Пионерские ступени

Просто Валерия
                Когда я училась в 6-м классе, у советских  пионеров неожиданно появились «друзья» - пионерские ступени. Они так и представляли себя в песне:
«И в труде, и в звонкой песне,
От зари и до зари,
Мы всегда с друзьями вместе:
Мы ступеньки, три ступеньки,
Раз, два, три!»
               Центральный Совет пионерской организации установил список знаний, умений и навыков, которым должны овладевать пионеры. Первую ступеньку нам зачли автоматически, а на освоение  второй оставался всего год. Предстояло выполнить 26 пунктов. Я отметила галочками уже освоенные, а точкой – те, с которыми помогут учителя. Например, выучить «не менее трёх песен народов СССР и зарубежных стран», научиться «оказывать первую помощь при ушибах, порезах и ожогах», выращивать сельскохозяйственных животных.

              Но кое-что тревожило. В п.15 были нормативы по бегу, прыжкам, лыжам и другим видам спорта. Результаты проверялись на уроках физкультуры, но надо было тренироваться. Пока позволяла погода, мы с папой ходили с рулеткой и верёвкой на безлюдное место, где я занималась прыжками. Наконец, заветные 95 см в высоту и 2 м 60 см в длину были достигнуты. Наступила зима, а с ней – подготовка по лыжам («пройти не менее 2 км») и конькам («пробежать не менее 500 м».)

              А в школе уже готовили грандиозную выставку, на которую каждый пионер был обязан представить не менее двух поделок. Девочкам разрешили, вместо столярных изделий, принести своё шитьё и вышивание. Поскольку значка «Юная вышивальщица» не существовало, а мои работы были признаны лучшими, меня наградили значком «Юный техник», который я гордо носила до самого вступления в комсомол. На значке были изображены мальчик с моделью самолёта и девочка с радиоприёмником. Видимо, моё вышивание крестиком жюри приравняло к занятиям радиотехникой.

              П.22 гласил: «Научись танцевать со звеном или отрядом не менее пяти массовых танцев». Танцевать я не умела, а это было необходимо. Вот и в песне о ступенях  слова «учиться», «работать» и «плясать» стояли рядом:
«Пионерские ступени
Всем помогут перенять
Много навыков, умений -
Как учиться, как работать, как плясать».
 Прикреплённая к нам старшеклассница  выбрала для выступления «танец кукол», состоящий из несложных замедленных движений. Позднее слово «плясать» в песне о ступеньках заменили словом  «мечтать», к большой моей радости: мечтать я умела намного лучше, чем плясать. А «танец кукол» мне зачли, не требуя исполнения ещё 4-х.

              В п.19 говорилось: «Прими участие в трёх-четырёх походах с ночёвкой». В мае был организован поход: несколько девочек, 28-летняя учительница географии и восемнадцатилетняя вожатая должны были провести в лесу 2 дня и ночь, научиться ориентироваться по азимуту и разбивать бивуак. Но родители категорически отказались отпустить меня. Почему-то их не  убедил довод, что с нами Александра Ивановна, а значит, ничего не случится. Небольшим утешением стало то, что я и без похода умела пользоваться компасом и знала азбуку Морзе (это тоже было в п.19).

              Все остальные требования я выполнила  в полном объёме: и исторические места города изучила, и в озеленении улиц участвовала, и сорняки на пришкольном участке полола, и кроликов кормила, и творчество двух художников изучила, и с октябрятами занималась. Таким образом, к концу 6 класса  на отрядном сборе меня перевели на 3-тью ступень, как, впрочем, и тех, кто выполнил не все пункты.

              Когда я рассказала о ступенях внукам, они стали смеяться. Конечно, другое время, другие дети. Да и я с улыбкой вспоминаю, как серьёзно отнеслась тогда к перечню знаний, умений и навыков. Но ведь освоила почти всё! Значит, не такая уж плохая была идея.