Иван да Марья

Нина Роженко Верба
Жили-были  в тридевятом царстве, тридесятом государстве  Иван да Марья. На этом сказка и заканчивается. А начинается очень грустная и трогательная история любви, которую  даже война не смогла убить.

Иван – сирота, росточком маленький, щупленький. В богатыри на сиротских-то хлебах не вырос, но семь классов сумел закончить. По тем довоенным временам  - он был просто профессор со своими семью классами, и взяли его работать в сельсовет счетоводом.  Скажем прямо, профессия негероическая – в конторе  сидеть. Девушки тогда все больше за трактористов да за летчиков мечтали замуж выйти.  Вот и Марья никакого внимания на Ивана не обращала. Она видная была, пышная, в теле, с косой до пояса. Красавица. И шансов у Ивана покорить сердце Марьи  не было никаких.  За ней все станичные женихи  увивались. А Иван только вздыхал. Он и портфель себе купил для солидности, и костюм справил! А  все равно Марья на него внимания не обращала. Да и фамилия, как ей тогда казалось, у него была смешная – Пряничников. 

Он и под окнами  ее ночами дежурил, и ходил за ней, как тень. А она только смеялась.  И тогда он совершил поступок! Уж не знаю, как уговорил  водителя председателевой кобылы,  чтобы тот ему на вечер  бедарку одолжил.  Но удалось. И вечером подкатил  Иван к порогу своей любушки на председателевой бедарке. Все равно, как если бы сейчас парень на белом «Мерседесе» приехал.  Но и  бедарка не помогла.  А тут беда с Марьей случилось. Не убереглась девка, честь свою девичью порушила. Кумушки зашептались, заволновались: ну-ка, такое событие!  А Марье впору топиться. Тогда, до войны, с девичьим позором  строго было. Никто бы ее замуж не взял, кому нужна нечестная жена? И тот паршивец, что девку испортил, жениться на ней не захотел.  Одно слово – подлец.  Кстати, жизнь его все одно наказала за подлость. Жена досталась сварливая, скандальная баба. Запилила мужика, на нет свела. А и не жалко. Нечего девок портить.

И вот в ту пору, когда Марье белый свет не мил был,  Иван пришел свататься.  Это был его шанс, и он не упустил.  Конечно, Марья ухватилась за него, как за соломинку. А куда ей было деваться? Мать грозилась из дому выгнать от позора. Ну и куда б она с дитем? А тут Иван, все по-честному, зарегистрируемся,  говорит, свадьбу справим, у ребенка отец будет. Так и случилось. На свадьбе Марья сама не своя была, словно бес в девку вселился. То смеется громче всех, то слезы утирает. Гости с опаской – как бы невеста не сбежала или еще какой фортель не выкинула. А Иван… Он  был счастлив, он сиял, как новый рубль. Он даже ростом выше стал. Вот что любовь-то с людьми делает.

Отгуляли свадьбу, началась семейная жизнь.  В начале июня Марья девочку родила. Иван сам не свой от  радости был. Как же! Дочь! И что интересно – девочка – ну просто вылитый  Иван. Ну – одно лицо, только маленькое и нежное. Бабы ахали и языками чесали.  А Марья… Что ж Марья, она, конечно благодарна была Ивану, что грех ее прикрыл. Но сердцу-то не прикажешь. Привыкла она к нему, тем более он уж так ее жалел, так любил. Но, как в народе говорят, один любит, а другой  позволяет себя любить.

А тут и война.  Мужики на фронт подались, а Иван все в конторе сидит, счетами щелкает. Дали ему броню, как ценному работнику, а может, со здоровьем что у него было.  Ну, с полгодика он посидел, а потом и говорит Марье: «Не могу с бабами на печи отсиживаться, словно и не мужик я». А Марья возьми и брякни: Ну, какой ты мужик? Был бы мужиком, разве простил бы мне? Разве подобрал бы меня, порченую?»  Совсем баба ума лишилась! Такое сказать!  Ну, Иван так и взвился. Ах, не мужик?! Ладно! Посмотрим!  И на другой день ушел на фронт. Бросил свои счеты и подался воевать. Конечно, за то, что дисциплину нарушил, и посадить могли.  Только и спасло, что не в тыл убежал, а на фронт.

В станице ничего не утаишь.  Стал народ Марью сторониться. Мол, змея неблагодарная, подлюка.  Она и вовсе сникла. А от Ивана  - ни строчки, ни словечка.  Ушел, как в воду канул. Жив ли, нет ли – неизвестно.  Ну, когда район оккупировали, понятно – не до писем было.  Марья тогда  к  родне подалась в Барнаул. А как немца прогнали, опять в станицу вернулась, в родительский дом. Девочка подросла, бойкая такая, славная.

А  через год заявился к Марье  солдатик раненый.  Так, мол, и так, Мария Михайловна, от мужа вашего привет вам принес.  Марья так и ахнула: «Где он, да что с ним? Жив ли?» Не знает, куда  гостя дорогого усадить.  А надо вам сказать, что к тому времени Марья нахлебалась лиха! По самую маковку. Война, она ведь многим мозги вправила. Вот и Марья помыкалась по белу свету,  всяких людей повидала, и только тогда поняла, какое счастье-то в руках держала и не уберегла.  Какую жар-птицу упустила.  Ну, так что ж, что не красавец Иван?! Душа у него красивая была, радужная. И вот поди ж ты, теперь, когда осталась одна, она  наконец оценила его. Да только где ж его взять? 

Собрала Марья на стол, чего  в хате было, села. А сердце так и бухает. Боится  услышать страшное. А гость уминает за обе щеки картошку  с постным маслом, а разговора не начинает. Все вокруг да около. Мол, как  в колхозе дела, как отсеялись, много ли на трудодень дают. А о самом главном молчит. Еле дождалась Марья. А он самокруточку  скрутил, закурил и говорит: «Непростой разговор у нас будет. Я ведь, Мария Михайловна, все к вам присматривался, говорить или нет.  Мне ведь Иван Тимофеевич строго-настрого наказал сказать, что без вести пропал. Только из уважения к своему фронтовому другу, отважному разведчику, лучшему разведчику 2-го Украинского фронта, которому лично маршал Конев медаль вручал, я не выполню обещанного ему и скажу правду. Я верю, что, вы, Мария Михайловна, женщина верная и не оставите мужа в беде». После таких слов у Марьи  речь отняло. Молчит, только слезы из глаз бегут, бегут.  А солдатик и рассказал, как  Ивана ранило, как ослеп он, и сейчас долечивается в госпитале.

- Не хочет он вам обузой быть, - помолчав, добавил солдатик,  - гордый он, Иван Тимофеевич.

Словом, проводила Марья фронтового товарища,  и поехала искать своего Ивана. Адрес госпиталя товарищ назвал. Когда Марья в палату вошла,  Иван у окна сидел.  Как он шаги ее узнал, не понятно. Ведь никто ж ему не сказал, что жена приехала, а он побледнел весь и спрашивает:

-Зачем пришла? Уходи!

Отвернулся к окну, голову опустил, а самого трясет, меленько так.

Помолчала Марья, оглядела всех бойцов, которые в этой палате лежали  и говорит:

- Правильно он меня гонит, товарищи раненые. Правильно. Заслужила. Я ведь глупая была, хоть и дите родила, а ничего в жизни не понимала.  Ничегошеньки. 

А бойцы - попроснулись и те, кто спал, - слушают, дыхание затаив.

Марья вздохнула и молвила:

-  Вы простите меня, Иван Тимофеевич, что  обидела вас тогда.  Слова мои дурные из  сердца вырвите, как траву сорную. Что ж поделаешь,  если любовь моя к вам не прямой дорогой шла, а  извилистой тропочкой кружила. Вы уж зла-то на меня не держите, Иван Тимофеевич!

А  у Ивана губы дрожат, хочет прогнать ее, а не может, стыдится слабости своей. Но справился и пробормотал осевшим голосом, чтоб уходила.

А Марья платок с головы стянула, на стульчик села и спокойно так говорит:

- Нет, Иван Тимофеевич, не уйду. Должок за мной числится. Не забыла я, как вы грех мой прикрыли, замуж меня взяли с чужим дитем.

- Не должна ты мне ничего. Прощай.

- Вот и славно! – Марья поднялась со стула, перекрестилась и поклонилась Ивану, - вот и хорошо. Значит, чиста я теперь, и ничего промеж нас нету.

Голос у нее дрогнул, она глубоко вздохнула, помолчала и тихо сказала:
- Ничего, окромя любви. Моей  любви к тебе, Ванечка.  Сокол ты мой, ясный!

Она подошла к Ивану и несмело погладила его по плечу:

- Родненький мой, куда ж мне без тебя?

В палате установилась мертвая тишина, бойцы  замерли.  А Марья, уткнувшись лицом в мужнину спину, все гладила и гладила его стриженый затылок, и прохладная ладошка ее белым лебедем порхала над его склоненной головой.

***

Эту историю своих  родителей несколько лет назад рассказала мне Лидия Ивановна  Садовничая ( в девичестве Пряничникова), младшая, пятая дочь Ивана да Марьи. Я постаралась ничего не напутать и почти ничего не прибавлять от себя.




Картинку взяла здесь: www.maslovka.info/modules.php?name=Media&aid=...