Камо грядеши, Раша?

Эдуард Алкснис
  В 1955 году, в связи с приездом Джавахарлала Неру, у нас была спешно издана мизерным тиражом его книга «Открытие Индии». Выбирая для Индии путь развития, он сравнивал СССР и США. Высоко оценивая наши большие социально-экономические успехи, он отмечал: «К сожалению, первоначальное стремление к усовершенствованию человека, несколько угасло» (по памяти). Мудрый Неру усовершенствование человека считал не менее важным, чем экономику, просвещение и здравоохранение.
  Социалистическая этика формировалась на основе равенства и братства. В 20-30-е годы «сознательность», под которой понимались честь и совесть, хорошее отношение ко всем  своим человеческим обязанностям, очень ценилась. Еще жива была ленинская химера, что, освобожденные от ига капитала, люди будут добровольно и охотно выполнять правила социалистического общежития. В 60-е годы, старик Гришин, член Центробалта, грустно говорил мне: «Вот строят дома с отдельными квартирами, а ведь мы хотели научить людей жить в дружбе и любви вместе, в общежитии!» Рабочие тогда берегли свои заводы, а жители сажали деревья и цветы. Во время войны и в 50-е годы я знал немало порядочных людей, как среди инженеров, так и среди рабочих, которые дорожили своим добрым именем и старались поступать и работать по совести. Потом все больше развивались цинизм и шкурничество, и, мне казалось, что к моменту появления «Кодекса строителей коммунизма», люди к сознательности уже относились скептически.
  Однако Сергей Довлатов, которого наши блюстители нравов выпихнули отсюда в 1978, будучи в Штатах, уже в 83, писал: «Есть такое понятие – общественное мнение. В Москве оно было реальной силой. Человек стыдился лгать. Стыдился заискивать перед властями, Стыдился быть корыстным, хитрым, злым. Перед ним захлопывались двери.  Он становился посмешищем, изгоем. И это было страшнее тюрьмы. А здесь? Перелистайте русские газеты и журналы. Сколько ненависти и злобы. Сколько зависти, гонора, убожества и притворства!..» («Марш одиноких»)
  Довлатов, конечно, прав. Оглядываясь назад, и я теперь вижу, многое было потеряно, но кое-что важное сохранялось. Что тащили – прятали от соседей. А сейчас общество утонуло в алчности и зависти, никто не стыдится своих имений, хотя все понимают, что честной наживы здесь нет вообще. Бесчисленные активы, домовладения, дворцы и коттеджи – все на краденые деньги. На заработок, в рассрочку на много лет, можно купить однушку. Здесь нет таких поприщ и занятий, на которых честный человек может накопить состояние, но жулики, по великой хитрости своей, придумали такие законы и правила, чтобы поборами, взятками и обманом заграбастать недвижимость и средства производства, продать, заначить и спрятать. Жулики писали законы для жуликов, а все остальные хлопали ушами, пока реки наживы не вышли из берегов и не затопили всю нищую Россию.  Они воспользовались нашим простодушием, а мы продолжали жить по-честному, как нас научили, хотя грабили Россию в открытую, на наших глазах.
  С самого 1917 года власть захватила бюрократия и прочно, чем дальше – тем крепче, ее удерживает. Они называют себя патриотами, коммунистами, демократами, либералами, но остаются бюрократией, которая работает только на себя. Они говорит, что знают, как лучше и так для нас и сделают – мы верим, хотя грабеж неуклонно растет, а население развращается, разбегается и вымирает. Россия не стоит на месте, но непрерывно движется назад, от достатка к бедности, от морали к бесстыдству и от знания к темноте и суевериям. Куда же Россия придет?!
  Продолжаются споры, может ли честный человек сотрудничать с властью? Да ни в коем случае, ни один честный человек не должен принимать участия ни в чем: ни в управлении, ни в поддержке, и ни в каких угодно выборах.
  Об этом и в Библии сказано, читайте Псалом 1: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей!
                Э.Я.Алкснис    Edu71         12.05.11