Звезда цыгана

Игорь Грей
ВОСТОЧНЫЙ ЦИКЛ

***

Тумэ ромалэ, тумэ добрыи,
Ай пожалейте тумэ годы мои.

Ай кай на джява да карик мэ на прастава
Сыр ачьёмпэ да ромалэ екхджины.

Ай все богатство да мое ли заберите,
Возвратите тумэ годы мои.

(Из цыганской песни)

***

ПОДКОВА

Подкову старого цыгана
Повесил на стене.

Она надежды талисманом
Пророчит счастье мне.

Но долговечно ли оно?
Покажет время.
Цыгана нет уже давно –
Уздечка, стремя...

***

ТАБОР

*
красный закат
табор цыганский стоит
на горизонте

*
звенит струна
блестит монисто золотое
цыганский танец

*
Моя гитара, пой!
Заполни песнею душевной
Судьбины брешь
И разгони печаль
Которой осень жизни наполняет
Бокал сердечный!

*
осень в слезах
хоронит коня
старый цыган

*
цыган без лошади
что поле чистое
без ветра вольного

*
обнявшись с ветром
уснула в стоге сена
босоногая душа

***

СИНИЦА

Скажи, синица,
почему
ты так привязана
к этому
одинокому дереву?
Здесь твое гнездо
и желторотые потомки...
А я –
лишь гость непрошеный
под сенью этих веток.
Как просто мне:
ни дома, ни семьи!
Свободный птах,
седой
бродяга ветер.

***

ТАБОР 2

*
дай наглядеться
в твои озорные глаза,
чернобровая юность!

*
То плачет
То смеется
Семиструнная
От песни сердца
Старого цыгана

*
не заморозь меня
мой седогривый конь
зимы холодной...

*
За туманами
Далекий горизонт.
К нему спешит
Моя кибитка неустанно.
Я солнцу раннему
Иду навстречу.

*
порвали сердце
на квадраты / жизни нет
цыгану за решеткой

*
позолотил ручку
теперь ни сумки, ни денег
ни смуглой ручки

на следующий день
пришла удача

*
побелели кудри
у цыгана. где укрыться
снежною зимой?

*
Что ведаешь ты
О цыганской звезде
Скитаниях вечных
Мечтах пилигрима
Душа, что осела
На пяди земли?

***

ИДЕТ ЦЫГАН

Идет цыган, ни зим, ни лет не зная,
Отцом – туман, а матерью – земля.

Поет цыган, и кудри развевает
Бродяга-ветер, заблудившийся в полях.

Молчит цыган, в долине лета бродит,
Постель его – ковыль в седых горах.

Не спит цыган, и осень догорает
В его давно полуслепых глазах.

Грустит цыган: куда ведет тревога?
Осколки звезд перебирает не спеша.

За горизонтом лет одна дорога – к Богу,
Где успокоится мятежная душа.

***

КИНОПАНОРАМА


ЦЫГАН

Гуляет душа
Да по степи широкой
По степи вольной
Ищет путь к сердцу твоему
Заблудилась, извелась вся


АЛЕКО

Как рано, брат
Вас погубила страсть
И ревность
Двух лебедей летящих
Сбитых влёт...


ВРЕМЯ ЦЫГАН

Калэ бала
Тутэ романэ якха
Годявир шэро
Ченя дрэ кана
Нанэ ило дрэ колын

Волосы как смоль
И глаза цыганские
Умна твоя голова
И серьги в ушах твоих
Но нет сердца в груди


ЕСЕНИЯ

Как дальше жить
Без глаз твоих огня
Без губ твоих
Что лепестками чайной розы
Тревожат сны мои и грезы
Есения?..


В НЕБО

Ночь переждав
Сорвалась птица с ветки
Лишь угольки костра
Безмолвно догорают
Во мгле рассветной
Уходит табор в небо

***

«Цыган» (СССР, Одесская киностудия, 1979) – художественный фильм, снятый Александром Бланком
по мотивам одноименного романа Анатолия Калинина.

«Алеко» (СССР, Ленфильм, 1953) – фильм-опера, снятый Сергеем Сиделевым по одноименной опере
С.В. Рахманинова, которая была создана по поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

«Время цыган» (англ., Time of the Gypsies; Великобритания, Франция, Югославия) –
художественный фильм Эмира Кустурицы, снятый в 1988 году.

«Есения» (исп., Yesenia; Мексика, 1971) – мелодрама Альфреда Б. Кревенны с Жаклин Андере в главной роли.

«Табор уходит в небо» (СССР, Мосфильм, 1975) – художественный фильм молдавского кинорежиссера
Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов Максима Горького.

(Материал из Википедии)

***

Из цикла «Звезда цыгана» (2009 – 2011)