечтают о собаке. Я не была  исключением. Но, увы, жилищные условия и скромный бюджет не позволяли завести питомца.
Повзрослев, о мечте я почти забыла, если бы не роковая встреча...
По работе мне часто приходилось бывать в Москве. Как-то раз, на одной из московских улиц, навстречу попался огненно-рыжий пёс. Более красивого и грациозного существа в собачьем обличье я не встречала. 
Едва вернувшись в родной город, я позвонила в клуб собаководства и узнала где можно приобрести собаку породы ирландский сеттер.
К моему великому сожалению, заводчик отказался продавать щенка, мотивируя тем, что по предварительной договорённости обязан отдать весь помёт в иногородний клуб. Аргумент звучал фальшиво.
— Почему вы ищете отговорки? — удивилась я.
— Потому что у легавой особое предназначение. Смысл её жизни заключается в охоте. Вы будете ходить с ней на уток?
Усмехнувшись, я подумала: "Вот бы тебя заставить с утра до вечера бегать по лесам и полям, да прыгать в холодную грязную воду. Такая красота должна спать на диване и гулять по аллейкам".
Видимо, лишних денег на содержание многочисленного собачьего семейства у пенсионера не было. Поэтому, хоть и неохотно, но он уступил моей просьбе.

"У меня будет собака!"

          В оговоренный срок я приехала за щенком.
Малышей было десять, и выглядели они абсолютно одинаково: рыжие, толстенькие, непоседливые.
Детки удивлённо меня разглядывали и обнюхивали, не догадываясь, что решается судьба одного из них.
Пытаясь почувствовать родственную душу, я взглянула в глаза очередного собачьего ребёнка и почувствовала — есть контакт!
Девочка ничем не отличалась от собратьев, но стоило к ней прикоснуться, как между нами проскочила искра.
Пожелав здоровья и долгих лет жизни, хозяин напоследок сказал:
— Любите свою собаку, берегите, но не очеловечивайте. Иначе, когда придёт время, вы пожалеете о содеянном.
Тогда я даже не задумалась над смыслом сказанных слов. Понимание пришло позже. А пока, как могли, мы наслаждались общением. Я, как и положено по старшинству, была мамой, она — деткой.

          Время от времени, охотничий инстинкт давал о себе знать. Во дворе Шейла делала стойку на голубей. Но после неудачной попытки поймать птичку, тяжело вздыхала и шла домой.
Летом мы выбирались за город. Нужно было видеть её счастливую моську. Запах земли, реки, травы... Она буквально сходила с ума от радости. А уж коровьи лепёшки — святое. Авантюристка была просто обязана в них изваляться. После облагораживающих процедур, как бы я её ни уговаривала, счастливая собака ни в коем случае не соглашалась купаться!
Так мы и ехали домой в автобусе. Простите нас, люди.
Что касается всего остального, здесь Шейла оставалась на редкость аккуратной собакой. Гулять в дождь? — да ни за что на свете! Присев на балконе, она делала виноватые глаза: мол, только по-маленькому.

          Имелось у псинки и своё хобби — посещение магазинов (не промтоварных).
Если шоппинг отменялся, то мы гуляли в парке. Там тоже стояли лоточки со сладостями.
Продавцы, зная её тайное пристрастие, нет-нет да и угощали конфеткой.
Ещё одну маленькую слабость плутовка тщательно скрывала. С хозяйского стола: ни-ни, а вот схомячить минтайчик у кота...
— Где рыбка?! — строго вопрошала я.
— Какая рыбка?.. — вскинув бровки, удивлялась пёса.

          Когда Шейле исполнилось полгода, мы решили сделать на память семейное фото.
Фотограф отчаянно замахал руками:
— Да вы что — деньги на ветер! Это же собака. Одно неловкое движение — и снимок испорчен.
Как же долго я его уговаривала...
Чтобы щенок не крутился, я делала "страшные" глаза, хмурила брови и грозила пальцем.
Фотограф оказался прав, но только не в отношении Шейлы — собаченция получилась великолепно! Что касается моей персоны, то лучше бы меня там не стояло.

          Учёные склоняются к мнению, что интеллект у собак развит на уровне трёх-пятилетнего ребёнка. Может и так, но мне почему-то кажется, что они имеют взрослую душу. Иначе чем объяснить их способность к сопереживанию?
Собаки умеют многое: радоваться, шутить, любить… И им от нас ничего не нужно: ни денег, ни подарков, ни прочих материальных благ. Она не обманет, не предаст и, наверное, простит всё. И ещё одно неоценимое качество: собаки принимают нас такими, какие мы есть. 
И с чувством юмора у них тоже порядок.
Морозным зимним утром, надев шубу и тёплую пуховую шаль, я отправилась на прогулку. Передвигаться в столь объёмной экипировке хоть и с трудом, но получалось, а вот совершать манёвры — нет. 
Гуляем. Я иду впереди, Шейла — сзади. Продолжительная тишина настораживает. Голову повернуть не получается: поворачиваюсь всем корпусом. Слева — никого, справа — тоже. Нет собаки! Я в панике. И тут мной овладевает смутное подозрение, что не всё так просто. Страх придает сноровки, резко разворачиваюсь…  Как же она ликовала. Подпрыгивала, припадала на лапы, виляла хвостом: мол, ну и классно же я тебя хозяйка сделала!

          Одиннадцать с половиной лет пролетели незаметно.
Милая, добрая, любящая душа, как жаль, что её срок оказался столь короток.
Шейла постарела, на мордашке появилась седина. Каждый шаг давался ей с трудом.
В ветлечебнице посочувствовали: "Ну что ж вы хотите, — возраст". Я понимала, что врачи правы. Но как же трудно было смириться с неизбежным.
Её силы таяли с каждым днём. Более тщательное обследование подтвердило худшие опасения. Нужно ли описывать, какие боли испытывают онкобольные? Шейла почти не вставала, лишь вздыхала, протяжно и тяжело.
Надо признать, дочь оказалась мужественнее. Вызвав ветврача, она предложила мне на время уйти из дома.
Шейла лежала на полу, я опустилась на колени.
— Прости меня, детка. — это всё, что я смогла вымолвить.

          Вернувшись вечером, я зашла в квартиру. Тишина. Никто не встречал, не вилял хвостом и не лез целоваться.
На глаза попалась расчёска, чашка, поводок на вешалке...

          Чувство утраты не понять тому, кто не терял собак. В тот миг я осознала смысл некогда услышанной фразы: "Собак можно любить, но их нельзя очеловечивать".
Напутствие оказалось пророческим. Но как можно к ним не привязываться? Как можно не прорастать в них душой и нервами?

          Хвала и слава тем, кто умеет контролировать свои эмоции и чувства.
Умом я с ними согласна, но сердце плачет: "Никогда, слышишь, никогда больше не заводи собаку!"