Пособие по написанию рецензий

Олег Маляренко
    Подавляющее число читателей сайта не удосуживаются по прочтении очередного шедевра откликнуться на него рецензией, или, как её называют некоторые, рецкой.  И дело здесь не в равнодушии или лени, а гораздо глубже. Сам процесс написания рецензий требует внимательного прочтения, глубокого осмысления и трогательного отношения к автору. А это требует умственного напряжения, поисков подходящих мыслей и непродуктивной траты времени. Задача настоящего пособия состоит в том, чтобы сделать указанный процесс более лёгким, скорым, доступным и приятным.
    Скажем, что любому автору симпатично получать на свои произведения (в дальнейшем для краткости будем называть их текстами) рецензии, и чем больше, тем лучше, особенно в тех случае, когда они благожелательные. Рецензии свидетельствуют о том, что мысли, чувства и одарённость автора находят положительный отклик в умах и сердцах благодарных читателей.
    Немаловажно то, что рецензии напрямую влияют на рейтинг текста. Если кто-либо мне скажет, что свой рейтинг его не интересует, то я ему не поверю. Это всё равно, что сказать, будто его не волнует, какая у него зарплата. Плох тот автор, который не стремится занять постоянное место в первых рядах рейтингующих.
    Теперь остановимся на том, кому писать рецензии. В принципе, писать можно любому, лишь бы был хороший человек. Но и здесь имеются свои приоритеты. В первую очередь следует рецензировать тексты друзей и знакомых, которые на сайте окучивают свои грядки. Когда вы пишете им рецензии, то, как порядочные люди, они в ответ отрецензируют ваши тексты. Для малоизвестных авторов надо глядеть на соотношение между написанными и полученными рецензиями. Если оно более чем полтора, то при желании смело пишите свою. В противном случае ваши шансы получить ответную рецензию крайне низки. Косвенным образом на рейтинг немного влияет также и качество текста.
    Всякая рецензия должна отражать общее впечатление от текста, что он напоминает, его читабельность, мнение о сюжете, образах, стиле и концовке, а также замечание и подпись.
    1.Впечатление
    Это начальная и самая главная часть рецензии. Естественно, она должна быть положительной, иначе ни один уважающий себя автор дальше читать её не будет. Здесь не следует экономить на эпитетах. Вполне уместны следующие: интересно, прекрасно, впечатляюще, увлекательно, живо, здорово, понравилось, нескучно, шедевр, великолепно, чушь собачья, колоритно, душевно, мощно, захватывающе, классно, смешно, потрясающе, забавно.
    Не допустимы эпитеты: гениально и выдающееся. Всё равно никто не поверит.
    Большую ошибку совершают те, кто на этом рецензию и заканчивает, тем самым превращая её в пустую формальность. На такие рецензии авторы очень обижаются, ибо в таком случае получается только какой-то отклик или отзыв.
    2. Похожесть
    Всякий текст напоминает всегда чей-то. Желательно, не скупясь, для сравнения подобрать подходящего писателя. Неплохо идут: Гоголь, Булгаков, Пелевин, Д. Донцова, Р. Шекли и Козьма Прутков. Авторское тщеславие щекотки не боится.
    3. Читабельность
    Имеется в виду зрительное восприятие текста. Наиболее подходящими являются: с интересом, захватывающе, не мог остановиться, с удовольствием, от первой строки до последней, так себе, на одном дыхании, с восторгом, зацепляет.
    4. Сюжет
    Это скелет текста, натянутый талантом автора. Будем строги и немногословны: закрученный, стремительный, интересный, интригующий, зацепил.
    5. Образы
    Без образов текст остаётся всего лишь только текстом. После тщательного отбора остановились на: интересные, реалистичные, жизненные, незаурядные, бесподобные.
    6. Стиль (слог)
    Стиль – это человек (Ж. Бюффон). Нигде так не проявляется нутро автора, как в стиле. Бывает: отличный, яркий, живой, мощный, нестандартный, нешаблонный, неизбитый, красивый, тупой, литературный, глубокий, своеобразный.
    7. Концовка
    В концовке чаще всего вскрывается суть текста и выясняется, что именно хотел сказать автор. Рецензируемым льстят следующие эпитеты: неожиданная, непредвиденная, предвиденная, но не сразу, потрясающая и неясная.
    8. Замечания
    Завершают рецензию и придают ей остроту. Главное, не переборщить перца. Замечания не должны задевать автора, снижать его самооценку, но при этом слегка пожурить. Вполне безобидными являются: ссылки на опечатки (а у кого их нет?),  расширить текст (для коротких) и сократить (для раздутых).
    Нежелательны замечания типа «не бывает небо зелёным». Раз так автор это написал, значит оно такое и есть.
    9. Окончание
    Подводит итог рецензии и указывает на отношение к рецензируемому. Стандартными служат: с уважением, с улыбкой, успехов и спасибо. Ни в коем случае нельзя сокращать до: с ув., с ул., усп. и спас.
    Перед началом написания рецензии надо как минимум прочитать рецензируемый текст. Если для этого у вас нет времени, то прочтите,  хотя бы его половину. Совершенно недопустимо ограничиться только чтением начала и конца текста.
    При написании рецензии следует неукоснительно соблюдать последовательность пунктов 1…9. Несоблюдение этого портит общее впечатление от рецензии. В каждом пункте пособия выбираете симпатичное вам слово и копируете его (Ctrl+C). Затем вставляете его в подходящее место рецензии (Ctrl+V). Благотворно влияет на автора текста его цитирование. При этом рекомендуется брать цитату из середины текста, а не из конца, чтобы отмести подозрения, что текст целиком не читан.
    Крайне нежелательно, чтобы рецензия была похожа на пиар себя любимого.
    Подписывать своим ником рецензию не обязательно. Он появится автоматически без вашего участия. Если не сильно спешить, то пользуясь настоящим пособием можно написать любую рецензию не более чем за минуту.
    Сие пособие составлено на основе длительного и кропотливого изучения огромного количества рецензий, пестрящих на сайте. Все примеры взяты оттуда.
    Если у вас есть замечания по пособию, а также предложения по его изменению, сокращению, расширению, улучшению и т.д., то присылайте их, и они будут с благодарностью приняты и учтены в последующих редакциях пособия.
    Автор данного пособия вынашивает план создания пособия по ответам на получаемые рецензии.

    Ура! Выносил! http://www.proza.ru/2011/06/07/1502