Шесть, шестьдесят шесть, шестьсот шестьдесят шесть

Александр Ерошкин
Шесть – это не просто число, количественное числительное, не просто полдюжины, не просто пять с одним или семь без одного. Это очень распространенное слово. Мы и сами не всегда догадываемся, насколько часто употребляем этот корень и не только для обозначения количества чего-то в шести единицах или чего-то шестого по порядку.

Официальная этимология правильно считает слово шесть общеславянским, она правильно определяет и тип образования: слово с твердой основой стало мягким, мягкость основы на письме обозначена ь, но в прилагательном (числительном) снова появляется твердость: шестъ – шесть – шестой. Словари дают возможность сравнить способ образования таких слов: гол (голъ) – голь – голый, жьлтъ – желть – жёлтый. Но нет в словарях главного – каково происхождение слова? Где наблюдается его родственная связь с другими словами? К какому корневому, родовому кусту оно относится? А как раз тут много интересного. Но сначала проследим связь этого слова с предшествующими в русском счете.

Напомним. Раз – это я, первое лицо, субъект, тот, кто действует. Два – это подруга, партнер, супруга, жена, дама, краля, красотка, M;nnin,  Madam, Frau и так далее. Это тот же субъект, но другого рода. Три – это то, что получается в результате действий (трения) первых двух субъектов. Четыре -  это ячейка общества, две четы, или чета чет. Наконец, это чёрт, бес, который искушает, заставляет поступать необдуманно, создает дополнительные проблемы и трудности. Словом, чем чёрт не шутит? Пять – это ступать, пята, запястье, распятье, запятая, запинка, остановка,  а шесть – это уже движение на большом пространстве, шествие, поскольку образовано от слова шестие, которое встречается в древних памятниках (шьстие), имеет синонимические  связи с такими современными глаголами, как ходить, всходить, приходить, прийти, пройти, прошагать, маршировать. Словом, шесть – это расширение мира, выход за пределы частной, приватной жизни, преодоление притяжения самых близких существ.

Шесть – родня не только слову шествие, но и глаголу шастать, который, как утверждают специалисты, встречается еще только в польском языке. Шастать – это значит шататься, бродить, шляться без дела, ходить взад и вперед. Скорее всего, этот корень – следствие звукоподражания при выполнении каких-то монотонных, много раз повторяющихся движений, например, когда просеивают зерно или песок. Когда идешь по песчаному берегу, то звук тоже напоминает корень шасть – шесть, стоит только хорошо прислушаться. Пята – это отражение цифры пять, это противоположная пяти перстам (пальцам) часть стопы. Это число стояния, задержки, остановки. Распятие, к примеру, это неподвижная фигура. А число шесть уже отражает движение, то качество, которое, видимо, и легло в основу этой группы однокоренных слов. Представьте, как неторопливо и молча идет группа людей по песчаной дороге. Какие звуки сопровождают их в пути? Интересные примеры использования этих слов приведены в словаре Даля.

Тут народ шастает с утра до ночи. Полно тебе шастать-то взад и вперед, берись за дело! Слепой шастает, идет ощупью. Шастать – это шаркать ногами на ходу, шуркать, шуршать. Шасть выражает нечаянный, неожиданный вход, явление кого-то, шаг, ступанье. Шасть в бок, шасть в другой – ан деться некуда. Из лесу шасть на них медведь. (Крылов). Шасть на чужую часть! Кулак не сласть, а без него не шасть!

Шестерка – это существительное, образовано от числительного шесть, но означает не только количество чего-либо, но и человека, который слишком подобострастно выполняет что-то, прислуживает, унижается, собирает сведения об одних и передает другим. Шестерят обычно мелкие душой людишки тем, кто при силе или власти. Шестерок не любят, а назвали их, видимо, по тем же свойствам глагола шасть, что и числа шесть. Слово шестерка – это еще и лошади, запряженные цугом по три пары, и игральная карта, и шлюпка с шестью веслами, а далеко в прошлом шестерка – это еще и семья с шестью работниками, где шесть своих мужиков, допустим, отец и пять взрослых сыновей.

Шестеренка. А у этого слова много работы. Первоначально, видимо, шестеренкой назвали круглую деталь (колесо) с шестью зубьями (по-немецки – Zahnrad или Sechser), позднее число зубьев увеличивалось или уменьшалось, размеры колес возрастали и уменьшались, формы зубов менялись, а название оставалось прежним. Впрочем, от шестеренки родилось слово шестерня. Согласитесь, что шестеренка указывает на что-то маленькое, миниатюрное. Как этим словом назвать зубчатые колеса диаметром до нескольких метров, например, в подъемных механизмах шахт? По такому же принципу заимствованное слово зонтик (от голландского sondek «солнце + покрышка») превратилось в зонт.

Корень шесть образует множество сложных слов. Некоторые слова ныне или совсем не употребляются, или обозначают понятия, относящиеся к далекому прошлому.

Шестеропер, или шестопёр – палица, булава или жезл с шестью перьями, то есть с литыми, кованными или чеканными крыльями по ребрам. Это оружие, им пользовались, как правило, казаки, а еще личная охрана русского царя. Владимир Даль привел примеры использования этих слов. «За царем шли ближние его люди со щиты, и с булавою, и с шестопером. Гетманы малороссийских казаков нашивали шестопёр, то есть изображение этого орудия. Не саблями секоша их, а биша, яко свиней, шестеропёрами.  В одном из словарей современных русских фамилий высказано предположение, что фамилии Шестоперов, Шестиперов и Шестопёров могли произойти от названия человека, имеющего шесть пальцев. Это ошибочное предположение. При шести перстах человека назвали бы Шестиперстовым, но такого человека пока не родилось, потому как на Руси был на руке один палец - большой, а остальные персты.

Шестибашенное здание, шестигласная дума, шестигласое пение, шестиголосый хор, шестигранный столп, шестиконечный крест, шестисаженное бревно, шестистопный стих, шестиструнная гитара. Перечень можно продолжить.

Попутно выскажу мнение и о числе зверя. В библии это число указано лишь один единственный раз в «Апокалипсисе» в главе 13 стихе 18, который начинается с важного предупреждения:
«18. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число это шестьсот шестьдесят шесть».

Нам предлагают не просто взять на веру, что зверь помечен тремя шестерками, числом 666, а сделать некоторый расчет: Кто имеет ум, тот сочти. В слове сочти со – это приставка, но она выполняет роль корня, имеет значение много, вместе, сообща, а корень чти тоже многозначный, это и читать, и считать, вести счет, и почитать, оказывать честь и почести. Что имел в виду автор или переводчик, когда говорил сочти? Причем, он посоветовал задуматься, напрячься, а не просто повторить, не задумываясь. Кстати, «число зверя» записано не числами, не цифрами, а словами, буквами. И такая запись словами на всех языках. А это тоже что-то значит.  Если шесть – это движение на большом пространстве, шествие, поскольку образовано от слова шестие, то многократное повторение слова шесть напоминает движение большого количества людей, похоже, вооруженных людей. То есть речь идет о нашествии. Если шесть – это шествовать, идти, двигаться, вышагивать, то шестьсот шестьдесят шесть – это нашествие. Значит, апокалипсис рассказывает о нашествии зверя.

А теперь я предлагаю задуматься над таким моментом. На многих языках четвертая книга Ветхого Завета называется «Четвертой книгой Моисея». В ней рассказывается о военном походе против какого-то очень сильного и высокорослого народа, живущего в больших и хорошо укрепленных городах. Напомню, что слово четыре указывает еще и на чёрта, беса. В библии на русском языке эта книга названа «Числа». В книге много чисел: указано количество участников похода, количество жертв, количество перевоплощенных, то есть количество чистых и нечистых. А в «Апокалипсисе», то есть «Откровении Святого Иоанна Богослова» тоже сообщается много чисел, и, конечно, «число зверя» и результаты его нашествия, но якобы в будущем времени. На мой взгляд, эти книги рассказывают об одном и том же времени, об одном и том же событии, в частности, о военном походе во главе с Моисеем  по искоренению в империи очагов эпидемии чумы. При этом воины Моисея впервые применяют огнестрельное оружие против почти безоружных людей.