Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 1-30

Каменцева Нина Филипповна
Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 1-30
Нина Филипповна Каменцева
Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 1. «Алмаз, бриллиант иль просто камень»
Часть 30. «Соскучилась»


    Мне очень нравилось в Батуми, но если на побережье Чёрного
моря я была маленькой, то сейчас, в семнадцать лет, хотя подросток,
но уже жена и мать, смотрела на всё другими глазами. По возмож-
ности мне родня Ашота показывала достопримечательности города,
набережную и даже прокатили на корабле «Шота Руставели», где
меня одолела морская болезнь. Брызги моря доходили до нас, когда
я была с ними на палубе. Везде я была со своим сыночком Робертом,
никогда не разлучалась с ним. Он был такой маленький и красивый,
что моя любовь постепенно переходила к ребёнку. Привязанность
с каждым днём росла. От Ашота письма приходили регулярно, уже
туда – в Батуми. У его тёти в Батуми была маленькая комнатка. Она
сама приносила продукты и не разрешала, чтобы я делала работу по
дому. Она говорила: «Ты за ребёнком только хорошо смотри, и мне
больше ничего не надо!» Я выводила малыша во двор, и он вместе со
мной наслаждался прекрасной батумской погодой.
     Лето пробежало очень быстро, и меня стали одолевать долгие
осенние дожди. Однажды нас пригласили извещением на телефон-
ный разговор из Тбилиси. Там были его отец и Вано. Они проси-
ли меня приехать обратно. Если честно, я обрадовалась. Я давно
не видела своих родных и соскучилась. Особенно своих братьев, с
ними я была очень близка и вспоминала последнюю встречу, когда
они пригласили меня с ребёнком к себе домой. Сашка дал Роберту
игрушку, грибочек, а он хаотично бил себя по носу и от боли даже
плакал. Билет в Тбилиси куплен на поезд – меня провожают, одарив
костюмчиками малыша. В мой багаж они положили разные банки
с вареньем белого инжира и много разного съестного. Когда меня
встретили – встреча была очень тёплой. Я приехала домой. Bано сде-
лал мне сюрприз. Он подарил мне модные коши на пробках (туфли
без задников на высоком каблуке). Вано заказал две пары: одну его
жене, другую для меня. Я была ему очень благодарна, потому что
обувь я всегда носила на низком каблуке. В родительском доме я по-
зволяла себе носить обувь сестры, а сейчас коши на высоком каблуке
делали меня очень высокой и стройной. Я заметила, что Лиза не-
много поправилась, округлилась и похорошела. У мамы Ашота была
сестра Шушик. Видно, я им нравилась, и её муж решил меня отвезти
к Ашоту с ребёнком в первый раз. Он служил недалеко, около Гроз-
ного, в Урус-Мартане.
       День был уже назначен. Я вместе с ребёнком уже сидим в ав-
тобусе, который нас везёт по Кавказскому перевалу, по которому я
ехала впервые. Красота природы Грузии меня радовала как-то по-
особенному. Я наблюдала, и мне всё казалось таким красивым, то ли
оттого, что расстояние между любимыми уменьшалось, то ли просто
я любила природу... Подъехали к снежному перевалу. Я смотрела,
как наш автобус проезжает по узкой толще снега всё дальше и даль-
ше. Затем равнина, много маленьких домов и яркое солнце. А снег
лежит, наверно, метровый. И мы пошли уже на спуск. Проехали по
Чечне, где природа была великолепна! Автобус остановился в городе
Грозном. А там дядя Овен договорился, и нас подбросили до воен-
ной части. Дядя Овен был инвалидом войны, на одной ноге, и по-
этому он сел в кабинку. Я отдала ему ребёнка, а сама забралась на
бортовую машину наверх. Всю дорогу я слышала, как плачет мой
ребёнок. Робик был ко мне очень привязан и признавал только меня,
тем более мы в Батуми всегда были вместе.
     Машина остановилась около части. К нам подошёл часовой. Че-
рез десять минут около нас стоял Ашот. На нём были только брюки,
в которых он работал в поле – косил траву. Ашот не знал, что мы
приедем, и был в растерянности. К нам вышел капитан, когда он нас
увидел – сообщил Ашоту. Дядя Овен попрощался и уехал на этой
же машине обратно в город. Сказав Ашоту: «Я её привёз. Посадишь
в Грозном на автобус – мы встретим их в Тбилиси». Ещё через не-
сколько минут Ашот был, уже в солдатской форме, около меня. Ему
дали всего три дня на увольнение, так как он плохо служил. Солдат-
ская машина довезла нас до центра Урус-Мартана. Гостиницы там
не было, и мы вошли в первый попавшийся чеченский двор попро-
ситься на квартиру. Дом был большой, двухэтажный. Женщина нас
не понимала и повела на второй этаж, где сидел мужчина в папахе,
а в руках у него были бусы, которые он по одной бусине перебирал.
Он спросил по-русски: в чём дело? А когда узнал, что я приехала
из Тбилиси навестить мужа, служившего в армии, показал комнату
на втором этаже, где была большая кровать и стол со стульями. Ко-
нечно, мы обрадовались, что нам не отказали, и удалось сразу най-
ти квартиру. Однако мы нашли не только квартиру, а незабываемое
гостеприимство не говорящих по-русски людей. Там были две жен-
щины, мне почему-то показалось, что обе – его жёны. Одна из них
накрыла белоснежное белье и принесла деревянную самодельную
кроватку для ребёнка. Другая принесла что-нибудь нам покушать в
виде лепёшек, такие вкусные, прекрасно приготовленные, и поста-
вила на стол железный кувшин с водой, а второй – на пол.
   Уже темнело, и нас просто тянуло друг к другу, но ребёнок ещё
не спал. Малыш нервничал, не хотел даже на минутку посидеть на
коленях у отца. Ашот тоже занервничал, что ребёнок его не узна-
ёт, понимая, что это временное явление. Наконец, видно, уставший
за день ребёнок заснул. Ашот подошёл ко мне. За время разлуки я
снова стала стеснительной. Я понимала, что он мой муж, но в то же
время мне хотелось узнать, как он здесь, вдали от нас. Им же овла-
девала страсть солдата, давно не имевшего половых отношений. Он
погасил свет и начал осторожно, целуя, раздевать меня. Меня тоже
охватила страсть. Мы не спали почти всю ночь, а утром ему надо
было возвращаться в часть, за ним даже присылали машину. Ашот
прощался. Я видела через окно, как он быстро поднимался на борто-
вую машину наверх, помахав рукой.
    После бурной ночи мне очень хотелось поспать, но ребёнок про-
снулся, и надо было его кормить. Я вышла в стеклянный коридор, а
там одна из женщин мне уже указала на стол, где стояло молоко. Та-
кое гостеприимство меня шокировало. Потом я узнала, что и вправ-
ду они были жёнами хозяина. Старшая не имела детей, и он привёл
вторую, думая, что от неё у него будет ребёнок, а у неё тоже не было.
И так остались они втроём жить в доме. День прошёл обычно. Я не
могла с ними общаться, так как не понимала их языка. Хозяин же
занимался хозяйством в саду, где было много деревьев, и я видела,
как он постоянно там копошится. Хозяин дома на работу не ходил.
За эти три дня я видела, что он только один раз вышел за пределы
своих ворот. Однако ему постоянно приносили продукты: баранье
мясо, сыр, молоко и много другого. Я ни о чём не спрашивала, и им,
видно, нравилось, что я была не любопытна.
   Как я поняла, Ашота будут отпускать только на вечер и ночь из-за
его плохого поведения, и только из-за меня, видно, капитан пожалел
его. Но нам было достаточно насладиться ночью и опять сблизиться,
как будто бы и не было тех месяцев разлуки. Мы любили друг друга,
и наш сынок постепенно начал к нему привыкать. Дни пробежали так
быстро и так страстно, что мы не заметили даже, что нам пора рас-
ставаться. Ашот попросил увольнение и машину, и мы попрощались
с хозяевами нашего дома. Когда мы предложили деньги за квартиру,
они отказались, сказав, что в следующий раз уже не надо искать ком-
нату, чтобы сразу приходили к ним. Водитель машины был удивлён.
На прощание хозяин вынес большую корзину яблок и передал мне,
чтобы я отвезла их домой. Я его поблагодарила, и мы попрощались.
Машина остановилась в Грозном на автобусной станции, где Ашот
купил мне билет, и я села в автобус. Слёзы катились из моих глаз, я
заметила их и у Ашота. Дверь закрылась, я сидела по правую сторону
у окна. Он стоял до тех пор, пока не тронулся автобус. И мы поехали...
В Тбилиси на автобусной станции меня встречали его братья,
Вано и Рудик. Рудик был младше меня на год, и он так любил играть-
ся с детьми, что чуть не выхватил у меня ребёнка. Роберт тоже был
привязан к нему. Он часто с ним играл. Без труда он мог посадить
троих маленьких детей к себе на колени и играться сразу с тремя.
Мы сели в такси, и оно нас везло по городу. Такое тёплое чувство
меня охватило! Я любила Тбилиси, его улицы утопали в разноцвет-
ной осенней листве... Красота неописуемая! Вечерело, а по крышам
скользило оранжевое солнце, больно режущее глаза. Такси остано-
вилось около нашего дома. Я вошла. Конечно, после их дома моя
квартирка показалась маленькой, но я была довольна, что в свои сем-
надцать лет имею свой уголок. Пускай маленькая комнатка, но моя.
      Вечером ко мне приехал Сашка, и мы поехали с ним навестить
моего отца, который был дома и не работал. Стены дома моих роди-
телей были обуглены от пожара, паркет тоже. Стояли новые кровати,
видно, они их купили. Робик спал, он заснул в такси, и я его положи-
ла на кровать. По дороге мы купили торт, помню – белый, положили
на стол, и я заметила, как отец, опираясь на палочку, еле дошёл до
стола. Как я потом поняла, летом его парализовало, но сейчас ему
стало лучше. Они очень были рады, что я была у них в гостях. При-
вязанность вдалеке от них только увеличивала мою любовь к бра-
тьям. Мама была на работе, её я не увидела. Она работала в метро на
станции «300 Арагвинцев» старшим контролёром. Сашка с ребёнком
нас повёл через метро, я встретилась с мамой. Людмилу я тоже не
увидела в этот день. Сашка довёл меня до дома и вернулся обратно.
Вечером я ещё успела побывать у родителей Ашота, где мне свё-
кор предложил выйти на работу. Мне давали декретный отпуск до
исполнения года ребёнку, а Робику шёл только девятый месяц. Он
сказал: «Трём женщинам дома сидеть нехорошо, двое смогут за тво-
им тоже посмотреть, а ты иди работать, тем более, что у тебя работа
не трудная». Обед прошёл нормально, как всегда, и я задумалась:
может, правда пора работать... На следующее утро я отвела Робика
к свекрови, а сама пошла на работу, где сказала, что завтра выхожу
работать. Конечно, все обрадовались.
    Так началась моя трудовая деятельность. Мне опять доверили ма-
териальный стол – основные средства, – и если раньше я вела только
износ и амортизационные отчисления, то сейчас полностью – и по-
ступления, и списания. У меня даже оставалось там свободное вре-
мя подготавливаться в институт. Я точно решила поступать летом в
техникум. Моя свекровь за Робиком смотрела только месяц, а потом
попросили, чтобы я его устроила в детские ясли. По времени меня
устраивали только ясли около моей работы, куда я могла добраться
на трамвае за пять минут. Я беспокоилась за то, чтобы он один не
оставался и не плакал. В яслях не было русской группы, и мой маль-
чик попал в грузинскую группу. Он стал нервным – видно, оттого,
что ничего не понимал. Дорога домой была тяжёлая. Я должна была
его на руках нести до самого Воронцова и сесть на восемнадцатый
автобус, который уже с Колхозной площади ехал переполненным.
Однажды во время такой давки я потеряла сапожок сына и в тот день
твёрдо решила поменять ему садик.
     Я обратилась в русский детский садик около завода имени Ор-
джоникидзе, где мне сказали, что у них нет мест. Однако я не оста-
навливалась ни перед чем и через военкомат добилась и устроила
моего мальчика в садик. Для меня было важно добиться справедли-
вости, так как в первый раз они мне отказали, а мне приходилось
везти ребёнка так далеко и с такими трудностями. Но ходить в садик
всё равно было трудно – по подъёму было много лестниц, а зимой
лестницы все примерзали, и малыша надо было нести на руках, так
как он ещё не ходил. Но я была рада, потому что ему было там инте-
ресно. Он многое понимал, говорил ясно и даже приносил малень-
кие куплеты стихов. Но дальше мне предстояла тяжёлая ноша...
 ~*~
Рассвет, а нас машина уносит на Кавказские горы....
А на пастбищных полях заметишь ты и наших героев,
Кавказских собак, загоняющие стада овец, среди...
Пастухов пеших и сидящих на коне в овечьей бурке...

Тяжёл труд, они пешком полжизни проходят по полю...
То вверх идут к сочной траве, то вниз, спасаясь от мороза...
Там сами доят они, и козье молоко среди овец заметишь...
А самое вкусное – мясо барана, шашлык Люля-кебаб и плов.
http://www.stihi.ru/2011/08/27/4611

 

Продолжение романа  http://www.proza.ru/2012/10/06/192
Начало главы №1          http:// www.proza.ru/2011/03/16/208

 
05/14/2011

 
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2011
Свидетельство о публикации №211051401128
http://www.proza.ru/2011/05/14/1128