Кутии - народ воин. Ч. 8

Кудряшов Николай
           На просторах Восточной Европы.


   Движение по Восточной Европе уже не могло осуществляться вниз по течению, здесь течение рек в основном направлено на юг, где обитали ираноязычные племена с которыми были неоднозначные отношения у «народа икс». Возможно опасаясь столкновений с не менее воинственным народом. Ещё, видимо, в предгорьях Алтая «народу икс» пришлось вкусить горечь поражения от них. Другой причиной, причём более реальной, может быть родственное индоевропейское происхождение. Малочисленный «народ икс», оказавшись в окружении народов другого этнического происхождения, явно искал союзников в родственно близкой среде ираноязычных племён. Даже в Восточной Европе экспансия «народа икс» обходила земли других индоевропейских народов. Да и перевалив Уральский хребет у «народа икс» большого выбора в направлении экспансии не было: либо против протофинских племён, либо против союзных абашевцев занимавших лесостепную зону Восточной Европы от левобережья Днепра на западе до реки Тобол на востоке. Интересно заметить, именно у абашевцев, в евразийской степи, зафиксировано появление колесничного транспорта.
   Возвращаясь к всадничеству, напомним: воины «народа икс» были всадниками уже в 17 веке до н.э. Именно от них переняли ираноязычные племена умение верховой езды. Хотя подавляющее большинство исследователей считает что лошадь стали использовать для верховой езды только в 14 — 12 веках до н.э. Однако, только наличием всадничества можно объяснить стремительные передвижения металлургов-коневодов на огромной территории в короткий срок.
   Перевалив Урал и включив в свои ряды отряды абашевцев и срубников, войны «народа икс» двинулись в пределы Восточной Европы.
   На этой территории известно несколько групп памятников позволяющих проследить движение «народа икс». Самая значительная находится в бассейне Средней Камы, близ устья реки Чусовой, с центром в Турбино близ границ современной Перми. К этому же району тяготеют могильники — Усть-Гайва, Заосиново IV, Бор-Ленва. В Турбино зафиксировано более двухсот условных погребений, причём подавляющее большинство по количеству находок относится к беднейшим. Во всех погребениях отсутствуют останки скелетов, что говорит о господствовавшем обряде погребений: сооружение кенотафов. Этот обряд был не типичен для групп глазковского типа, следовательно он был свойственен металлургам-коневодам или, что вероятней, этот обряд появился после объединения. Во втором Турбинском могильнике был найден кинжал со скульптурами баранов на рукоятке, сейчас этот кинжал утрачен. Анализ фигурок проведённый В.И. Цалкиным подтверждает их алтайское происхождение, такой вид баранов-архаров водился только на Алтае. Количество металлических и кремневых изделий позволяет сделать некоторый анализ потерь «народа икс». Основную массу составляют находки кремневых орудий. Видимо, подавляющая часть потерь пришлась на глазковцев, точнее на самый низший слой военного клана, составлявших пешую часть войска.
   Турбинский могильник, как отмечалось, крупнейший и полностью ещё не обследован. Однако даже исследованная часть позволяет предположить о серьёзном сопротивлении местных жителей.  Местное население принадлежало гаринско-борской культуре, скорее всего протофинская. С появлением завоевателей в бассейне Камы наблюдается исчезновение памятников гаринско-борской культуры раннего бронзового века. Создаётся впечатление что с завоеванием этой территории «народом икс» местное население было либо полностью истреблено, либо вынуждено поспешно покинуть обжитые места. Однако отсутствие культур продолжающих гаринско-борские традиции позволяет сделать предположение о истреблении носителей этой культуры. В районе близ турбинского могильника завоеватели и сконцентрировали свои силы для дальнейших походов. Это предположение основано на анализе типов бронзового инвентаря, который сходен с инвентарём из Сеймы и Решного. А по химико-металлургическим признакам ближе всего металлу из Решного. Заметим, что Турбино и Решное разделяет более полутора тысяч километров. Хотя могильник в Решном считается более поздним чем в Сейме. В связи с чем напрашивается версия о двух потоках «народа икс»: один в зону Турбино, другой Сейму. И возможно далее вплоть до Бородино в Молдавии. Хотя большие размеры Турбинского некрополя позволяют сделать ещё одно предположение, что этот могильник являлся центральным племенным кладбищем на протяжении всего существования рассматриваемого народа. Возможно из Турбино, отряды «народа икс» отправлялись в дальнейшем в походы по Восточной Европе. Вождям завоевателей на подчинённой территории постоянно приходилось поддерживать свою власть. Каким образом? Однозначно ответить вряд ли возможно. Одним из вариантов могла быть практика размещения своих отрядов в крупных поселениях. Но более реальным представляется сезонный сбор дани с местного населения. Последнее предположение подтверждает факт отсутствия на всей территории, где встречаются находки связанные с «народом икс», их поселений. Возможно это связано с традицией жить в кибитках на колёсах (?), присущей кочевникам и военным отрядам. А ведь «народ икс» не  просто завоеватели — это народ — воин, смысл всего существования этой культуры составляло военное дело — главное дело их жизни. Не исключена также вероятность, что поселения завоевателей ещё не открыты. Но одно утверждать можно достоверно: они никогда не селились рядом с местными жителями. В этом сказывался кланово-кастовый характер их общества. Побеждённые народы представляли для них низшую ступень, и скорее рассматривались как рабы.
   Вслед за завоеванием Среднекамья отряды завоевателей двинулись вниз по течению. Вместе слияния Камы с Волгой столкнулись с финноязычными племенами раннеприказанской археологической культуры, особенностью которой являлось расселение только вдоль крупных рек — Волги, Камы и Белой. О том что с этими племенами  произошло серьёзное боевое столкновение свидетельствует, некогда очень крупный и сейчас полностью разрушенный могильник  - Соколовский. Вероятно, пришельцам удалось одержать победу и закрепить своё присутствие на данной территории, что подтверждает наличие других более мелких некрополей между Камой и рекой Белой — Красный Яр, Бозяково III, Мурзиха I и Берёзовка-Омары. 
   Центром управления на этой территории являлась, видимо, местность связанная с Соколовским могильником. На территории связанной с этим некрополем, в междуречье Камы и Белой, довольно часто встречаются находки валиковой керамики. А это характерная черта кротовской культуры. Её племена формировались в лесостепной Барабе в Обь-Иртышском междуречье. Эта культура относится к кругу культур самусьско-окуневского типа, но вряд ли являлась генетически близкой как самусьцам, так и окуневцам. Её отличительной чертой была керамика украшенная волнистыми и прямыми валиками, а также орнаментом из оттисков «шагающей гребёнки». Датируется кротовская культура в Западной Сибири второй — третьей четвертью 2 тыс. до н.э. Как известно, гребёнка считается признаком финно-угров, но в данном случае всё-таки поостережёмся называть кротовскую культуру протофинско-угорской. Так как с появлением «народа икс» в Восточной Европе среди населения Прикамья, в значительном количестве, появляются индогерманские лексические заимствования. Они могли, в тот период, быть привнесены либо металлургами-коневодами, либо кротовцами. Однако исходя из факта заселения междуречья Камы и Белой кротовцами, вполне правомерно предполагать что именно ими были привнесены такие заимствования, которые характерны для угорских языков Западной Сибири. Конечно можно полагать что кротовцы были смешанной культурой с угорскими традициями. Однако индогерманские лексические заимствования могли быть занесены и двумя другими способами: первый — с территории Восточной Европы, при возвращении отдельных отрядов «народа икс», но этот вариант маловероятен; второй — носителями индогерманских наречий являлись сами металлурги-коневоды. Исходя из этого положения, можно предположить что кротовская культура появилась благодаря смешению с частью оставшегося в Западной Сибири «народа икс». Имея таким образом как угорские, так и индоевропейские (прагерманские) элементы. И, видимо, появившись на просторах междуречья Камы и Белой, являлась к тому же носителем одного из вариантов прагерманского языка появившегося из Западной Сибири. Невероятно, не правда ли?
   Наличие элементов кротовской культуры у населения Прикамья даёт основание предположить, что междуречье Камы и Белой было настолько хорошо освоено «народом икс», что приход кротовцев не только  закрепил присутствие, но и облегчил проникновение в местную среду традиций и обычаев кротовцев. Само же переселение кротовцев являлось вторичной волной переселения, уже мирного населения, из Западной Сибири. Исчезновение элементов кротовской культуры из Обь-Иртышья совпадает с появлением элементов их культуры в Восточной Европе. Их переселение было вызвано экспансией на западносибирские земли Обь-Иртышья иранских и угорских племён. Хотя нельзя исключать и вероятность вытеснения их самусьцами. Кротовцы видимо сполна испытали на себе ненависть быстро растущего самосознания самусьцев. С уходом из Западной Сибири кротовцев, вожди «народа икс» полностью теряют своё влияние в этом регионе.
   Эти события могли произойти не ранее середины 16 — начала 15 вв. до н.э., т. е. временем исчезновения элементов кротовской культуры из Обь-Иртышья. 
   Завоевав и обжив Прикамье, вожди «народа икс» направили свои отряды вверх по Волге, к границам обитания фатьяновских племён и родственных им балановских. Большинство исследователей относит эти племена к протобалто-славяно-германской общности. Причём фатьяновцев соотносят с предками протобалтов. Протобалтами, большинство исследователей называет и балановцев, но исходя из возможного предположения о их причастности к одному из индогерманских диалектов, осмелимся соотнести с ранними прагерманцами.
   Эти народы, в первую очередь балановцы, находились в постоянной конфронтации с рядом абашевских племён располагавшихся в лесостепной полосе. В связи с чем для «народа икс» было бы естественно начать военную агрессию против врагов своих союзников, фатьяновцев и балановцев. Но не всё оказалось просто.
   Фатьяновские и балановские племена представляли собой довольно значительные группировки, занимавшие лесные пространства от  Псковского озера до реки Вятки, от верховьев Десны до устьев Суры, Свияги Цивиля и от границ Вологодской области до Пензы. Основу их хозяйства составляло скотоводство, разводили в первую очередь свиней и овец. Была в хозяйстве и лошадь, но появляется только после «знакомства» с воинами «народа икс». Инвентарь погребений позволяет говорить о начале социального расслоения в среде этих племён. Богатые погребения позволяют говорить о выделении племенных вождей и опытных воинов. Многочисленный воинский инвентарь позволяет предполагать о довольно воинственном характере этих племён. Что подтверждают находки фатьяновских могильников около г. Бирска на реке Белой, связанных очевидно с военными походами. У фатьяновцев и балановцев существовала собственная металлургия и металлообработка. Медные вислообушные топоры собственной формы встречаются только в знатных могилах. Металлургия очевидно находилась в зачаточном состоянии. Различное местоположение топоров в могилах мужчин позволяет говорить о наличии воинских градаций. Находки игрушечных каменных и глиняных топориков в погребениях подростков, позволяют говорить о подготовке к судьбе воина с детских лет. Особенно характерны такие находки на поздних стадиях существования фатьяновской культуры. У них был сильно развит культ медведя, согласно их мировоззрению прародителю людей и тотемного животного всех фатьяновцев.
   По антропологическим признакам фатьяновцы и балановцы относились к разным антропологическим типам: фатьяновцам присуща длинноголовость, высокий рост и широколицый тип, по этим признакам они очень близки представителям культур боевых топоров и шнуровой керамики, и близки населению Средней Европы. В целом фатьяновцы довольно яркие представители северного европеоидного типа, входившими в ещё не разделившуюся протобалто-славяно-германскую общность.
   Балановцам присущ смешанный антропологический тип с преобладанием европеоидного узколицего восточно-средиземноморского типа. Однако, на основании множества аналогий с культурой боевых топоров балановцы, также как и фатьяновцы являлись племенной группой одного из вариантов этой культуры. При этом, если фатьяновцев с определённой долей осторожности можно отнести к культуре шнуровой керамики как варианту культуры боевых топоров, то о балановцах можно сказать: что они более тяготели к северным вариантам культуры боевых топоров и выделились из среды где позже сформировались прагерманские племена. Выше  предполагалось, что фатьяновцы, точнее некоторая их часть принимала участие в формировании протобалтской общности. Балановские группы в конце 2 — начале 1 тыс. до н.э. были поглощены представителями других культур — поздняковской и текстильной керамики; первые принадлежали к смешанной финно-ираноязычной, а вторые к финно-угорской группам населения.
   Большинство исследователей выводит происхождение фатьяновцев и балановцев из районов между Днепром и Висло-Одером, то есть древней территории обитания культур боевых топоров. Указанная выше различная принадлежность к древним группам единой общности подтверждается идентичными свидетельствами указывающими, что две эти группы отличались не только по антропологическому типу, но и языковому ареалу. Расселение культур с боевыми топорами с исходной территории было связано не только с ростом населения и экспансией на новые земли, но видимо сопровождалось и начавшимся процессом обособления по языковому признаку, разделением на протобалтскую и прагерманскую общности. Фатьяновцы оказались самым восточным вариантом протобалтской  группы тяготевшей к культуре шнуровой керамики из которой собственно и вышли затем балтские племена. Балановцы же оказались наиболее далеко проникнувшими на восток носителями одного из локальных вариантов древнего прагерманского языка. Об этом говорят не только древние индогерманские включения в финно-угорскую среду, падающее на эпоху раннего металла, в чём заслуга балановцев как раз невелика; но в первую очередь, находки черешковых клиновидных топоров борисово-лепельского типа характерных для балановцев раннего этапа. Аналогии которых известны не только в Белоруссии, но и в значительном количестве в Южной Скандинавии — месте формирования древних германцев.
   Отмеченное противостояние, в первую очередь балановцев с абашевцами, должны были определить направление боевых действий «народа икс», но оказавшись в месте слияния Волги и Оки, и переправившись на правый берег Волги, они остановили своё движение  на малозаселённые приграничные земли фатьяновцев с балановцами в устье Оки. Вряд ли они были остановлены боевыми отрядами фатьяновцев и балановцев не имевших колесниц и всадников. Более вероятным представляется, что экспансию остановило единое происхождение этих народов, причём более близкое чем с ираноязычными народами. Оказавшись в необозримой дали от мест своего происхождения вожди «народа икс» были шокированы встречей с близкими им фатьяновцами и балановцами, которые «народу икс» среди враждебных племён на чужой им территории могли стать единственными верными союзниками. Даже народы ираноязычных племён, несмотря на сотрудничество, были для пришельцев более чужды чем фатьяновцы с балановцами.
   В устье Оки известны два археологических памятника — могильники Сейма и Решное. Вообще находки в низовьях Оки, даже единичные, сейминско-турбинского типа крайне редки. Следовательно смело можно предположить, что дальнейшего массового продвижения в правобережные районы Волги и вверх по течению Оки не происходило. Но, как увидим далее, такое заключение не объясняет более западных находок отождествляемых с воинами металлургов-коневодов.
   Сейминский могильник находился в Нижегородской области на левом берегу Оки при слиянии её с Волгой, близ станции Сейма. Могильник был открыт 23 июня 1912 г. штабс-капитаном А.М. Коневым. Низкий уровень методики произведённых раскопок не позволяет сделать какие-либо выводы. До настоящего времени сохранилось около 70 вещей соотносимых с «народом икс». Кроме того на месте раскопок были установлены следы культурных слоёв разновременных поселений, скорее всего принадлежавших фатьяновцам (Археология СССР: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. С. 86).
   Другой памятник находился напротив села Решное в Выксунском районе Нижегородской области, на правом берегу Оки. Открыт в 1974 г. В.Ф. Черниковым. Отсутствие костных человеческих останков в некрополе предполагает обряд сооружения кенотафов, характерных для «народа икс» на протяжении всей их истории (Археология СССР: указ., том. С. 86 — 87). Среди находок бронз встречены кельты, наконечники копий, ножи, чеканы, тесла, шилья.  Однако основную массу находок составил кремневый инвентарь. Отсюда известны два нефритовых кольца аналог которых можно найти у культур глазковского типа. Сам нефрит скорее всего происходит из районов севернее Саян. В Решном в отличие от других могильников обнаружены керамические сосуды: шесть целых и три фрагментированных. Все сосуды имеют средневолжское абашевское происхождение. Зарисовки сосудов из Сеймы, сделанные в 1912 г., также своими корнями уходят в мир абашевской керамики.
   Несмотря на отсутствие документально зафиксированных раскопок сейминский могильник представляется более ранним. По количеству захоронений (условно предполагаемых) он намного превосходит некрополь в Решном. Из этого факта можно предположить что «народ икс» вступив на земли в устье Оки встретил организованный военный отпор фатьяновцев. Результатом этого конфликта стало прекращение экспансии металлургов-коневодов на земли фатьяновцев и дальнейшее продвижение отрядов «народа икс» на запад без военных столкновений на территории фатьяновцев.
   В связи с чем необходимо сделать не большое отступление. Очень вероятным представляется, что ещё в Турбино силы пришельцев разделились на две волны: одна осталась осваивать завоёванные территории Прикамья и сумела здесь закрепиться; другая часть продвинулась вниз по Каме и в конце концов оказалась рядом с Сеймой.
   Более раннее происхождение Сейминского некрополя подтверждают химико-металлургические признаки бронзового инвентаря. Взаимосвязь с племенами абашевской общности зауральского варианта представлена бронзовым инвентарём в Сейме (25,8 %) с очень сильным влиянием срубного компонента, в Решном гораздо меньше (16,7 %) (Археология СССР: указ., том. С. 100). Такое различие в процентном соотношении участия абашевских групп в походах «народа икс», а речь идёт именно о количественном соотношении основанном на находках бронзового инвентаря, могло произойти только в том случае если группа зауральских абашевцев (срубников) превосходила количественно восточноевропейских. Следовательно ещё не сильно поредевшие ряды зауральских абашевцев в Сейме были представлены в большем количестве чем в Решном. Однако чем дольше находились на территории Восточной Европы металлурги-коневоды, тем интенсивней таял их количественный состав и их вожди, чтобы восполнить потери, привлекали всё чаще в свои ряды уже абашевцев восточноевропейской лесостепи. Именно поэтому соотношение находок бронзового инвентаря зауральских абашевцев (срубников) в Решном снижается.
   Предполагаемая военная стычка потребовала от нападавших более осторожного отношения к местному фатьяновскому населению. Хотя, как говорилось выше, причиной отказа от экспансии могли стать и другие причины. Да и сама общественная организация фатьяновцев была скорее всего намного сложнее чем просто родоплеменные отношения. Оказать серьёзное военное сопротивление могла только хорошо отлаженная военная структура, присущая более серьёзным объединениям чем родоплеменная. Возможно, что все локальные фатьяновские группировки на территории своего расселения представляли хорошо связанный между собой союз племён с единой военной структурой.
   Возможна ли такая, у находившихся наполовину в неолите фатьяновцев, организованная форма управления? В качестве рабочей гипотезы предположим — могла. Иначе трудно объяснить отсутствие даже единичных археологических находок принадлежавших «народу икс» в этом регионе и неожиданном затем появлении в Молдавии близ Бородино. Представляется что вожди двух народов достигли соглашения о беспрепятственном проходе части отрядов металлургов-коневодов по землям фатьяновцев. Причём со стороны фатьяновцев должна была выступать такая власть, которой бы подчинились все племена.
   Достигнув Молдавии воины «народа икс» в районе деревни Бородино видимо скрестили оружие с племенами шнуровой керамики и были разбиты. Свидетельством этой битвы и является знаменитый Бородинский клад. Он представляет из себя богатейшее захоронение бронзовых изделий. По своему богатству и разнообразию он как бы предвосхищает позднейшие богатейшие погребения связанные со скифами и антами. Вероятно, это захоронение одного из вождей «народа икс». М. Гимбутас датировала Бородинский клад 1450 — 1350 гг. до н.э. Исходя из этой даты, можно сделать предположение: поход был совершён на излёте существования «народа икс». Уцелевшая часть металлургов-коневодов вернулась к месту слияния Волги и Камы, или, что более вероятно, была рассеяна в местной среде племён шнуровой керамике. Некрополь на Оке в Решном свидетельство возможно ещё одной попытки «народа икс» закрепиться в правобережье Волги. В любом случае все дальнейшие походы «народа икс» связаны с левобережными районами Верхней и Средней Волги, Прикамья. И, что самое главное, чётко определяется центр их экспансии — Турбино.
   Что касается контактов с балановцами, то вероятно металлурги-коневоды не только мирно с ними сосуществовали, но в завершающей фазе своего сосуществования смешивались с ними. Также не исключено, что часть «народа икс» растворилась в абашевской среде. Находки остатков керамики, в основном абашевского типа, свидетельствуют о такой возможности. Известно, что посуда атрибут женской половины любой культуры, а постоянный недостаток в женском элементе для воинов «народа икс» заставлял их его восполнять. И, видимо, именно в абашевской среде они восполняли этот компонент чаще всего.
   В Троицко-Печорском районе республики Коми на правом берегу реки Малая Печора находится Канинская пещера. Археологически подтверждено что она стала обитаемой примерно с середины 2 тыс. до н.э. и функционировала до исчезновения «народа икс» с исторической арены. Вероятно она использовалась в качестве святилища. Второй зафиксированный слой обитания людей появляется только в период средневековья. Среди находок к эпохе бронзы относятся 43 повреждённых бронзовых предмета, а также каменное тесло, вкладыши, скребки и довольно большое количество наконечников стрел разных типов. Все бронзовые изделия связываются с металлургией «народа икс», именно этот факт и позволяет соотнести эти находки с ними, а святилище их культовым местом. Интересно отметить, что наибольшую близость металл Канинской пещеры имеет с Ростовкой, а наименьшую с Турбино и Решным. Такая степень близости металла с Ростовкой, даёт основание предположить что пещера как жертвенное место стала использоваться только после закрепления «народа икс» на восточноевропейском пространстве.
   В пещере также обнаружено более ста костяных изделий, причём наконечники стрел и составные рыболовные крючки имеют явные аналогии в Восточной Сибири, в культурах глазковского типа.
   Что составляло основу мировоззрения этих воинственных пришельцев? Достоверно можно утверждать одно: их мировоззренческие представления непременно связывались с северными районами Евразии. Об этом говорит характер передвижения народа-воина: постоянное, поступательное движение на северо-запад. Возможно, такой характер движения связан с географическими признаками, в частности с ландшафтом местности и направлением течения рек, особенно в Западной Сибири. Однако объяснить переселение кочевников-скотоводов в более северные широты, где занятие скотоводством затруднено климатическими условиями, географической  средой невозможно. Трудно представить что народ обладавший лучшим на то время вооружением, имевший мобильные и подвижные отряды всадников, вдруг оказался вынужден переселиться. Однако, именно напор угорских и андроновских племён задал толчок их завоевательным походам.
   На всём пространстве где встречаются находки связанные с этим народом отмечается уникальность их некрополей, в которых в основном отсутствуют человеческие останки. Могильники не имеют курганных насыпей и других надмогильных сооружений. Такие признаки не характерны для индоевропейских народов. Условные захоронения, как правило, ориентированы параллельно реке. Что свидетельствует о поклонении водной стихии и всему что связано с ней. Жизнь — как река: течет то бурно, то плавно и достигнув большого водного пространства пропадает в нём. Сам обряд погребения являлся, скорее всего, культурным наследием представителей культуры глазковского типа. Изначальная синкретичность культуры «народа икс» отразилась и на переплетении традиций и обычаев, которые в новой культуре ещё не успели сложиться.
   Элементы сакральности наблюдаются и в отношении к бронзовому оружию. Вогнанный в землю клинок в захоронениях, священный признак символизирующий неразрывную связь покойного воина со своим оружием даже после смерти. В жизни они составляли единое целое, и после смерти воина клинок должен был защищать своего хозяина и в потустороннем мире. Такая интерпретация наличия клинков в могильниках может свидетельствовать о наличии в рядах народа-воина права воина иметь своё собственное оружие, согласно статуса в обществе. Бронзовое оружие встречается только в богатых захоронениях. Это ещё один признак кастово-кланового общества «народа икс». Сам ритуал погребения сопровождался трапезой одноплеменников у ещё раскрытого захоронения, символизирующий представление о умилостивлении богов. В трапезе «принимал участие» и сам покойный, которого после завершения трапезы изгоняли из мира живых, с помощью определённых слов и жестов, в мир мёртвых. Где их с добротой принимали умилостивленные боги. Наличие такого обряда подтверждают находки, хотя и немногочисленные, разбросанной в могильниках без определённого осмысления остатков керамики в захоронениях. Отсутствие костяка в погребениях связано с ещё одним мировоззренческим взглядом на потусторонний мир. В верованиях людей сейминско-турбинских групп большое значение имела вода — как источник жизни. Устраивая в могильниках кенотафы, самих умерших отправляли в последний путь на лодках по течению рек. Поджигалась при этом лодка или плот неизвестно, но сам такой обычай ещё один характерный признак прототунгусов. Для которых вода играла первостепенное значение. Многодневные ливни были препятствием для охоты на диких зверей. Весенние разливы рек изгоняли людей с насиженных мест. В то же время без воды человек сам не мог обойтись долго. Вода помогала охотникам бить дичь во время их переправы. Отсутствие дождей приносило летом большие засухи, дичь уходила в другие места, да и сам человек уже не мог собирать употребляемые в пищу лесные дары, жара сжигала их. Если стихия воды, её первостепенное значение для человека, а следовательно почитание как источника жизни, отмечается чуть ли не у всех народов, то мировоззренческие взгляды связанные с потусторонним миром и несколько пренебрежительном отношении к миру мертвых замечено в основном только у народов для которых смыслом существования была война. «Народ икс» как раз из этой немногочисленной группы народов.
   Самая последняя группа памятников, точнее находок единичных изделий относящихся к сейминско-турбинскому типу, локализована в районах Восточной Прибалтики и Южной Финляндии. К ним относятся находки на острове Муху, в местности близ Ноорсмаркку, Каасанмяки II, Лаукала и Пиелавеси. Эти находки возможно связаны с разовым проникновением или разведкой данных земель отрядами турбинской группировки. Хотя нельзя исключать и другой вариант: часть отрядов металлургов-коневодов откололась от основной массы племён и оказавшись на этой территории осталась. Такой вариант имеет ряд подтверждений. К середине 2 тыс. до н.э. на территории Финляндии отмечаются находки принадлежащие абашевской культуре. Это керамика абашевского типа. Такая же керамика найдена и в некрополях сейминско-турбинского типа. Известно что керамика относится к инвентарю, который в большинстве своём принадлежал женщинам. И присутствие абашевского женского элемента в рядах народа-воина вполне объяснимо: в их рядах постоянно ощущался недостаток женского элемента, который они восполняли в том числе и из рядов абашевских племён. В этом ещё одна причина союзнических отношений «народа икс» с абашевскими и срубными племенами. Связь с которыми видимо не была утрачена и у отколовшейся части «народа икс» оказавшегося в Южной Финляндии.
   Господство сейминско-турбинских групп на завоёванной территории Северной Евразии было непродолжительным, вряд ли более двух столетий, и определяется 17 — 16 вв. до н.э., и, может быть началом 15 века до н.э. Но за столь короткий отрезок времени им удалось распространить своё культурное влияние на всём пространстве Северной Евразии.


http://www.proza.ru/2011/05/15/971

фото Яндекс - 0_STATIC56ba5_675d98e1