Стоящий посреди

Ольга Шульчева-Джарман
Стоящий посреди. Христос, изгоняющий из храма торгующих.

(фреска в нижней церкви Храма Христа Спасителя)

Он, благой – ибо никто не благ, только Бог един – Он посреди бегущей от Него толпы. Все бегут и бегут, завидев Его – бегут прочь, прочь. Рушатся скамьи, но скамьи ли это? Это – гробы, и восставшие из них бегут от лица Его, Бога благого. Вышедшие из гробов в ужасе прячут от Христа свои лица – Он же взирает на них. Взирает не с гневом, но с великой любовью, и бич из триплетеной веревки, нерасторжимой вовек (Еккл. 4, 12)  как великая Троическая любовь, непобедимая, неодолимая, неоставляющая… О, не бойся, Ерма, не оставит тебя Господь, пока не сокрушит или сердце твое, или кости твои!  Духом являемый Христос являет Отца, и рядом с вервью нерасторжимой взлетают голуби…

Ибо зрячие видят в свете Духа Святого,
Кто же Духа увидел, созерцает и Сына,
А кто Сына увидел, тот Отца созерцает,
И Отец вместе с Сыном созерцаем бывает.(*)

(*)Преп. Симеон Новый Богослов. Пер. еп. Илариона (Алфеева). Гимн 40, 1-16 [SC 174, 484-486].


Бич из вервий в руках Христа – не орудие наказание, но символ явления Троицы. На наших глазах совершается Парусия – и решается давний Оригенов и Григориев  вопрос: отчего не спасутся все? Любовь не может этого понести, говорил отец Силуан,  – и печален лик Бога Благого, взирающий на бегущих в ужасе от Него, и увлекающих с собою тварь – напрасно животные оборачивают свои печальные и умные глаза к Творцу, они обречены бежать прочь с людьми, вытягивая шеи (*) в сторону Долгожданного …

(8) «вытянув шею»  - букв. греч выражение у Павла. Рим. 8:19

И что людям, бежащим прочь по опрокинутым скамьям-гробам, до того, что разорвалась завеса храма, что проложена «проходимая стезя к небесе», что явлен Тот, кто больше храма? Он мешает им «торговать», мешает жить в уютной религии.
То, что сделал Иисус до Распятия, было символом Его великих будущих дел. Он, Новый Сампсон, выломал, вывернул с корнем, разрушил вмурованные, как казалось слабым людям, навек в пол храма – который тоже должен был стоять вовек! – скамьи. Сын Мариин привел в ужас всех, уютно устроившихся в храме.
Прошли две тысячи лет, но Он, Бог, разрывающий и рушащий, Он, Распятый Иисус, Муж скорбей, на Котором не оставалось ни единого места целого – и Он жив и сияет посреди них – и нас.

Что за новое чудо совершается ныне?
Бог и ныне желает быть для грешников зримым...
Я страшусь и подумать, как же выражу словом?
Как язык все опишет или трость начертает?
Как поведает слово, как язык мой расскажет,
Как уста изрекут все, что я вижу сегодня?..
Среди ночи глубокой, среди тьмы беспросветной
С изумленьем и страхом я Христа созерцаю.
Небеса отверзая, Он нисходит оттуда,
Со Отцом мне являясь и Божественным Духом.
Он один, но в трех Лицах:
Три в единстве всецелом,
Трисвятое сиянье в трех Божественных солнцах.
Озаряет Он душу ярче солнца земного,
Просвещает Он светом помраченный мой разум...
К тем, кто видит, приходит Он как свет среди света,
В светозарном сиянье все Его созерцают.
Ибо зрячие видят в свете Духа Святого,
Кто же Духа увидел, созерцает и Сына,
А кто Сына увидел, тот Отца созерцает,
И Отец вместе с Сыном созерцаем бывает.
Все сие, как сказал я, происходит со мною,
Несказанное чудо я едва понимаю,
Вдалеке созерцая красоту, что незрима
Из-за яркого света ослепительной славы...
Трепеща, ужасаясь, я пришел в исступленье
И не мог выносить я нестерпимую славу
В эту ночь ощущений несказанных и странных...

(*) (*)Преп. Симеон Новый Богослов.

Он невыносим для тех, кого Он, Новый Сампсон, силой Своей выхватил из гробов…
Невозможно было перевернуть храмовые скамьи, и еще более невозможно перевернуть гробы – но Иисус сделал и то, и другое – как прообразование и осуществление образа. И светел, и печален Его взгляд, обращенный на бежащих прочь, не желающих быть с Ним, отвергающих Его дружбу Божественную – те, кто не умеет дружить, не могут быть с Ним. Никто не желает говорить с Ним, со Словом Воплощенным – все бегут, как звери, а звери обращают в надежде морды-лики к Нему. Но эта тайна уже – за гранью иконы. Мы можем только чаять, что Могущий из камней создать чад Аврааму не забудет вола молотящего, овцу, влекомую на заклание, и птиц, продаваемых за мелкую монету…

Но здесь видим мы – пришел Он к Своим, и Свои Его не приняли. Он стал посреди них – сколько раз Он становился посреди! В Ветхом Завете Он обитал в скинии посреди Израиля – Он, «хотящий бытии воплощенным», Он открывал Моисею Имя Свое – « Я буду с вами – но только так, как только Я буду с вами» - Он свободный и негордый Бог.(*)
(*) «мой негордый Бог!» - выражение преп. Симеона Нового Богослова.

Он изображал Свой странный и страшный приход и пребывание посреди Своего народа, отождествляя Себя, ставя посреди, рядом с собой, больного ( то есть пораженного Богом грешника, в понимании иудеев), ребенка (невежду в законе, бесправное существо), жену блудницу ( образ, еще у пророков использованный – образ народа, отвергнувшего Его)… и Он, наконец, посреди апостолов, с умывальницей и полотенцем, препоясанный, как последний раб. Бог желает быть так с Своими – «Я посреди вас, как служащий».

И снова – Он посреди.

И это – Парусия, и это – Суд – явление Его посреди всех, навсегда живых и воскресших, как Он. И для всех осуществляется кризис, суд, выбор… но никто не идет к нему…
Верно говорил преподобный Исаак Сирин, что «мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!»  Бежат от лица Его ненавидящие Его…

Это икона, словно обратная иконе Сошествия во ад – когда Христа встречают друзья Его, ждавшие Его.

Как печальна эта икона «Изгнания торгующих»  сама по себе – но икона включает и пространство перед ней, и у нас есть выбор, и мы можем выбрать – не бежать прочь, а стать «верующими во имя Его», о которых говорит таинник Иоанн Богослов…

Да! Ни к чему искать Его!
Он – посреди. Ни одного
душа не устоит.
Он здесь – смотри!
Он здесь – иди!
Он – приходящий всех спасти,
Он – плен разрушит,
Он – грядет!

… Но – прочь и прочь
бежит народ
по опрокинутым скамьям,
хватая
золото и хлам.

…Вот Он – стоящий посреди!
Он – одинокий,
Он – Один.

О, голубь!
Клетку потеряв,
К рукам Его лети!





цитата из преп. Исаака Сирина полностью:
«Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение, вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Не уместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой».


Буду благодарна, если кто-нибудь поможет мне найти фотографию этой замечательной росписи.