Воду в обмен на газ?

Али Албанви
Об некоторых итогах визита президента России Дмитрия Медведева в Азербайджан.
 
Накануне президент России Дмитрий Медведев  был в Баку с двухдневным официальным визитом. Главу российского государства в ходе визита  сопровождали  его помощник Сергей Приходько, вице-премьер Александр Хлопонин , глава МИД РФ Сергей Лавров, министр энергетики Сергей Шматко, руководители ряда регионов, в том числе Дагестана и Ингушетии, а также ряд представителей российского бизнеса, в том числе глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер. Этот визит президента Медведева в Азербайджан станет уже третьим. Ранее он посещал Баку летом 2008 и 2009 годов.

В рамках визита должны были подписаны соглашения о делимитации государственной границы, об использовании водных ресурсов пограничной реки Самур и по вопросам собственности на комплекс зданий посольства Азербайджана в Москве. 
 
 
Однако есть и вопросы, которые Медведеву вряд ли задали в Баку. Они касаются дагестанских народов, проживающих в Азербайджане. Их судьба, крайне мало обсуждаемая в азербайджанском публичном пространстве, редко становится предметом комментариев и со стороны российских официальных лиц. Однако для дагестанской общественности вопрос о соплеменниках, которые после распада СССР оказались за границей, - один из животрепещущих, если судить по количеству публикаций, посвященных этой проблеме, в региональных СМИ.

В Азербайджане остро стоит вопрос подготовки учителей родного языка для районов, где проживают дагестанцы. В настоящее время филиал Дагестанского государственного университета (ДГУ), работавший в Баку, закрыт, что подтверждает пресс-служба ДГУ. В нем с 1998 года действовал филиал факультета дагестанской филологии, готовивший преподавателей лезгинского и аварского языков. Сейчас в школах районов, где компактно проживают дагестанцы, национальному языку и литературе уделено 2 урока в неделю.


Детали визита подробно не раскрывались, что породило различные слухи вокруг него. По тем данным, которые   удалось собрать из своих источников, в ходе переговоров  было подписано соглашение  по факту передачи в полное подчинение Баку Самурский гидроузел, который является основным водозаборным сооружением на Самуре. Через него получает воду 2,5-миллионный мегаполис Баку. Водные ресурсы Самура последние 50 лет используются для орошения земель, снабжения водой населения и промышленных предприятий. Естественным водопотребителем реки является и Самурский природный комплекс, представляющий собой уникальный реликтовый лес с разнообразной флорой и фауной. 

Ранее  15-16 апреля 2010 года в городе Хачмазе на севере Азербайджана были   достигнуты договоренности по вопросам делимитации государственной границы и вододелению на пограничной реке Самур, работа по делимитации российско-азербайджанской государственной границы на уровне межправительственной комиссии фактически завершена, сообщил тогда азербайджанский сопредседатель комиссии, заместитель министра иностранных дел Халаф Халафов.

 
По словам Халафова, на переговорах с российской делегацией, возглавляемой послом по особым поручениям МИД, спецпредставителем президента РФ Александром Головиным были достигнуты договоренности, как по делимитации границы, так и по вододелению пограничной реки Самур.

В частности, предусматривается совместное использование ресурсов воды реки Самур по принципу "50 на 50". Для управления водными ресурсами предполагается создание совместной комиссии.


Река Самур протяженностью 213 км берет свое начало на территории Дагестана близ селения Кусур в Рутульском районе. Сток ее на 96,4% формируется на территории Дагестана.  Самур практически является внутренней рекой Дагестана и лишь на небольшом участке (38 км) протекает по границе с Азербайджаном.
 

Протоколом Минводхоза СССР от 7 октября 1967 года были установлены годовые лимиты, изначально приоритетные для Республики Азербайджан: Азербайджану — 800 млн куб. м; Дагестану — 300 млн куб. м; на экологический попуск — 510 млн куб. м.

Вместе с тем в течение всего периода действия протокола, вплоть до настоящего времени, азербайджанская сторона постоянно нарушала, увеличивая водозабор в 1,5 раза по отношению к вышеуказанному лимиту.

Фактические заборы воды из реки в среднем за 1990—2000 годы составили: Азербайджан — 53%, Российская Федерация — 9%, экологический попуск — 38% годового стока.

Плотинный гидроузел на Самуре, обеспечивающий вододеление, построен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1949 года №4321 на участке, выделенном под строительство распоряжением Совета Министров ДАССР от 11 марта 1952 года №125-р, и до настоящего времени эксплуатируется Азербайджанской Республикой, что позволяет ей полностью контролировать водные ресурсы Самура.

Подобное распределение водных ресурсов не устраивает, по идее, российскую сторону и ущемляет ее законные интересы, однако почему-то руководство страны это мало волнует.

При кажущемся наличии водных ресурсов в Южном Дагестане, территория которого находится в зоне водохозяйственного влияния Самура, развитие сельского хозяйства и промышленности сдерживается из-за существующей практики распределения вод этой реки.

руководитель фракции регионального отделения партии "Патриоты России" в парламенте Дагестана Эдуард Хидиров высказался :
"Жители южного Дагестана в последние годы испытывают огромный дефицит, как питьевой воды, так и воды для потребностей сельского хозяйства, хотя тут протекает одна из крупнейших рек Северного Кавказа. И связано это с тем, что при вододелении ущемлялись интересы Дагестана. Азербайджан забирает себе львиную долю воды реки Самур, хотя она практически является внутренней рекой России", - заявил он.

Депутат также сообщил, что к нему постоянно обращаются избиратели, требуя решить эту проблему.
Глава Магарамкентского района Мусафенди Велимурадов поддержал заявление депутата:
"Наш район граничит с Азербайджаном. В основном у нас развито садоводство, которое нуждается в большом количестве воды, но нашим садоводам воду из водозабора в недостаточном количестве дает азербайджанская сторона. Нет возможности для расширения зоны посадки садов, а в годы засухи дело доходит и до погибели деревьев", - отметил он.

Один из жителей района, садовод Гаджи Гаджиев, который реализует свою продукцию на центральном махачкалинском рынке, рассказал о своих проблемах. "У меня яблоневый сад. Наши яблоки по вкусовым качествам и экологической чистоте известны по всему Северному Кавказу, но периодически нам не хватает воды для орошения. И проблема в поведении азербайджанцев. Они десятилетиями бесплатно забирают нашу воду, разрушено сельское хозяйство, экология региона, уничтожается единственный в России реликтовый субтропический Самурский лес", - заявил он.

Начальник отдела регулирования водопользования ФГУ Западно-каспийского бассейного водного управления Магомед Гаджиев рассказал о предыстории проблемы. "Река Самур - это наша река, лишь на небольшом участке (38 км) она протекает по границе с Азербайджаном, сток ее на 97% формируется на территории Дагестана. Но водораздел и сегодня происходит по протоколу не существующего уже Минводхоза СССР от 1967 года, когда в силу малопонятных причин были установлены приоритетные для Азербайджана лимиты", - говорит М.Гаджиев.

По его словам, Баку забирал 0,89 кубических км воды, Дагестану достался 0,3 кубических км при предусмотренном экологической попуске - 0,56 кубических км при 75% обеспеченности водности реки - 1,7 км.

"Однако азербайджанская сторона постоянно нарушала и эти, выгоднейшие для себя условия, увеличивая водозабор, который уже возрос в 1,5 раза по отношению к вышеуказанному лимиту. А ведь в южном Дагестане ждут орошения около 156 тыс. га земель, из которых частично орошается только 58 тыс. га", - отметил собеседник.

По его мнению, поведение Азербайджана обусловлено тем, что плотинный гидроузел, обеспечивающий вододеление, оказался за пределами России. "Его построили на деньги из Москвы на участке, выделенном Дагестаном, поэтому гидроузел должен был оказаться на нашей стороне, но этого не произошло", - заявил Гаджиев.

Он также отметил, что дефицит воды сказывается на многих сторонах жизни Южного Дагестана. "Регион остро нуждается в расширении орошаемых площадей за счет вод реки Самур не только в связи с общей задачей развития экономики, но и в связи с массовой безработицей в южных регионах республики. Кроме того, необходимо особо подчеркнуть, что естественным водопотребителем является Самурский природный комплекс, представляющий собой уникальный реликтовый лес с большим разнообразием фауны и флоры, более 50 видов которых занесены в Красную книгу" - отметил чиновник.

Он также рассказал, что для решения всех проблем еще в 1996 году Москвой был подготовлен и направлен в Баку проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур. При этом предполагалось деление воды каждой стороне в равных долях, за вычетом экологических попусков, исходя из международных норм. Такая позиция России является актом доброй воли в отношении соседнего государства. Но азербайджанская сторона отвергла проект, и в 1997 году представила альтернативный вариант вододеления. Поэтому Россией было принято решение о создании собственной инфраструктуры водозаборов. Гаджиев сообщил, что введен в эксплуатацию водозаборный узел у селения Куйсун Магарамкентского района, что дает реальную возможность улучшить водообеспечение Южного Дагестана.


Во исполнение постановления правительства РФ от 12 октября 1995 года №1000 «О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах РФ в пределах РД», с целью решения проблем вододеления  Роскомводом совместно с участием федеральных и республиканских органов исполнительной власти был подготовлен проект российско-азербайджанского соглашения о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур.

В основу соглашения был положен принятый в международной практике принцип вододеления на пограничных реках, согласно которому каждая сторона имела право на 50% стока за вычетом экологических попусков. Однако азербайджанская сторона категорически отвергла предложенное распределение и в 1997 году представила альтернативный вариант вододеления, предусматривающий увеличение своей доли водных ресурсов более чем на 30%.

В создавшихся условиях самым оптимальным является создание собственной инфраструктуры водозаборных сетей на участке реки Самур, где формируется ее сток. Исходя из этого было разработано технико-экономическое обоснование «Первоочередные мероприятия по улучшению водохозяйственной и экологической обстановки, комплексному использованию и охране водных и других природных ресурсов рек Самур и Гюльгерычай». Реализация проектов началась в 1999 году и продолжается в настоящее время. На сегодняшний день с вводом в эксплуатацию водозаборного узла у селения Куйсун Россия имеет реальную возможность ужесточить режим вододеления Самура и улучшить ситуацию с водообеспечением южной части Дагестана.

Следует отметить, что в последнее десятилетие азербайджанская сторона ведет активную работу по реконструкции Самурского гидроузла и питающихся от него каналов с целью увеличения водозабора реки. Дальнейшая реализация планов соседнего государства, направленных на интенсификацию использования водных ресурсов Самура, повлечет значительный экономический ущерб для России и Дагестана и вызовет экологическую катастрофу на территории Самурского природного комплекса.

Стремление АР к полному контролю над распределением водных ресурсов так же четко просматривается в их действиях на переговорах по делимитации границы между  АР и РФ. Именно прохождение границы по технологической оси Самурского гидроузла и стало проблемным вопросом в последних раундах переговоров.

Несмотря на появившиеся возможности влиять на вододеление Самура (водозаборный узел у селения Куйсун), со стороны руководства российской стороны отмечалось желание уступить в вопросе передачи Самурского гидроузла АР, что отрицательно скажется и на объемах экологического попуска. Практика показывает, что неуклонное увеличение объема водозабора азербайджанской стороной происходило за счет самовольного уменьшения российской доли и уменьшения объемов экологического попуска.

Учитывая тот факт, что Самурский гидроузел строился в соответствии с распоряжениями высших органов государственной власти единого союзного государства, финансировался за счет его же бюджетных средств и на землях Дагестанской АССР, поэтому сегодня возникла реальная необходимость рассмотреть и юридические составляющие вопроса установления прав собственности АР на указанный объект.
На протяжении ряда лет между Россией и Азербайджаном осуществлялось взаимодействие по вопросу рационального использования водных ресурсов Самура в рамках работы российско-азербайджанской рабочей комиссии. С 1997 года по настоящее время было проведено около десяти заседаний Комиссии по распределению водных ресурсов Самура, однако азербайджанская сторона неизменно отвергала предложенный российской стороной проект соглашения, предполагающий паритетное вододеление.

Так, в период с 18 по 19 сентября 2008 года в Махачкале состоялась совместная рабочая встреча экспертов сторон. Однако им в очередной раз не удалось договориться по основным вопросам рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур. В частности, на предложение российской стороны установить, что технологическая ось Самурского гидроузла, учитывая его назначение, совпадает с осью водозаборного и водоотделительного сооружения, азербайджанская сторона отреагировала неадекватно, посчитав эту формулировку неправильной и неуместной для рассмотрения.

По вопросу вододеления стока реки Самур дагестанской стороной предлагалось:

ужесточить наши требования, предложив в 2008 году делить сток реки Самур поровну за вычетом экологического пропуска (по 476 млн куб. м в год каждой стороне) и перейти через пять лет к делению стока пропорционально площадям водосбора каждой стороны, в том числе: 905 млн куб. м в год (96%) — РФ и 47 млн куб. м в год (4%) — АР. Также предлагалось разработать с учетом интересов РФ новый вариант проекта соглашения между странами о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов реки Самур.

Это предложение наиболее соответствовало реальному формированию водостока на территории двух государств и было единственным справедливым вариантом распределения водных ресурсов. Однако в администрации президента РФ данные предложения почему-то энтузиазма не вызвали. Более того, как рассказал наш источник в руководстве республики, по этому вопросу между Махачкалой и некоторыми представителями московского руководства  возникли серьезные разногласия.

на встрече Дмитрия Медведева и президента Азербайджана Ильхама Алиева в Баку 29 июля 2009 года президент Дагестана высказался против несправедливых для республики, но высказанных Медведевым норм дележа Самурской воды между Россией и Азербайджаном. Когда Дагестан хотели поставить перед фактом, Муху Алиев в жесткой форме высказался против такого несправедливого решения вопроса. Он, в частности, по нашим данным, заявил, обращаясь к руководителю администрации президента Сергею Нарышкину (организатору встречи) и министру иностранных дел Сергею Лаврову (с ним разговор на повышенных тонах состоялся и в Москве), что предложенная ими линия «антидагестанская и антигосударственная» и с ней он согласиться никак не может. По словам нашего источника, оба лица якобы «пропихивали на переговорах выгодный Баку вариант». Переговоры по Самуру фактически «провисли». Далее руководство республики проинформировало о сложившейся ситуации Владимира Путина. Итогом этой ситуации стала фраза Медведева: «Надо подумать», и решение было отложено.

 На лицо сдача позиций со стороны руководства России увязывают по срокам с середины 2008 года, когда Нарышкин пришел на должность. Более того, они приписывают Артуру Раси-заде фразу, оброненную им на встрече с Муху Алиевым, к которому руководство АР последние два года искало ключи, чтобы он сдал позиции республики в вопросе с Самуром. Фраза эта звучит следующим образом: «Муху Гимбатович, если вас волнует позиция Москвы, с этим все нормально, с Нарышкиным вопрос решен». Что это было — блеф, чтобы Муху Алиев думал, будто вопрос решен на самом верху и нечего «артачиться», или желание убедить президента Дагестана, который, на взгляд Раси-заде, может и готов был дать себя уговорить, но оглядывался на Кремль, — неизвестно.

Эксперты, усматривающие в действиях федерального центра признаки пораженчества или, что хуже, сдачу интересов Дагестана в обмен на эфемерную лояльность банановой республики, приводят и другие аргументы в пользу того, что некоторые силы в Кремле последние пару лет в переговорах с Баку представляют скорее интересы Азербайджана, нежели России. В частности, это самовольный отвод российских пограничников сначала на середину моста, потом и на левый берег Самура, тогда как граница фактически проходила по правому берегу. Далее — сдача позиций по вопросам делимитации границы с АР и необъяснимое нежелание федерального центра выделить финансовые средства на ввод в действие вышеуказанного водозаборного сооружения у села Куйсун, которое позволило бы полностью контролировать водные потоки Самура и поворотом вентиля лишить Баку возможности спекулировать своей мнимой лояльностью.
 Соглашения, согласно которому граница на спорном участке пройдет по середине Самура, что фактически означает и узаконенный переход контроля над Самурским гидроузлом в руки Азербайджана, а также изменение существующего положения распределения водных ресурсов Самура в пользу АР. Со своей стороны отметим, что хотя для такого вывода имеются предпосылки, мы были бы рады ошибаться в своих прогнозах, однако отсутствие информации по  встрече и непрозрачный характер принимаемых решений не позволяет нам пока сделать иного вывода, нежели как   предательство интересов Дагестана — южного форпоста России, который неоднократно в тяжелых для страны ситуациях доказал свою приверженность идеям общероссийского патриотизма в угоду мнимой лояльности потенциального члена НАТО. Как в таких условиях поведет себя руководство Дагестана, особенно учитывая печальный опыт предыдущего президента, а также близкие связи между семьями президентов Дагестана и Азербайджана, непонятно. Однако очевидно, что даже если руководство Дагестана и захочет проявить принципиальность в этом вопросе, вряд ли оно будет иметь такую возможность.
 Интересно, что, в случае предательства интересов Дагестана, получит Россия взамен? Выход Азербайджана из ГУАМ? Или признание Абхазии и Южной Осетии? Возможно, но и Россия, и Азербайджан могут получить второй Карабах. Жертвенных людей среди дагестанцев немало.
 
При этом достаточное циничное заявление сделал зам. директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, он  отметил, что Медведев и Алиев решили проблему лезгинского народа, живущего с обеих сторон границы. Договор, напомним, предусматривает для проживающих в приграничной территории упрощенный режим перехода границы.

 Для лезгин важен упрощенный режим пересечения границы. Между знакомыми и родственниками происходят постоянные контакты. Для лезгин появление такого договора – радостное событие», – сказал Жарихин газете ВЗГЛЯД.  Однако тайные переговоры и последушее заключение договора , вызвало эффект разорвавшееся бомбы в Юждаге ,и бурю негодований . Город Дербент фактически находиться в водной блокаде , не говоря уже о других сельских районах . В звязи с этим  не понятен оптимизм г-н Жерихина, который судя по заявлению совершенно не компетентен в данном вопросе .
Напрашиваются вопросы где текст подписанных договоренность? О каком упрощении идет речь? Неужели лезгины будут проходить через границу по внутренним паспортам? Как вообще таможенники будут определять, кто лезгин, а кто азербайджанец  или дагестанец?  По названию района?  Так ведь лезгины живут по всей России и Баку, сейчас границу переходят без виз, а вдруг завтра отношения между РФ и АР испортятся и будет принято решение о вводе визовых отношений, что тогда? Может принято решение о поставках лезгинских учебников в азербайджанские школы? Ничего подобного  не было обнародовано, и как следствие данный договор вызывает у представителей лезгинской интеллегенции  серьезные опасения, и подозрения.
 

 Мнение граждан приграничных районов

«Российско-азербайджанская государственная граница – самая большая проблема нашей действительности», – говорит житель небольшого лезгинского селения Самур Мирза Алимов. «На том берегу реки живут наши родные и близкие. Наши соотечественники. Они прямо перед нашими глазами. Но мы не можем общаться с ними. Для этого нужно перейти границу. А это означает придирки пограничников и лишняя возня. Было бы отлично, если бы лезгинам позволяли спокойно общаться друг с другом. Ведь можно же принять какие-то законы, чтобы у нас появилась возможность жить вместе», – вопрошает престарелый Мирза.
Проблемы разделенных между Россией и Азербайджаном народов особо остро стоят в горных местностях, где нет четко обозначенных границ. Заблудившиеся сельчане часто становятся «добычей» российских и азербайджанских пограничников, которые «зарабатывают» не мало денег на невольных пленниках. А зачастую обыкновенные пастухи становятся жертвой политических интриг. Если они состоят в родстве с тем или иным активистом лезгинского или аварского народа, то существует большой риск, что в Азербайджане его осудят на несколько лет с громким обвинительным приговором. Вот так в Азербайджане ведется «борьба» против международного терроризма и наркотрафика, в частных беседах рассказывают сельчане.
«Да, я слышал, что президент России приедет в Азербайджан. Но не думаю, что он будет говорить о проблемах лезгинского народа. Президенты России и Азербайджана часто встречаются. Если бы у них было желание решить проблемы приграничного населения, то они это сделали бы десять, а то и двадцать лет назад. Но их интересуют только газ и нефть. Больше ничего», – говорит Мирза Алимов, выражая надежду, что когда-нибудь их проблемы все же будут решены. «Так больше продолжаться не может. Надо что-то предпринять. Лезгины разделены между двумя государствами, в результате чего у нашего единого народа появились различные проблемы и мы ожидаем от Дмитрия Медведева и И.  Алиева, что они обсудят этот вопрос».

Представитель Дагестана на переговорах
Магомедсалам Магомедов, прибывший 2 сентября в составе официальной делегации в Азербайджан, в этот же день посетил Аллею почётного захоронения и почтил память общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева, возложив венок к его могиле
Как сообщает 1news.az со ссылкой на АзерТадж, сначала гости с участием председателя Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде ознакомились с комплексом мечети Тезе пир, библиотекой УМК, хранящимися здесь старинными книгами. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов   оставили запись в книге почетных гостей.

Затем состоялась встреча с председателем Управления мусульман Кавказа шейх уль ислама Аллахшукюром Пашазаде. «Я высоко ценю вклад духовного лидера мусульман Кавказа шейх уль -ислама  Аллахшукюра Пашазаде в развитие и укрепление двусторонних дружественных отношений между азербайджанским и дагестанским народами», – отметил М.Магомедов.
«Визит Президента России в Азербайджан – еще одно событие в развитии отношений между Россией и Азербайджаном», – отметил глава Дагестана. По его словам, сегодня между двумя странами активизируются взаимовыгодные культурные, экономические, духовные отношения.
Также было отмечено, что имеются совместные проекты Дагестана и Азербайджана, которые находятся на стадии проработки. И при этом президент Дагестана ни сказал ни слова о проблемах суннитов , о закрытой «Лезги мечети» и о других проблемах соотечественников. В связи с этим выглядит достаточно странным заявление Магомедсалама Магомедова-«У нас давние, многовековые дружественные отношения, которые состоят из тысяч человеческих судеб, объединяющие наши народы, и одними из главных составляющих являются наши духовные отношения», – подчеркнул Президент РД.
 
Дагестанцы, проживающие в Азербайджане, - мусульмане-сунниты. В Азербайджане большинство населения составляют шииты. Большинство мечетей в районах Азербайджана, где проживают дагестанцы, используются для молитвы как шиитами, так и суннитами. Контроль  за этими мечетями осуществляет Духовное управление мусульман Кавказа, находящееся в Баку. Отметим, что подконтрольные ему общины верующих есть и на территории Дагестана (азербайджанцы-шииты в Дербенте и Дербентском районе).

Дагестанские источники указывают на давление на дагестанских мусульман Азербайджана. В частности, упоминается о случаях запрета общепринятой трансляции через громкоговорители суннитского азана (призыва к молитве, совершаемой суннитами пять раз в сутки). Также сообщается о том, что представители Духовного управления мусульман Дагестана не имеют возможности контактировать с верующими в Азербайджане. В частности, во второй половине 2000-х годов дагестанские СМИ сообщали о препятствиях, чинимых наиболее известному дагестанскому шейху Саиду-Эфенди Чиркейскому, желавшему посетить аварские районы Азербайджана.

В апреле 2010 года ряд дагестанских религиозных деятелей выступил с заявлением о том, что дагестанцы ущемляются в "смешанных" мечетях Азербайджана. "Мы, мусульмане России, возмущены и протестуем, что в соседнем мусульманском Азербайджане, где компактно и дружно веками проживают представители всех религиозных конфессий , разделяют мусульман по суннитским и шиитским взглядам, и на этой почве закрывают мечети Аллаха... Почему сегодня часть мусульман Азербайджана находится в мечетях, а другим не дают заходить в мечети - дома Аллаха, чтобы служить своему Создателю и призывать к единобожию? Почему тогда в Азербайджане не закрывают шиитские мечети, церкви, синагоги, кирхи, и где принципы демократии и равноправия в отношении граждан своей страны?", - говорилось в заявлении. Азербайджанские СМИ назвали это заявление "абсурдным".

 Череда поражений
Однако этот договор лишь одно звено в серии поражении российской политики на Кавказе. Перечислим самые важные на мой взгляд  :
Первое это конечно назначение на пост представительства Дагестана этнического азербайджанца, из семейства Курбанова, главы администрации Дербентского района , вообще трудно представить что например представитель русских в Японии будет назначен японец , или же представитель интересов России в Финляндии будет финн и т.д. Данное обстоятельство вызывает не доверие со стороны дагестанской общественности, справедливо интересуясь, интересы чьей  страны, представляет этот чиновник.
 Далее идет скандально назначение на пост председателя Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде , что справедливо вызвало недовольство у  российской уммы , преимущественно суннитской. В частности татарского муфтията,  и как следствие  частичная не легитимность уже самого председателя Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх уль-ислама  Аллахшукюра Паша-заде. Недовольство российских мусульман в связи с гонениями на суннитов, и последущее закрытие суннитских мечетей .
Скандальное назначение ректора сельскохозяйственного техникума в городе Дербенте, когда в кресло ректора сел этнический лезгин, имея на руках приказ министра образования России, был уволен,  через некоторое время ,  после вмешательства по слухам самого Ильхама Алиева, с последующим назначением на эту должности этнического азербайджанца Караева.
 Необъяснимый  самовольный отвод российских пограничников сначала на середину моста, потом и на левый берег Самура, тогда как граница фактически проходила по правому берегу.
Далее — сдача позиций по вопросам делимитации границы с АР и необъяснимое нежелание федерального центра выделить финансовые средства на ввод в действие вышеуказанного водозаборного сооружения у села Куйсун, которое позволило бы полностью контролировать водные потоки Самура и поворотом вентиля лишить Баку возможности спекулировать своей мнимой лояльностью.


Эхо договора в  Дербента

Однако что бы не происходило на границе , непрерывным эхом отдается в Дербенте .
Согласно распоряжению президента Азербайджана. 2008-2009 учебном году начал свою деятельность  Бакинский филиал МГУ им. М.Ломоносова (параллельно с этим шло обсуждение договора о границе),  как известно в политике ничего не дается задаром. Из достоверных источников стало известно  что в обмен на открытие  филиала МГУ им. М.Ломоносова в Баку , азербайджанская сторона выторговала, аналогичное строительство института в городе Дербенте, что вызывает настороженность у ряда экспертов, с дальнейшим усилением влияния тюркского этноса в регионе. Строительство института имени Г.Алиева уже идет в  районе Дербента «дома глухих» , хотя сей факт не афишируется.

Надо отметить что Дербенте уже работают филиалы нескольких вузов Азербайджана, на территории сельскохозяйственного техникума. Издается газета на азербайджанском языке "Дербент" присутствует в интернете - на сайте национальных СМИ Дагестана, созданном при поддержке Министерства по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана.
Помимо этого в городе присутствуют 26(!) филиалов различных вузов российских так республиканских вузов, причем филиалы  ДГУ  , ДГТУ ,  ДГПУ и институт « Юждаг » в сумме дают более десяти тысяч студентов ,общее количество учащихся в вузах г. Дербента достигает 20 тыс.. В связи с этим выглядит странно появление еще одного иностранного государственного вуза , что немало важно, - соседней республики . Не получиться ли  с этим вузом так,  как было с турецким лицеем, штат педагогов которого, состоял из  кадровых сотрудников разведки Турции.  Не наступает ли Россия на одни и теже грабли дважды? Дав будущему институту  аккредитацию,  время покажет .

Автор: Али Албанви