гл. 15. Старая магнитофонная запись

Алкора
     из гл 14 http://www.proza.ru/2011/05/08/488

Чудом сохранившаяся аудиокассета с записью одного из теоретических семинаров по эзотерике, проведенных мною у кого-то на квартире, все еще хранит мой голос, вернее, голос той, что до сих пор остается моим Учителем - моего лучшего Я, к которой я частенько обращаюсь за советом в своей земной и суетной жизни. Старый магнитофон воспроизводит негромкий, чуть дрожащий девичий голосок, напрочь лишенный авторитарности: старательная девица, неизвестно для чего перелопатившая гору эзотерических книг, напрасно пытается передать свой энтузиазм и знания  людям, собравшимся вместе на это дополнительное и бесплатное занятие, - очень разным по своей подготовке, возрасту,  характеру и намерениям…

Ее речь сознательно упрощена, без ветвистых цитат и умствований, но зато пересыпана массой наглядных, «женских» примеров, чтобы все, даже совсем  не  читавшие нужных книг, смогли получить общее представление об обсуждаемом предмете, понять его роль и место в море эзотерических знаний. Тема не проста -«Ведические источники». Этой «литературе» более четырех тысячи лет от роду, она нигде не напечатана в полном объеме, так как изначально передавалась из уст в уста посвященным и тщательно скрывалась от непосвященных. В ней прячутся истины, невидимые на поверхности и уходящие в бесконечность, а язык текстов сложен  и запутан, искажен неумными, поздними переводами. Но это те самые Веды, без ссылки на которые не обходится ни один эзотерик, даже тот, кто ни разу не пытался лично понять, «откуда растут ноги», кто не планировал иметь собственное представление о материале, о котором большинство говорит «походя», не зная сути.

Зачем она ввязалась в эту ужасно неблагодарную работу, делающую ее еще более одинокой? Ее не принимают всерьез мужчины, которые, даже не зная вопроса,  никогда не отнесутся серьезно к ее поискам только лишь потому, что информацию им преподносит женщина. Не поймут и тайно невзлюбят ее за эти увлечения и женщины, которые в большинстве своем приземлены и видят главный смысл своей жизни только в служении мужчинам и детям. Зачем ей эти долгие просиживания над книгой, отрывающие ее от собственной семьи и  от забот, которые все равно останутся только ее заботами? Зачем ей эти постоянные переживания из-за необязательности людей, их нерадивости, а иногда и просто - хамства?

Может быть, для того, чтобы, рассказывая другим, самой понять основы, без которых невозможно идти вперед, нельзя заниматься делом,  которому она себя посвятила?

     Доходчиво, «по-дамски», эта молодая девица, ведущая семинар, объясняет  разницу между Ведами и Упанишадами, самхитой и араньяками, толково пересказывает сюжет «Махабхараты», обратив внимание слушателей на скрытый смысл, стоящий за  ее сказочным повествованием. Потом она плавно и логично переходит к рассказу о «Бхагават-Гите» - знаменитой, священной книге вайшнавов, которую сама она не один раз перечитывала и с которой долго разбиралась, восхищаясь ее непростыми идеями, остающимися такими же актуальными даже в современной жизни. 

Что составляет назначение (дхарму) каждого отдельного, конкретного человека? Какой долг и какие действия для нас оправданы и необходимы, а что является «долгом, не свойственным нашей природе», влезанием в «чужую», не нам данную карму, и потому - ложью и пустой тратой энергии? Вправе ли верующий  человек служить в армии? В чем его истинный долг - в защите ли Отечества или в соблюдении принципа неприношения зла? Вправе ли мы – ищущие духовных даров, судить наших  правителей, обсуждать поступки  политиков, о делах которых мы не имеем никакой достоверной информации? Правильно ли то, что мы  пытаемся приписывать людям, незнакомым нам лично, что мы решаем вопросы, которые нам не были поручены, не входят в сферу нашей компетенции, но, при этом, не выполняем те свои  задачи, которые призваны решать? На все это дает ответы «Бхагават-Гита», очень многому она может нас научить, если только читать ее вдумчиво и внимательно…

Сколько же личного  времени и терпения было затрачено этой ненормальной молодой женщиной на одно только это занятие по ведантизму, в котором все, от начала до конца, было ею глубоко и заранее продумано, отрепетировано? А сколько уже было и будет еще таких же занятий? И кто хоть когда-нибудь ценил по достоинству эти ее усилия или, хотя бы, стеснялся произносить за ее спиной колкости, кто, замечая главное, не обращал бы  внимания на ее мелкие просчеты? 

Магнитофонная пленка свистит и застревает, но семинар, записанный на нее, все еще продолжается. Как всегда, вторая его часть посвящена уговорам - кто возьмет на себя доклады для следующего семинара? И снова оказывается, что женщинам - некогда, а мужчины - все бессемейные! - почему-то тоже упираются: одним - лень,  для других «такой подход кажется слишком примитивным», третьи «не верены, что смогут придти в следующий раз», четвертые - обещают, но все равно в самый нужный момент могут ее подвести. И она, зная это, независимо от всех докладчиков все равно готовит каждый вопрос сама, и на следующем своем семинаре снова будет в основном рассказывать одна, и снова будет переживать, что люди не таковы, какими бы ей хотелось их видеть…

Вот в хор знакомых голосов вступает Владик, - он пришел на семинар в первый раз, гостем, но сразу же - с критикой. Он что-то долго и цветисто говорит в манере кришнаитов, от которых он всему и набрался, - говорит он красиво, но с чужого голоса и  не по существу, и отнимает мое время, треплет нервы.

 Вот голос слышен голос незнакомого человека - его специально пригласили в надежде на его компетентное выступление в следующем семинаре по буддизму,  в  котором я не так сильна, как в индийских философиях. К сожалению, тот умный гость тогда ничем мне не помог, но зато он тоже выступает с критикой: «О таких серьезных вопросах надо говорить гораздо глубже, за одно занятие это сделать невозможно...». Он, якобы, много знает, но за  темы предлагаемых ему  докладов  не берется. Почему?

     А вот голос Нины Николаевны - пожилой и суетной женщина, когда-то  занимавшейся йогой у Анатолия Иванова и, как все, кто вышел оттуда, «уже давно медитирующая». Она недовольна тем, что не успела ничего прочитать перед занятием, и ей трудно все охватить – она хочет от меня еще подробнее и еще проще... Кто же ей не дал возможности подготовиться? Ведь о теме было  объявлено почти за месяц, ведь всем была дана литература и подсказки, у кого и какие книги следует взять и прочесть к занятию…

На пленке слышно, как у меня уже  дрожит  голос, (глаза  -  явно  на  мокром месте!), нервы напряжены: мне  так нужна поддержка друзей, хотя бы моральная, ибо в вопросах теории я тогда чувствовала себя уверено. Поддержка опять приходит лишь от атеиста Рашида, правда, как всегда, невпопад, не к месту, но зато - от сердца. Иногда за меня заступаются еще и старосты двух групп - Аня и Таня, не слишком много знающие и редко выступающие. Один только слепой Стас понимал меня всегда,  может быть, потому, что он, лишенный зрения, не тратил времени на болтовню и самолюбование, а работал, собирая по крупицам нужные ему знания. А вот от самых «любимых» и «знающих» своих учеников и по совместительству поклонников - Коли, Сергея, Олега и  Виктора, помощи и поддержки на людях,  опять  нет. Боясь опростоволоситься перед другими, они предпочитают молчать или пропускать занятия… Не опорой они были для меня и не поддержкой. Правда, после семинара и порознь, в домашней обстановке,  когда оставались со мной наедине, они вдруг снова становились ужасно говорливыми: уверенно излагали мне свои мнения и сыпали цитатами…

Обо всей этой глупой борьбе с ветряными мельницами  напомнила  мне  та старая,  чудом сохранившаяся на кассете магнитофонная запись. И все-таки она была отзвуком очень счастливых для меня времен! Я в тот год осуществила свой давний замысел: организовала ежемесячные теоретические семинары на квартире для желающих, чтобы разобраться со всеми практикуемыми в Ленинграде эзотерическими течениями, определить общие черты и различия мировых религий и духовных школ,  отыскать общее и главное во всех них, сравнить учения и понять их общие истоки. Только разобравшись с тем, что есть, поняв их истинную природу, можно выбрать свой Путь и потом идти по нему сознательно.

Ненавижу, когда в голове у человека - каша, когда за деревьями он не видит леса. Тогда мне было жизненно необходимо систематизировать все свои знания,  накопленные за много лет. Работа казалась необъятной, но ужасно захватывала. Мне нужны были те, для кого эта работа делалась. А еще нужна тогда помощь и понимание на людях тех, кто только  в личных разговорах со мной ошеломлял своей эрудицией!

Друзей-теоретиков было множество, но надежных и трудолюбивых помощников  - практически не было никогда. Одни приходили на мои сборища «ради чая и зрелищ», другие - чтобы покрасоваться самим, третьи, имели на меня виды, как на женщину, но постоянно меня подводили в работе и плевать хотели на мои планы. 

                Продолжение см. http://www.proza.ru/2011/05/20/444