Поколение «пепси» или – «пятой ноги»?
В. Пелевин теперь реанимирован в кино!
Никогда не вчитывавшись в поверхностные, с философской точки зрения, опусы В. Пелевина, я, тем не менее, заинтересовался новым кинофильмом, снятым по одному из наиболее нашумевших произведений данного автора. То, что не смогло сделать спонтанное пролистывание страниц, усыпанных очень крупным типографским шрифтом, выполнил весьма эффектный, на мой взгляд, рекламный ролик, снятый ещё, как минимум, пару-тройку лет назад. Как заявляется в СМИ, в силу сложности воссоздания адекватного тексту сюжета (а также не исключаю частичное влияние, например, смерти известного шоумена Р. Трахтенберга, участвовавшего в съёмках…) полнометражный фильм вышел в отечественный прокат только в этом году.
Само американизированное название «Generation P» выдаёт часть деструктивных интенций раскрываемых типажей и характеров по отношению к фундаментальным (или, во всяком случае, казавшимся таковыми) социалистическим устоям общества. Поколение «пепси» – это те, кто на закате советской эпохи стал воспринимать всё шиворот-навыворот. Изначальная идея для многих из них, последних октябрят и пионеров, едина – разрушить старое, не имея ничего конструктивного нового. Воображение, воспалённое голливудскими образами полуподпольных видеосалонов и заправленное озлобленной на мир модной рок-музыкой, пытается выйти за пределы надоевшего «совковского» мира, сбросить с себя все оковы ... На поверку же оказывается, что препятствия и ограничения – это не только объективный, но и субъективный фактор, посему одна, малочисленная, часть людей в чрезвычайно динамичные постсоветские годы стремительно обогащается, сумев повернуть свой и чужой мозг в нужном направлении, а другая, массовая, привыкшая к указке свыше и не способная быстро перестроить своё мышление, по существу, превращается в «лохов», которых «доят» (хотя можно и без кавычек, ибо метафора, к несчастью, стала нераздельна с реальностью…) со всех сторон: государство, коммерсанты, бандиты и т.д.
Главный персонаж фильма отнюдь не случайно называется автором не иначе, как Вавилен; это – не только причудливое слияние словосочетаний «Василий Аксёнов» и «Владимир Ильич Ленин», но и прямая аналогия названию одного из древнейших городов на Земле. Что характерно, пали со временем под влиянием не только внешних, но и внутренних противоречий, и Вавилонская башня, и режим, идеологически основанный бывшим В. Ульяновым. Владимир Епифанцев, достаточно чётко и удачно вписавшийся в указанную роль, несмотря на преобладающее количество исполнений разнообразных спортсменов и «бычков» в его актёрской фильмографии, предстаёт в этот раз на экране как наглядный осколок уходящей эпохи. Чем он примечателен и отличен от осколков предыдущих поколений и выкидышей социальных кризисов? Ему одинаково «по барабану» и прогнившая тоталитарная власть со всеми её «железными занавесами» и плакатным пафосом, и не менее гниющая в самом своём зародыше российская рыночная буржуазия. Этот человек не просто вертится в колесе постоянных заработков для выживания и потенциальной жизни (до реальной ещё очень и очень далеко…), но и настойчиво стремится найти Свой Путь, который отнюдь не очевиден.
Как это ни парадоксально, по логике фильма, в конце 90-ых телереклама оказывается необходимой не для того, чтобы повысить рост продаж того или иного товара, а в том, чтобы через «брэнд» чего-то материального донести до реципиентов ценность духовного, например, через пивную релаксацию – передать ощущение многообразия поиска Пути и «простого человеческого счастья». Звучит извращённо, но по существу. Точно также и Вавилен ищет Прозрения, но почему-то излишне окольными путями и кривыми дорожками. Как субъект мирского порядка (или, вернее, хаоса), он с головой окунается и в жестокий мир бизнеса, и в иллюзорную сферу галлюциногенов …
Достаточно любопытна деталь, касающаяся возможного плагиата: фильм «Generation P» был задуман режиссёром В. Гинзбургом ещё в 2004 году, планировался к выходу в 2009-ом, а технологически сходная американская драма Н. Бёргера «Limitless» – гораздо позже, да и книга В. Пелевина была первый раз издана в 1999 году, то есть раньше, чем роман Алана Глинна «Области тьмы» (первое издание «The dark fields» на русском языке осуществлено в 2008-ом). Идея применения психотропных веществ с целью расширения сознания и выхода в «параллельные миры» сходна; только у В. Пелевина она «натуральней», а у американцев – «химичней» (в отечественной версии фигурируют грибочки-мухоморчики, в их – таблетки неизвестного происхождения). У русских всё оказывается гораздо шире и глубже (в сюжете тесно взаимоувязаны не только поиски личностного самоопределения, но и политтехнологии, и древние боги Месопотамии, и судьба России и мира …), у американцев же налицо – узкая, гламурно блистающая коммерция с претензией на золотые унитазы. У наших «криэйторов» (хотя слово «наши» тоже можно закавычить) – системность мышления, нерасторжимая диалектика личностного и социального; у них – сугубо прагматичный подход к манипулированию своим бессознательным, без серьёзного аналитического вмешательства в его «структуры». Принципиальная суть «Generation P» не в том, что за свой успех нужно платить некому злобному дяде вовне, а в том, что большинством людей манипулирует меньшинство, однако это «элитарное» меньшинство не всегда способно эффективно управлять самим собой, часто отдаётся тьме внутри себя … Морально-нравственная проблематика в произведении В. Гинзбурга преобладает над банально-инстинктивным биологическим самосохранением и глянцевыми амбициями.
Главный вывод любого фильма можно сформулировать в одном-двух предложениях. В данном случае он таков: пятая нога древнего бога на месте его причинного места – современный символ нарастания излишнего в культурно-цивилизационном багаже человечества при дефиците необходимого.
11 мая 2011
Впервые опубликовано в:
Гуреев М.В. Поколение «пепси» или – «пятой ноги»? В. Пелевин теперь реанимирован в кино! // Конкурс рецензий «Кино-Новгород». - Режим доступа: http://2vn.ru/index.php?/topic/144------/ (ссылка устарела: сайт продали системе банков)