Выбор

Александр Павлович Петров
Газета «Забайкальский рабочий» 2006, №219, Кн. «Тридцать секунд рассвета». – 2009 ( УДК 882 ББК 84)


УДК 82-3
ББК 84(2Рос=Рус)6-445
П 30  Петров А.П. Шлем Дон Кихота. Нефантастические рассказы. – Чита: Экспресс-издательство, 2012.- 160 с.: ил.               
ISBN 978-5-9566-0361-1


Александр Петров
ВЫБОР


Монотонную мелодию я слышал словно через толщу воды и медленно, как рыба, проглотившая крючок, поднимался к поверхности, которая называлась реальностью. В моём сне моросил тёплый дождь, и я шёл под ним без зонта. Мой любимый сон.
Последнее время в утренних трелях будильника появились низкие ноты, переходившие, как мне иногда казалось, в инфразвук. Может быть, это изменение звучания сигнала и явилось причиной последовавших событий. Существует понятие резонанса, когда в процесс вовлекается вся система с непредсказуемыми последствиями. Я не менял батарейку в этом будильнике пять лет. С тех пор, как от меня ушла жена. Это был закономерный итог нудных и бессмысленных ссор. Детей не было. Мы откладывали их появление из-за страха перед завтрашним днем. Нас пугал мир, в котором плескалось насилие, в котором наркотики продавались в школьном дворе. Мы напрасно ждали, что этот кошмар закончится.
Я встал и подошёл к окну. Весна запаздывала. В затенённых местах лежал снег. Начинался обычный день, заполненный бессмысленной суетой. Уже несколько раз я отмечал необычные пробуждения. Проснувшись и медленно выстраивая череду предстоящих маленьких целей, я вдруг снова слышал сигнал будильника и как бы просыпался во второй раз с совершенно другими мыслями и чувствами. Необычность заключалась в том, что это не было сном. Событие просто повторялось дважды. Если бы не испорченный будильник, то я бы, наверное, забывал первое пробуждение. Пытаясь понять, что происходит я строил разные гипотезы. В конечном итоге осталась одна. Это мог быть «черновой» вариант действительности. Ведь существует закон «парных случаев». И существует болезнь, которая называется эпилепсия, когда у больных появляется приступообразное изменение сознания по типу уже когда-то виденного (d;j; vu). Возможно, мы иногда проживаем событие несколько раз, забывая потом об этом. Мы должны выбирать.
«Путь направо без коня оставит –
Побредешь один и сир и наг, -
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…»
Полный текст стихотворения Бунина я вспомнить не смог, но прямой путь был ничуть не легче. 
Ну, пока что, я своей судьбой распорядился не лучшим образом. Особенно невыносимым одиночество было в выходные дни, когда с улицы доносились крики детей, заглушавшие постоянный глухой шум, проходившего недалеко шоссе. Не один раз мне в голову приходила мысль, что положение можно исправить.
Однажды возвращаясь из магазина с повседневными покупками, я заметил женщину в коричневом плаще, которая что-то внимательно рассматривала под ногами и даже провела кончиком туфельки по земле, как будто что-то отыскивая.
- Наверное, кто-то обронил деньги, - угрюмо подумал я. Перед этим я разглядывал бомжей, роющихся  в помойке и накопившееся раздражение перенёс на неё.
- Травка! Уже зелёная! – повернулось ко мне улыбающееся миловидное лицо, и я опешил от неожиданности. Проклюнувшуюся траву я сам, с таким же интересом, рассматривал вчера. Моё замешательство она оценила по-своему и стала меня разглядывать.
- А она интересна, - мысль была абстрактная и плоская, как рисунок на плакате. Я оставался на месте под впечатлением неожиданных слов. Затем представил выражение её лица через неделю или через месяц, когда она увидит мои джинсы, небрежно брошенные на стул, не помытую кружку…
- Да, да, - буркнул я и ускорил шаги.
Постепенно у меня созрело решение заглянуть в мир повторяющихся событий. Мир выбора, как я его для себя окрестил. А что если там удастся вернуться назад к тому злополучному утру. Забрать назад жестокие слова. Научиться терпению в бесконечно повторяющихся ссорах. Сейчас уже изменить ничего было нельзя. У моей бывшей жены была новая семья.
План был прост. Каждое утро с первым сигналом будильника я вскакивал с сумасшедшим ожиданием перемен, пытаясь успеть. Но ничего не происходило. Вероятно, повторы возникали только после цепи очень серьёзных событий. В какой-то ключевой ситуации, когда правильный выбор определяет всё последующее.  Повезло только на шестое утро. Поразила тишина. Не кашлял сосед наверху. В коридоре не лаяла собака. Я отдернул штору окна. Вид пустынной улицы заставил меня пожалеть о глупой выходке.
- Наверное, слишком рано, - цепляясь за осколки здравого смысла, подумал я. Нет, часы показывали семь утра. Начался обычный день необычно холодного апреля. Дата на календаре не изменилась. Назад в прошлое дороги не было.
Я никого не встретил ни на лестничной клетке, ни возле подъезда. Не было даже воробьёв и соседских собак. Неожиданно на тротуаре появилась женщина. Я не видел, откуда она взялась. Секунду помедлив, несчастная шагнула на проезжую часть. Из пустоты вынырнула машина. Застыв от ужаса, я увидел, что женщину высоко подбросило в воздух и она, как тряпичная кукла упала в нескольких метрах от меня. Через секунду и труп, и кровь исчезли. Визг тормозов ещё эхом метался в пустом пространстве между домами. Женщина снова стояла на краю тротуара и готовилась шагнуть на мостовую. Ещё дважды я был свидетелем её ужасной смерти. В четвёртый раз слева от плеча женщины пролетела бабочка, на мгновение привлекшая её внимание. Этого хватило, чтобы ревущий джип промчался мимо, не причинив вреда этой женщине. Передо мной вновь была пустынная улица. Дубли действительности разворачивались передо мной. Внезапно появлявшиеся передо мной собеседники, повторяли одни и те же фразы. Менялись интонации, и результат закреплялся. Юноша с цветами поворачивал то направо, то налево. Бесконечный калейдоскоп. Жить в этом мире и не сойти с ума, было невозможно. Я понял, какой ужас на самом деле должна была испытывать Алиса в стране чудес. Кто же был невидимым дирижёром? А может, их было несколько? Меня чуть не доконала последняя сцена. На шестом этаже углового здания распахнулось окно, и на подоконнике появился мальчик лет четырнадцати. В его глазах, неотрывно смотревших на тротуар, застыл ужас. Он наклонился.
- Нет! – завопил я и бросился вперёд. Успел. Мальчик взглянул на меня, помедлил и вернулся в комнату.
Повернув голову, я заметил фигуру в строгом чёрном костюме.
- Как вы сюда попали? – в серых глазах собеседника светилась усмешка.
Вопрос застал меня врасплох.
- Это из-за будильника, - промямлил я.
- Ну, конечно, из-за будильника, - резче обозначилась ироничная складка возле угла рта.
- Кто вы?
- Сами ещё не догадались? Я всегда находился рядом с вами. А это мой мир. Это мир громадных возможностей. Правда, существуют и силы, мешающие мне. Но итог зависит от выбора человека. Вот вы, например, мне подходите. Хотите, я дам вам всё. Всё самое ценное в материальном мире. Всё золото мира. Плата? Пустяки. Просто после вашей смерти вы окажетесь в этом прекрасном мире выбора. Договор составлен лучшими юристами, - дьявол прямо так и лучился дружелюбием.
Мгновенно перед нами появился стол, на котором стояли ноутбук и принтер. Из принтера выползал последний лист, на котором уже стояла печать и сегодняшнее число.
Я вчитался в пункт 2.11.2. Пункт гласил: представитель ООО «Мир выбора» освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств возникло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (пожар, стихийные бедствия, военные действия, действия других представителей и др.).
- Да, - подумал я, - специалисту по стихийным действиям этот пункт как нельзя кстати.
- Не беспокойтесь. Это пустая формальность. Неужели вы не заметили, что этот пункт имеется в каждом договоре, заключаемом в вашем мире?
- Не вашими ли стараниями он там появился? – подозрительно осведомился я.
Ответом было вежливое молчание.
- Вам что, недостаточно негодяев и отморозков? Любой из них подпишет эту бумагу, не читая.
- А кто вам сказал, что у них есть душа? Это самое распространённое заблуждение, что душа есть у каждого человека.
- Я не согласен, - мой голос охрип до неузнаваемости. Вытащив носовой платок, я вытер вспотевший лоб. Слишком много впечатлений для одного апрельского утра.
- Трудно одному? – в голосе дьявола сквозило искреннее участие. Я поднял глаза. Со мной так давно никто не разговаривал.
- Любовь на земле найти не просто, - продолжал тот, - попробуйте здесь. Вариант беспроигрышный. Случайные женщины долго здесь не  задерживаются. Случайность и есть случайность. Появится и останется только та, качества которой схожи с вашими. В своём мире на поиски можно потратить десятилетия и, в конечном итоге, сделать ошибку. Кстати, не надо ходить на край света. Вы знаете парк возле школы? Будьте осторожны при переходе улицы. Договор вы ещё не подписали.
Я увидел её в глубине аллеи. Она шла мне навстречу. Тонкая, высокая фигура неестественно плавно и невесомо передвигалась среди деревьев. Подойдя ближе, я заглянул в карие с зеленоватым оттенком глаза.
- У нас мало времени, - обратилась она ко мне. Её глаза на солнце сверкнули жёлтым огнём.
- Что? – глупо спросил я, не понимая, почему она так разговаривает с незнакомым человеком.
- В школе скоро закончится урок и начнётся перемена.
В моей душе перемена уже началась.
- Хорошо, что вы мне опять приснились, - загадочно произнесла она, - мне холодно этой осенью.
- Сейчас весна, - я стал догадываться, что в этом мире можно бывать и во сне.
- Весна? – она беспокойно оглянулась.
- Вы часто здесь бываете? – спросил я.
- Последнее время часто.
Я прикоснулся к её руке, опасаясь, что наткнусь на пустоту. Рука была тёплая. Но неожиданно незнакомка стала исчезать. Погас солнечный жёлтый огонь. Необыкновенный апрельский день также угасал. Я понял, что необходимо действовать. Во что бы то ни стало, необходимо было вернуться в свой мир.
Как ни странно, но вернуться оказалось легче. Под окном весело орал соседский кот. На всякий случай я вынул батарейку из будильника. Школьный парк находился недалеко от моего дома. Тонкую знакомую фигуру я заметил издалека, но рядом с ней увидел мужчину и маленькую девочку. Мы поравнялись. Сверкнул жёлтый солнечный огонь. Она узнала меня и остановилась. Солнечный свет затопил всё вокруг. Мужчина беспокойно взглянул на меня, затем на свою спутницу с бесконечным обожанием. Маленькая девочка повисла на руке отца и обиженно захныкала. Я быстро свернул в боковую аллею. По-другому поступить было нельзя. К сожалению, в этом мире тоже действовал закон выбора. Остановившись, я присел на скамью. Налетевший порыв ветра, заставил поёжиться от холода. Под деревьями лежал снег, и на самом деле казалось, что снова осень и за апрелем наступит октябрь. Но всё-таки это было не так. Над рыхлым, ноздреватым снегом пролетела бабочка, сначала показавшаяся мне обрывком коры, подхваченной ветром.
Я бродил по улицам города до позднего вечера, пока у меня не появилась уверенность, что выход из создавшейся ситуации существует. Вернувшись домой, я вновь поставил батарейку в будильник и лёг, надеясь, что когда-нибудь смогу уснуть. Было необходимо найти в мире выбора мою прекрасную незнакомку. В какой-то момент мне показалось, что в темном углу комнаты, возле окна стоит фигура в строгом чёрном костюме. Почудился тихий, сдержанный смех. Всё «золото мира» просто не потребовалось.
Спасибо за прочтение. Ваши отзывы и предложения жду по адресу:  appetrov-chita@rambler.ru  С уважением Александр Петров.