Дневник Зоси Ивановой

Зоя Яковлева
В Зосином доме намечался праздник: вчера отгремел выпускной, и теперь девочка собиралась отметить окончание школы вместе с семьёй и своей лучшей подругой Мариной.
- Вам, может, помочь чем? – спросила Марина, глядя, как подмидорный шар распадается на круги под ножом Зосиной мамы.
- Нет, спасибо, - ответила мама. – О, подай, пожалуйста, картошку, вон там.
- Я сейчас быстренько схожу в магазин и сразу вернусь, - послышался из коридора Зосин голос. Она зашла в кухню с тряпочной сумкой в руках. – Посмотри там пока один файл, я его открыла, потом мне расскажешь, как тебе, хорошо?
- Океюшки! – Марина бодро ушла в Зосину комнату, довольная, что для неё нашлось занятие.
Ей ужасно нравился Зосин компьютер, чёрный, строгий, мужественный, с большим голубым глазом. Компьютер Зосе подарили совсем недавно, решив, что для учёбы в университете это необходимо. Самое удивительное в нём было то, что эта сумасшедшая девчонка до сих пор не записала туда ни игрушки! Старый Маринин зеленоглазый компьютер по имени Ванёк постоянно жаловался, что в его памяти их слишком много.
С трёхстраничным файлом стихов Марина расправилась быстро. Стихи принадлежали перу Алексея и вызывали смех у каждого, кто брался их читать. После них следовали Зосины комментарии на две страницы. Марина хохотала до боли в животе, любуясь снисходительностью подруги и её отчаянными попытками быть вежливой.

Нет мне больше жизни
Средь мирских утех.
Не служить отчизне
Должен я на грех,
А отдать любимой
Лучшие мечты,
Где необозримо
Вместе я и ты.

Таким было первое стихотворение, а вот какой Зося написала к нему комментарий:
«Очень неплохо для начала. Наверное, не мне об этом судить, потому что я не писатель. Но ты спрашиваешь моего мнения, поэтому я скажу, что хотя до Есенина тебе ещё далеко, но ты смело можешь расти и претендовать на его место. Когда я вижу стихи ровесников, то замечаю там нескладные рифмы, сбивчивый ритм. У тебя с точки зрения формы недостатков в стихотворении нет. О содержании же мне стыдно судить, потому что это стихи о любви, а осуждать чувства, по-моему, было бы жестоко и безрассудно».
- Ха-ха-ха! – надрывалась Марина, дрыгая ногами под столом. – Да она просто ржёт над ним в каждой строчке! Если он не идиот, то почувствует!
Сама Марина писала такие же стишки лет в двенадцать, и в тринадцать охотно выбросила все в мусорный бак.
Насладившись файлом, девушка выглянула на кухню, не нашла там Зосю и вернулась за компьютер. Тщетно поискав на нём игры, она бегло просмотрела папки с литературными произведениями, без большого интереса прочла список музыки в проигрывателе и снова зашла в Ворд, чтобы написать Зосе шуточное послание. Среди недавно открытых файлов ей бросилось в глаза нечто заманчивое.
«Дневник».
«Я просто посмотрю, личный это дневник, или скучная муть какая-нибудь», - соврала себе Марина и щёлкнула курсором по названию. Строчки, в которых так и слышался голос подруги, немедленно захватили всё её внимание.
«Ладно уж, - заранее простила себя Марина. – Она мне доверяет. Да разве и есть у неё что-нибудь личное?»

12 сентября 2009
Мы с мамой решили, что я пойду на филологический. Если я хочу изучить всё, значит, я должна изучить литературу. В ней – опыт человечества. Говорят, что в нашем университете знают в этом толк.

13 сентября 2009
Не надо так делать (Эммануэль)

14 сентября 2009
Купили туфли. Марина чувствует мой стиль.
Удивительно: как можно быть такими разными и так хорошо понимать друг друга?
Лимоны у Той Бабушки больше не брать.

16 сентября 2009
Когда я веду дневник, я не такая педантичная, как мне казалось. Наверное, потому что никто кроме меня не сможет дать оценку проделанной мной работе. Я зависима от чужого мнения?
Когда сближаешься с людьми, приобретаешь зависимость. В Больнице я вылечилась от аллергии и бронхита и получила несколько наркотических зависимостей.
Есть такие болезни, за которые хочется благодарить Бога, есть он или нет.

17 сентября 2009
С мамой о УР. Может быть…

21 сентября 2009
УР проводил из школы. Как же с ним сложно разговаривать!
У Эммануилов были такие лица. А мы ведь даже не просили их оставлять нас наедине.
К чему всё это идёт? Идёт ли всё это к чему-нибудь? Если придёт, то Марина скажет мне: «Ну так всё к тому и шло!» А если не придёт?

30 сентября 2009
Начались курсы. Михайлович. Анна Николаевна. Мне всё очень нравится.
По дороге из университета видела, как лысая девочка роется в песочнице. Много грустных мыслей. Очень надеюсь, что ей просто так нравится. Курточка у неё была так себе. Если бы я купила ей курточку, никто бы не взял. Хочется творить добро, но в мире такие ограниченные возможности для этого!
С другой стороны, если просто быть собой и играть свою роль, можно сделать огромное количество добра. Эти возможности и ограничены и безграничны сразу.

2 октября 9009
Я видела Катерину Михайловну!
Танюшка – красавица!
Бычок навсегда.

3 октября 2009
Думала о Катерине Михайловне. Удивительно: мы почти никто друг другу, но разговаривали на улице, как старые знакомые. Она нас всех помнит! Не по именам. «А та беленькая», «А ваш друг этот ужасный?» «А мальчик-симпатяга, Дима, кажется». Неужели про Андрея всегда будут думать, что он ужасный?

6 октября 2009
Алексей влюбился. Или делает вид, что влюбился, потому что решил стать поэтом, а поэту положено быть влюблённым.
Почему он всё время пытается быть кем угодно, но только не собой? Ведь собой у него получилось бы быть так, как не вышло бы ни у кого другого.

7 октября 2009
Лена меня нарисовала.

8 октября 2009
Сегодня был смешной случай. Кто-то ошибся номером, и папа отвечал ему по-польски. Бедный человек, наверное, до сих пор ломает голову над тем, как он сумел попасть в Польшу.

12 октября 2009
Отвлеклась и забыла, что хотела написать.

29 декабря 2009
Вот я и снова здесь. На курсах всё интереснее и интереснее. Я действительно хочу поступить на филологический факультет. Не могу даже выделить, что мне особенно интересно. Не буду пробовать на мехмат. Даже несмотря на то, что туда поступит Эммануил.
Алексей не хочет на филологию, и мне почему-то от этого хорошо. Он мог бы получить там полезные знания для себя. Может быть, ему сбили бы спесь, и он стал бы нормальным человеком. Но лучше всё же пусть идёт в политехнический, как и собирался. Не очень хочется проводить с ним по восемь часов в день ещё пять лет.
А ведь я должна испытывать благодарность за ту поездку, за пьесу «Война и Мир». И я её испытываю. Но это всё равно не тот человек, рядом с которым я хотела бы быть.

31 декабря 2009-1 января 2010
Замечательно отпраздновали!
С Новым годом!

1 января 2010
А тот человек – это УР?.. …

2 января 2010
В записи от 1 января написана глупость.

3 января 2010
Да, там на самом деле написана глупость. Я ведь совсем не то имела в виду, когда писала про Алексея.

4 января 2010
Сегодня произошёл удивительный разговор. Я сохраню его здесь для истории.
Мы сидели дома на полу и мастерили оригами (Да, Андрей нашёл новое применение своим газетам), когда Андрей вдруг заговорил о том, о чём я молилась, чтобы он никогда не заговорил, и всегда мечтала, чтобы наконец-то заговорил. У нас с ним и раньше были похожие разговоры, но такого ещё никогда не было.
А: Я омерзителен. Да и больной к тому же.
Я: Зачем ты всё время об этом говоришь?
А: Всё время – чтобы не забывать, а сейчас – чтоб предупредить. Ты это понимаешь?
Я: Что?
А: Что я омерзителен и болен.
Я: Ты не омерзителен. Мне – нет.
А: Я болен, и от этого могут быть проблемы.
Я: У кого?
А: У нас. Я говорю о нашем будущем. Если оно у нас общее. Ты делаешь такое глупое лицо, потому что не уверена, выгодно ли тебе сейчас делать умное.
Я: …
А: Ты допускаешь мысль, что наше будущее может быть общим?
Я: Оно итак навсегда общее… Зачем нам расставаться… То есть, прости, я знаю, о чём ты говоришь. Да…
А: И это нормально – больной Андрей рядом с тобой всю жизнь.
Я: Это ничего… Это не смертельно. Зачем тебе я?
А: …идиотский вопрос.
Я: …извини. Но я не понимаю, почему он идиотский.
А: Кто, если не ты?
Я: … …
А: … …
Я: Мы ещё маленькие…
А: Не повторяйся, ты уже говорила это четыре года назад.
Я: Четыре года! Неужели ты правда думаешь об этом четыре года?
А: Я думаю об этом с тех пор, как у меня нашли диабет. А потом ты пришла, и всё стало как нужно.
Я: То есть?.. Я тебя не понимаю.
А: Когда у меня его нашли, я задумался, кто может быть со мной. Это ты. Потом ты пришла в больницу. Всё встало на свои места.
Я: А потом я ушла…
А: У меня было два варианта: ты или никто. Всё было нормально. Без тебя, значит так надо. С тобой, значит с тобой.
Я: …вот мы об этом и заговорили.
А: Мы всё время об этом говорим.
Я: Идеальная разница в возрасте…
А: (тут он улыбнулся) Да.
Я: Теперь всё будет не так.
А: Ты будешь всё время думать обо мне как о человеке, с которым тебе жить всю жизнь? И что тут нового?
Я: Ничего… ты всё знал?
А: Я всегда давал тебе повод так думать.
Я: Мне кажется, что именно потому, что мы так решили, у нас может ничего не получиться.
А: Само оно никак не может «не получиться». Мы это делаем, я и ты, а не оно делается.
Я: Однажды мы можем подумать, что всё было ошибкой. Начать переживать… что какие-нибудь чувства остыли.
А: Можем.
Я: Это обычное дело в парах, но это так неприятно.
А: Угу.
Я: Неубедительные доводы, да?..
А: Нормальные. Смотри, мы можем тысячу раз подумать всё, что угодно, можем не суметь что-нибудь сделать, у нас рухнут какие-то надежды, всё такое. Но я никогда не буду сволочью по отношению к тебе.
Я: …
А: Сомневаешься?
Я: Ничуть!
А: (опять улыбнулся) …
У него была неописуемая улыбка. А ещё он сказал мне, что я могу думать об этом, сколько мне заблагорассудится. Никто из нас никуда не торопится.

- Ой, ты нашла его.
Марина подскочила и, обернувшись, увидела Зосю.
- Э-э… прости! – заливаясь краской и строя глазки, заулыбалась девушка.
- Дочитывай, раз уж начала, - с улыбкой сказала Зося.
- Да не, потом, - сказала Марина. – Давай лучше поправим, у тебя тут где-то был девять тысяч девятый год…
Она принялась прокручивать страницу вверх, а сама думала:
«Вот это козырь! Он может дать ей то, что не смогла мне дать ни одна сволочь».