1. Романсы русских композиторов

Павлова Вера Калиновна
На фото Павлова В.К. - вокал, Саенко Н.И. - фортепиано. Зал Любанской ДШИ,
концерт ДШИ из цикла "В мире прекрасного".
         
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЧТЫ. Романсы М.И.Глинки, А.Л.Гурилёва,А.А.Алябьева


Буду благодарна Вам, мой дорогой читатель, если мои романсовые статьи тронут Ваши сокровенные струны и пробудят дорогие Вашей душе воспоминания, подобные выраженным в стихах Татьяны Тэн:

                Певице и педагогу В.К. Павловой.

Души, казалось бы, уснувшей,
Вы пробудили чувства вновь,
И вижу я людей, мне милых,
И чудных звуков слышу зов.

   Когда-то слушали и пели,
   Мелодии звучали в нас...
   Вы возвращаете мне время,
   И не хочу открыть я глаз.

Эта ссылка на стихи, что на странице Татьяны Тэн:
          http://www.proza.ru/2012/11/17/515



               
     Параллельно с административной, общественной, профессиональной работой постепенно осуществлялась моя мечта о сольных концертах. С преподавателем фортепьяно Бычковой Татьяной Юрьевной, а затем с концертмейстером Ириной Валерьевной Одарчук мы осваивали романсы русских композиторов, которые в течение многих лет стали репертуарными в нашей концертной деятельности.

     Традиционно сольному романсовому (и любому) концерту предпосылалось краткое сообщение лектора-музыковеда о композиторах, чьи произведения звучали в концерте. Думаю, минимум такой информации не помешает чтению моих мемуаров.

     В самом деле, рассказывая о произведениях исторически дорогих нам композиторов, нельзя умолчать о них самих и несколькими словами не обмолвиться об их жизни и значении в русской музыкальной культуре.

     Первыми в ряду классиков были романсы ГЛИНКИ МИХАИЛА ИВАНОВИЧА (р.1804 – 1857).  М.И. Глинка родился в селе Новоспасское Смоленской губернии, является создателем первых  классических русских опер «Иван Сусанин» (первоначально - «Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила».

     «Музыка – душа моя» - слова Михаила Ивановича, сказанные им в детстве, предопределили его музыку как очень искреннюю, обладающую большой эмоциональной заразительной силой.

     Романсы и песни М.И.Глинки – своего рода исповедь его души. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса.

     Он явился основоположником и русской школы вокального пения. Его романсы – неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие композиторы.

     Глинка М..И. - автор множества романсов, среди них "КАК СЛАДКО С ТОБОЮ МНЕ БЫТЬ",  сл. П.Рындина, - эмоциональный, с необычным, «взволнованным» ритмом, мелодией,  «лишённой» покоя, с неожиданными интонационными поворотами, окончаниями и началом фраз.

                1.  Как сладко с тобою мне быть
                И молча душой погружаться
                В лазурные очи твои.
                Всю пылкость, все страсти души
                Так ясно они выражают,
                Как слово не выразит их.
                И сердце трепещет невольно
                при виде тебя!

Все это требовало определенной исполнительской техники, вокального мастерства.

     «Я ЗДЕСЬ, ИНЕЗИЛЬЯ», сл. А. Пушкина, - по характеру темпераментный испанский романс.
 
                1.  Я здесь, Инеззилья, я здесь под окном.
                Объята Севилья и мраком, и сном.
                Исполнен отвагой, окутан плащом,
                С гитарой и шпагой я здесь под окном!

     «СКАЖИ, ЗАЧЕМ?», сл. С. Голицына, романс с характерными интонациями русской мелодики, «напрашивающимся» двухголосием в вокальной партии. Романс красивый, вольный …

                1. Скажи, зачем явилась ты
                Очам моим, младая Лила,
                И вновь знакомые мечты
                Души заснувшей пробудила,
                Скажи, зачем? Скажи, зачем?

     «В КРОВИ ГОРИТ ОГОНЬ ЖЕЛАНЬЯ» и «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ», на сл. Пушкина  -  романсы, требовавшие большой физической и эмоциональной отдачи, пения в полный голос.


    ГУРИЛЁВ АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ,  (р. 1802- 1856) -  русский композитор, известный как автор более 200 романсов. Первоначальное музыкальное образование получил от своего отца – известного русского скрипача и композитора духовой музыки Льва Степановича Гурилёва, состоявшего крепостным в оркестре В.Г. Орлова, графа, известного мецената и любителя музыки.

    Романсы Гурилёва А.Л. были проще в освоении, мелодия в них на широком дыхании, близка к народной песне; они просты и непритязательны по содержанию и кругу образов, по преимуществу имеют меланхолический, задушевный характер, легко поются.

    «МАТУШКА - ГОЛУБУШКА», сл. Ниркомского, - народная песня, с характерными в народе распевами на одном слоге.
               
                1. «Матушка, голубушка, солнышко мое,
                Пожалей, родимая, дитятко твое.
                Словно змея лютая сердце мне сосет,
                И целую ноченьку спать мне не дает.

    «КОЛОКОЛЬЧИК», сл. И. Макарова, – в стиле лирической песни. Какая ширь и простор слышатся в этом всем знакомом напеве…

                1. Однозвучно гремит колокольчик,
                И дорога пылится слегка,
                И уныло по ровному полю
                Разливается песнь ямщика.
               
     «СЕРДЦЕ 0 ИГРУШКА», на сл. Э.Губера, романс о разбитом сердце девушки и сердечных страданиях. Мелодические обороты словно озвученная жалоба, точно следующая за смысловой интонацией текста: «И слезами над подушкою разлилось, распалося!»
 
                1. Поиграли бедной волею,
                Без любви и жалости;
                Повстречались с новой долею,
                Позабыли шалости,

     «ВНУТРЕННЯЯ МУЗЫКА», сл. Н. Огарёва, – взволнованное выражение момента творческого вдохновения. Романс на широком дыхании, в котором я слышу, как живёт, дышит и звучит всё пространство, вдохновлённое поэтом и композитором.

                1. Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
                Музыкой вдруг наполняется слух;
                Звуки несутся с каким-то стремленьем,
                Звуки откуда-то льются вокруг.

Это - городской романс.

     «САРАФАНЧИК», сл. А. Полежаева, - танцевальный и принадлежит к жанру бытового романса с незатейливым текстом и мелодией в народном духе.                .               
                1.  Мне наскучило, девице,
                Одинёшенькой в светлице,
                Одинёшенькой в светлице
                Шить узоры серебром!
                И без матушки родимой
                Сарафанчик мой любимый
                Я надела вечерком –
                Сарафанчик, расстеганчик,
                Сарафанчик!
               
     В первом особенно необходимы выразительная мелодекламация, фразировка, штрихи, во втором – внутренняя сосредоточенность, экспрессия, «бесконечная» мелодия. «Сарафанчик» - близок к шуточной народной песне. Звук и слово должны быть «на кончике языка».

         
     Романс АЛЯБЬЕВА ЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА (р.1787 – 1851) «Я ВИЖУ ОБРАЗ ТВОЙ» на сл. А. Бистрома – вдохновенная маленькая поэма. Исполнение этого романса доставляло мне большое творческое наслаждение. Меняющаяся красота перспективы в природе, выраженная в стихах, вызывала ежеминутно иные ощущения и впечатления. Хотелось жить этими превращениями и озарениями, соответствовать им, вживлять в них свой тембр и окраску слова, согласных, окрашивать долгие и певучие гласные, излучать ими всё очарование видимого пространства…

                1. Я вижу образ твой,
                Когда зари дыханье
                С природы дремлющей
                Свевает мрак густой.
                И льётся по полям
                Цветов благоуханье,
                Я вижу образ твой,
                Я вижу образ твой!

    «ЗИМНЯЯ ДОРОГА», сл. А. Пушкина. Мелодия романса тесно сплетается с мелодией стиха. Исполняя его, я видела и волнистые туманы, и луну средь них, и бледный свет её. Слышала серебристый звон колокольчика в холодной зимней безбрежности, чувствовала одиночество ямщика на санях, запряжённых русской тройкой…

                1. Сквозь волнистые туманы
                Пробирается луна,
                На печальные поляны
                Льёт печально свет она.
 
                2. По дороге зимней, скучной
                Тройка борзая бежит,
                Колокольчик однозвучный
                Утомительно гремит!

Как и в предыдущем романсе, от куплета к куплету в нём варьируется «окраска» звука в зависимости от содержания текста и созерцания красоты, навеваемой его образами.

Создание романса «СОЛОВЕЙ» относится к 1823 году, 

                1. Соловей мой, соловей,
                Голосистый соловей!
                Ты куда, куда летишь,
                Где всю ночку пропоешь?
                Соловей мой, соловей,
                Голосистый соловей!

    В основе стихов А. Дельвига грусть по поводу расставания с А. Пушкиным, высланным в это время в Кишинёв. Алябьеву эта тема в те годы стала близка в связи с напрасным обвинением и заключением его в тюрьму. В истории русского романса Алябьев А.А. остался как русский композитор – дилетант.

    Родился А.А. Алябьев в г. Тобольске, что на берегу Иртыша, в семье, происходившей из старинного дворянского рода Алябьевых. Образованию в семье придавалось большое значение.

    Дети в семье получили знания по истории, географии, математике, изучали немецкий и французский языки. Уже в юные годы Алябьев А.А. слыл хорошим пианистом. Им написано свыше 160 романсов и песен.

         Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/05/07/746

Сылка на стихи автора Татьяны Тэн  Публикуется сразрешения автора: Можно, я Ваше восьмистишие сделаю эпиграфом к "Романсам" на своей странице с указанием ссылки на Ваши эти
стихи?
Павлова Вера Калиновна   18.11.2012 10:16   •   
Добавить замечания
Спасибо за отзыв, конечно, можно если считаете что " воно того варте" ( як кажуть в Украйнi - Если оно этого достойно.) Успехов Вам и вдохновения. Татьяна Тэн.