Истукан

Черненко Андрей Григорьевич
ИСТУКАН

1.
    Мы рыли и рыли, и, сорвав свежие мозоли, плюнули на это дело.
    - А чего его вытаскивать? Голова видна, плечи, грудь...  Всё равно до города не дотащим, - сказал Лёнька.
    - Не дотащим, — согласился и лег на спину.
    - Как ты думаешь, а для чего этого истукана высекали? Некрасивый... - Ленька лег рядом, достал из газетного кулечка окурок.  -  Ты хоть раз курил?
    - Курил. Бабушка унюхала и у неё сердечный приступ случился. Я не буду.
    - Говорят, табак только при Петре первом в Россию завезли. Стало быть, когда этого истукана делали, табака ещё не было?
    - И помидоров. И кукурузы. И картошки.
    Лёнька  по-стариковски покачал головой.
    - Пойдём искупаемся?
2.
    С моря несло песок и сухие волоконца водорослей.
    Болели ладони, а когда мы искупались, то сорванные мозоли засаднило ещё сильнее.
    - И чего копали.  Он же тонну весит. Голова болит, - сказал Лёнька.
    - Это от солнца. Жарища.
    - А вообще-то надо было дорыть, сказал вдруг Лёнька. - Знаешь, у меня  такое ощущение,  что мы его могли освободить, но не освободили. Столько лет проторчал в земле. Ждал нас. Жалко.
    - Чего жалко? – Я уже отошёл к валуну; под ним, в надежном убежище хранились ласты и маска с трубкой;  я нагнулся и стал шарить под валуном.
    - Чего  жалко тебе, Лёнька? – Переспросил я, нащупав маску и трубку.
       - А того, что этот скифский истукан мог... - и тут ахнуло.

       Меня сбило с ног, засыпало песком.
       Когда я, шатаясь, протирая глаза, поднялся, то Лёньки рядом с валуном не было - там где он стоял чернела земля и вились желтоватые змейки  огня, глотавшие высохшую траву и  -  что-то страшное и влажное.
       Я  подбежал,  и тут меня стало тошнить.
       Видимо, я потерял сознание. А когда снова стал соображать, то первым делом заплакал, пересиливая ужас и отвращение, стал ощупывать руками это  нечто, в лохмотьях - со знакомыми пуговичками из синей пластмассы.

3.
       Прошлым летом я, по стечению обстоятельств, попал в наш тихий городок, приткнувшийся к морю на краешке  - теперь уже чужого государства.
       Там, где мы с Лёнькой рыли сухую, каменистую землю, освобождая скифскую бабу, стоит  коррекционный пансионат для детей.
       Сама скифская баба служит украшением скудного  дворового ландшафта.
       Вокруг неё носятся оголтелые пацаны и девчонки, не замечая – ни собственно её, ни  её хмуро приспущенных век,  скорбных морщин идущих от крыльев тупого пористого носа к поджатым толстым губам.
       «Что же хотел сказать мне тогда Лёнька?»- мучительно думаю я, глядя на серого истукана, вновь ощущая на ладонях жжение от мозолей, содранных о черенок лопаты.

       Сколько земли пришлось мне нарыть с тех пор…    
       И в своих, и в чужих  краях я и мои товарищи, вгрызались в глину,песок и камни, чтобы уцелеть, не принять дурной смерти от прицельной и шальной пули,  осколка,  взрывной волны.
       Не всем это удалось. И счёт немалый. Да и земля, в которую мы вгрызались, и оставить которую даже помыслить не могли, отторгнута по доброй воле предателей и кровавых честолюбцев.
       Но веду я этот счёт  с того невероятно жаркого дня, когда проснувшийся снаряд, казалось бы, самой последней войны в клочья разметал моего первого друга.

       Море  было таким же, как в тот день.
       Наверное, таким же оно было и тогда, когда безымянный скифский раб  высекал этого истукана, и тогда, когда немецкий сапёр в 1942 году смастерил свой снаряд-ловушку...

       Узенький, - в льняную ниточку, - мост пролег от раба, чьи кости давно смешались с тонкой пылью, висящей в воздухе, ко мне, к моему прошлому, равно как и к моему будущему.
       Истукан стоял на этом мосту, словно окаменевший стражник.
       Он смотрел на меня плоскими зрачками и  требовал пароля, заветного слова, которое допустило бы меня на этот мост, позволило  сделать хотя бы шаг в обратную сторону.
       Увы, я, понятное дело, пароля этого не знал.
       Да и истукан - даже, если бы я и знал этот пароль, - был не только нем, но и глух.
       А поэтому я мог только закрыть глаза и в тысячный раз увидеть,  как  там, на другом конце моста, соединяющего мои жизни, Лёнька машет мне рукой и делает шаг навстречу взрыву.
       Я только вижу это, а уберечь его опять, - в тысячный раз не могу.
       Не могу остановить.
       И не смогу никогда.


Март 1980 - октябрь 2003 .