2. Воплощение мечты. П. П. Булахов, А. Е. Варламов

Павлова Вера Калиновна
Начало в миниатюре Романсы русских композиторов

На фото: Павлова В.К. - вокал, Одарчук И.В. - концертмейстер.
Концерт романса для учащихся в п. Сельцо.
               

     Совсем по – иному сложилась судьба ещё одного романсового композитора Петра Петровича БУЛАХОВА (р.1822 – 1885), - старшего из сыновей Петра Алексеевича Булахова (р. 17 ? – 1837), очень известного в 20ых – 30 годах позапрошлого века в Москве певца, обладавшего тенором исключительной красоты и выразительности.

     Его младший сын Павел Петрович (р.1824 -1885), как и его отец, занимал ведущее место в опере 50ых – 60ых годов Х1Х в., обладая замечательным тенором, получившим  высокую оценку строгого музыкального критика Ц.А. Кюи. Павел Петрович тоже сочинял романсы и песни.

     Однако, на страницах истории русской музыки фамилию Булаховых оставил старший из братьев ПЁТР ПЕТРОВИЧ БУЛАХОВ. Данные о его жизненном пути почти отсутствуют.

     Из воспоминаний его дочери Збруевой Е.И. мы знаем, что Пётр Петрович также обладал тенором, был известным педагогом-теоретиком по вокалу и писал романсы и песни, пользовавшиеся большой популярностью при жизни композитора как у любителей музыки, так и у профессионалов.

     Благодаря воспоминаниям дочери известно также, что жизнь композитора была цепью горестей и неудач.Ранняя болезнь – паралич - приковала его к креслу. Именитые люди, почитатели его таланта, – П.М. Третьяков (собиратель картин), С.И. Мамонтов (основатель частной оперы в Москве), Н.Г. Рубинштейн (организатор и директор Московской консерватории) – поддерживали больного, отягощённого большой семьёй композитора.

     Появление от них посыльных с продуктами и деньгами встречалось детьми как радостное событие, но тяжело переживалось их отцом.

     Вот так сложилась жизнь этого талантливого человека. Отголоски его переживаний мы можем слышать в некоторых его произведениях.

     Романс Булахова П.П. «КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ», сл. А. Толстого. Стихи и мелодия в романсе воспринимаются в смысловой и образной неразрывности. В едином порыве сливаются мелодия, мерный «цокот» аккомпанемента с  вихревыми пассажами отыгрышей, всадник, мчащийся, не зная, куда и ветер, под которым склоняются травы и цветы…

                1. Колокольчики мои, цветики степные,
                Что глядите на меня, тёмно – голубые.
                И о чём звените вы в день весёлый мая,
                Средь некошеной травы, головой качая?

                2. Конь несёт меня стрелой на поле открытом;
                Он вас топчет под собой, бьёт своим копытом.
                Колокольчики мои, цветики степные,
                Не кляните вы меня, тёмно-голубые!
               
     «НЕТ, НЕ ЛЮБЛЮ Я ВАС», сл. Зименко. Романс исполняется и женским, и мужским голосом.  Мелодия и стихи исполнены кокетства, лёгкости и изящества. Очень подвижна и прихотлива мелодия.

                1. Нет, не люблю я вас, да и любить не стану!
                Коварных ваших глаз не верю я обману.
                Остыл огонь души,  и сердце охладело!
                Вы очень хороши, да мне какое дело!

     «НЕ ПРОБУЖДАЙ ВОСПОМИНАНИЙ», сл. Н.Н ., романс – элегия. Стихи и под стать им мелодия выразительны и глубоко отражают чувства человека, испытавшего, и счастье любви, и горечь разочарований:

                1. Не пробуждай воспоминаний
                Минувших дней, минувших дней,
                Не возродишь былых желаний
                В душе моей, в душе моей.
               
     Романсы разнообразны по содержанию и характеру. Первый лирический, второй требует легкой колоратуры, третий - больших полноты чувств и тембра.

     Широко известны его романсы «В минуту жизни трудную», сл. Лермонтова, «Свидание», сл. Н. Грекова, «Не пробуждай воспоминаний», сл. Н.Н., «Гори, гори, моя звезда», сл. и муз. П.П. Булахова - романсы полные лирики и внутренних драматических переживаний.   

     ВАРЛАМОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (р. 1802 – 1848) - родился в Москве в семье титулярного советника. В девятилетнем возрасте определён в придворную певческую капеллу. Варламов А. Е, во время обучения обнаруживший незаурядные способности, был переведён в Брюссель.

     Получив разностороннее образование, в 1823 году он возвращается в Россию, где активно занимается вокальной педагогикой и композицией.

     Получение Варламовым приглашения на должность помощника главного капельмейстера Московских театров открыло перед ним новые широкие творческие горизонты. Он знакомится с М.И. Глинкой, актёрами П.С. Мочаловым, М.А. Щепкиным, выдающимися певцами и, как доносят предания, имел встречи с самим Пушкиным.

     Известна симпатия  великого венгра  Ф.Листа к русскому композитору, расцвет творчества которого всей силы достигает здесь, в Москве, до 1845 года.

     Последние его годы  прошли в Петербурге, где он сдружился с А. Даргомыжским.   Обожжённый холодом и чопорностью Петербурга 40ых годов, Варламов А.Е. умирает, сломанный жизненными обстоятельствами, связанными с неудачами устройства на службу, как следствие этого - тяжёлого духовного состояния и материального положения.

     В качестве концертного репертуара нами выбраны были романсы Варламова А.Е. "НА ЗАРЕ ТЫ ЕЁ НЕ БУДИ", сл. А.Фета. Что за прекрасное свойство и стихов русских поэтов и мелодий, на них написанных, объединяться в едином эмоциональном звучании и следовать тончайшим изгибам души, образам и мыслям их создателей!

                1. На заре ты её не буди,
                На заре она сладко так спит.
                Утро дышит у ней на груди,
                Ярко пышет на ямках ланит.

     «РАЗОЧАРОВАНИЕ», сл. А. Дельвига. – лирический романс – сожаление о прошедших днях очарованья и о грусти будущего печального удела души без веселья и «сладких слов».

                1.  Прошедших дней очарованья,
                Мне вас душе не возвратить!
                В любви узнав одни страданья,
                Она утратила желанья
                И вновь не просится любить.


     Романсом Варламова А.Е.«Красный сарафан» восторгались великие люди  Х1Х века: Пушкин, Лист, Виардо, Даргомыжский, считая этот романс лучшим  из созданных им. Его одного было достаточно, чтобы быть вписанным в историю русской музыки.
«КРАСНЫЙ САРАФАН», сл. Н. Цыганова, - лирико-бытовой романс в народном духе:

                1. Ты не шей мне, матушка, красный сарафан,
                Не входи, родимая, попусту в изъян.
                Рано мою косыньку на две расплетать,
                Прикажи мне русую в ленту убирать!

     «ВЗВОЛНУЮТ МОРЕ НЕПОГОДЫ», сл. В. Свечина, малоизвестный романс – пейзажная зарисовка. Наше внимание он привлёк мятежным характером и яркостью образов.

                1.  Взволнуют море непогоды,
                И море стонет и ревёт.
                Минует буря, и польёт
                Оно опять спокойно воды.
               
                2.  Раскинут тучи свой покров,
                И небо мрачно и печально.
                Пройдут они, и небо вновь
                Блеснёт красой первоначальной!
               
          Среди множества его романсов отбирались романсы контрастные и близкие нам по содержанию и образному строю: первый – лирический, второй – мелодекламационный, третий – широкий русский распев, четвертый – полный драматизма.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2011/05/18/1152